Андрей Кончаловский: «Дорогие товарищи» – драматическая история, которая исследует человеческую душу. ЭКСКЛЮЗИВ | статьи на bitclass

Фильм «Дорогие товарищи» представит Россию на Венецианском кинофестивале. Как шла работа над картиной, каковы ожидания от фестиваля, телеканалу «МИР 24» рассказал народный артист РСФСР, режиссер Андрей Кончаловский.

— Почему Вы решили экранизировать Новочеркасскую трагедию? И почему именно сейчас?

Андрей Кончаловский: Любая тема приходит без рациональных объяснений. Это как спросить композитора, почему он решил написать пятую симфонию? Рационального объяснения творческому процессу я давать не могу и не хочу. Мне показалось, что тема драматическая, которая дает возможность исследовать человеческую душу.

— О чем эта картина? О трагедии человека, который переживает крах идеалов? О насилии государства?

Андрей Кончаловский: Когда демонстрацию людей, которые пришли требовать справедливости, начинают расстреливать, неизбежно возникает человеческая трагедия. У меня не было желания делать что-либо с точки зрения политики актуальное. Это ужасное слово, оно абсолютно вульгаризировано. Актуально – это то, что волнует. Если вы плачете, смеетесь, пугаетесь, когда смотрите картину, это актуально. Если вы смотрите и говорите «круто», это что-то другое. Я стараюсь заниматься искусством. Искусство должно возбуждать чувства.

— Главная роль изначально была написана для Юлии Высоцкой?

Андрей Кончаловский: Идея сделать центральным характером партийного работника-женщину пришла после того, как я понял, что Юлия может сделать серьезную, большую трагическую роль, поэтому выбора не было. Я знал, что это будет делать она. Мне хотелось сделать героиню советским партийным работником, таким, каким были наши родители. В той или иной степени они все прошли войну, строили коммунизм, верили, что строят светлое будущее. Она, