Акустические системы «закрытый ящик» на 75ГДШ33-16 из гипсокартона

В среде радиолюбителей популярна максима – «лучший передатчик это антенна!». В звуковоспроизведении, акустические системы, если и не лучший усилитель, то вклад в общее звучание имеет очень весомый. И также как и с хорошей антенной, дело это громоздкое и дорогое. Задумав собрать «тракт» — проигрыватель-усилитель-акустика, определился с усилителем. По разным причинам он оказался весьма небольшой мощности, а значит, требовались акустические системы достаточно высокой чувствительности. Выбор пал на «кинотеатральные» 75ГДШ33-16. Понравились по параметрам — мощность 75 Вт, сопротивлением 16 Ом. Ом-м-м-м. Такая здоровенная кастрюля, доложу я вам, но чувствительности изрядной — 94…96 дБ. Отечественная, понятно, в Новосибирске делают. Кроме параметров, немаловажно, что головка широкополосная. С одной стороны конечно сужение диапазона воспроизводимых частот, с другой – чрезвычайное упрощение конструкции, ибо грамотно сделать фильтры, не так-то просто.

Акустическое оформление. Суть в том, что динамик самостоятельно, полноценно звучать не может – звуковые колебания от прямого и обратного хода диффузора взаимно ослабляются и КПД такой акустики очень и очень невелик. Требуется эти колебания разделить и погасить или инвертировать по фазе обратные. Это достигается разными приемами, реализация которых и называется «акустическим оформлением». Их не так уж и много, из самых распространенных – «закрытый ящик», «щит» или его чаще использующийся вариант «открытый ящик», «фазоинвертор». Каждый из способов обладает как присущими ему недостатками, так и достоинствами.

Выбор акустического оформления для конкретного динамика, кроме того, не так уж велик – каждый из них, по сочетанию параметров примерно предназначается для определенного типа акустического оформления. Ну и сфера использования, так сказать, налагает… Словом, выбран был тип оформления «закрытый ящик», как самый радикальный, если не мелочиться с размерами, здесь тоже решено было не скупердяйничать и выполнить корпуса как часть жилого помещения и с изрядным объемом, благо, квартира была – бетонные стены, да пол с потолком и строительно-отделочные работы нами тогда только-только начинались.

Итак, «закрытый ящик». Здесь с ненужными колебаниями поступают решительно: запертые в замкнутом пространстве позади диффузора, они рано или поздно угаснут, и превратятся в тепло. Количество этого тепла мизерно, но в мире акустики все носит характер малых возмущений, поэтому то, как происходит этот термодинамический обмен, небезразлично для характеристик акустической системы. Если позволить звуковым волнам внутри корпуса громкоговорителя болтаться без присмотра, значительная часть энергии будет рассеяна на содержащемся внутри корпуса объеме воздуха, он, пусть и незначительно, нагреется и изменится упругость воздушного объема, причем в сторону повышения жесткости. Для того, чтобы этого не происходило, применяют заполнение внутреннего объема звукопоглощающим волокнистым материалом. Поглощая звук, этот материал (обычно вата, натуральная, синтетическая, стеклянная или минеральная), поглощает и тепло. Из-за существенно большей, чем у воздуха, теплоемкости звукопоглощающих волокон повышение температуры становится намного меньше и динамику «кажется», что позади него существенно больший объем, нежели не самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения «акустического» объема по сравнению с геометрическим на 15 — 20%. В этом, а вовсе не в поглощении стоячих волн, как считают многие, заключается основной смысл введения звукопоглощающего материала в закрытые громкоговорители.

Разновидностью этого типа акустического оформления является так называемый «бесконечный экран». Бесконечным экраном принято считать закрытый ящик с объемом настолько большим, что упругость заключенного внутри него воздуха значительно меньше упругости подвески диффузора, так что динамик эту упругость просто не замечает и характеристики акустической системы определяются только параметрами головки. Где проходит та граница, начиная с которой объем ящика становится как бы бесконечным, зависит от параметров динамика. Впрочем, для сравнения – в автозвуке, таким объемом всегда оказывается внутренний объем багажника, который, даже у небольшого автомобиля будет давать реакцию «бесконечно большого» объема даже для большого динамика.

Акустическое оформление обладает следующими достоинствами — простота расчета характеристик. У закрытого ящика есть всего один параметр – внутренний объем. И в случае «бесконечный экран» можно и вовсе, почти на глазок – за счет габаритов. При грамотном выборе параметров головки и объема для нее, закрытый ящик не имеет себе равных в области импульсных характеристик, в значительной мере определяющих субъективное восприятие басовых нот.

Итак, тип оформления и динамики выбраны. Выбрано место в квартире для АС и принято решение делать их
корпуса «интегрированными» в планировку.

Чтоб сориентироваться на местности… Однокомнатная квартира в новостройке, около 60м2. Внешние стены помещения бетонные, все внутри – гипсокартон. Сделать коробку АС, решено также из гипсокартона.

Что было использовано при работе.

Инструменты.
Собственно, классический «набор гастарбайтера» — шпатели, кисти, валики. Выдавливалка для герметика, лестница-стремянка. Пригодится шуруповерт, дрель, небольшая УШМ. Кое где, не будет лишним и перфоратор. Для наклеивания обоев – валик, корытце, специальные ролики для прикатывания. Из выделяющегося из списка – ручная фрезерная машинка с оснасткой «циркулем».

Материалы.
Кроме самих динамиков и гипсокартона со специальными профилями, понадобились провода, клеммы для акустических систем, много саморезов, акриловый герметик, рулонный утеплитель (минеральная вата), сосновый щит подходящего размера. Понятно – обои для внешней оклейки и клей для них, клей ПВА для грунтовки или готовый грунт, емкости, всякие сопутствующие мелочи.

Итак. Штатную кладовку из гипсокартона пришлось основательно разобрать – помимо сугубо архитектурных работ, пришлось еще и укреплять стенку и возводить коробки акустической системы.

На фото, стрелочками показаны «интегрированные» полости – будущие корпуса АС. Габаритный размер коробок около 500х300мм в сечении, ну и от пола до потолка — 2.75м.

Все работы велись штанными материалами для монтажа гипсокартонных стен – жестяные профили, крепеж. Стенки корпусов двойные (в два слоя) с тщательной проклейкой ПВА между слоями. Профилей тоже не жалел на укрепления и распорки. Внизу одного из коробов, была выведена розетка (маленькая стрелочка на фото), пришлось отгородить ей небольшую герметичную полость. Внутренняя поверхность коробок тщательно грунтовалась, затем в несколько слоев промазывалась разведенным водой акриловым герметиком. После высыхания, тем же герметиком тщательно промазывались все углы.

Фото одного из коробов из самой кладовки. Маленькая стрелочка показывает место выведения клеммной колодки для обоих АС. После укладки проводов внутри корпусов и стенки, внутренность коробок была частично заполнена рыхлым слоем минеральной ваты.

Для крепления тяжелых динамиков, были изготовлены этакие фланцы из соснового мебельного щита. Фрезерной машинкой с «циркулем». После нескольких слоев лака, установлены на герметик и изрядное количество саморезов. Длинна последних выбрана несколько большей, чем толщина стенки АС и концы их внутри корпусов, вворачивались в жестяные квадратики. Фото выше – вид после демонтажа динамиков через несколько лет, для наглядности.

Динамики к деревянному фланцу крепились также саморезами через слой акрилового герметика.

Через некоторое время эксплуатации, решил несколько доработать АС добавив высокочастотные динамики подходящей чувствительности и сопротивления.

Ими были 10 ГДВ-6, той же НОЭМА, с простейшим фильтром из конденсатора.

Для крепления динамика были вырезаны аналогичные фланцы, размещенные ниже основных динамиков – ВЧ головки имеют довольно узкую диаграмму направленности и так они оказывались на уровне головы сидящего в кресле.

Признаться, существенного расширения диапазона частот не произошло, но тарелки и щетки в джазовой музыке стали слышны получше.

В таком виде, акустические системы работали около пяти лет, пока мы не уехали из города. Качество воспроизведения музыки оказалось превосходным, долгое прослушивание ни чуть не утомляло, что говорит об отсутствии существенных неровностей АЧХ. Инструментальных измерений не проводилось. Чувствительность АС оказалась превосходной – мощности лампового усилителя по 0,8Вт на каждый канал, было достаточно для очень большой громкости, вплоть до соседского колочения по батареям отопления. Басы были очень хороши, без инфразвука, но очень плотные и без всяких призвуков. Любители дискотечной музыки, возможно и не оценили бы, но джаз, рок и инструментальная музыка, звучали очень хорошо. Единственным существенным недостатком конструкции, следует считать невозможность «расстановки» в помещении, в том числе в удаленности от стен. С другой стороны, помещение, все же не концертный зал, но однокомнатная квартира невеликих размеров, с этим пришлось смириться.

После переезда и сдачи квартиры в наем, в очередной приезд, во время косметического ремонта, динамики были демонтированы, отверстия заделаны и заклеены обоями. Вот такая история этой необычной акустической системы.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru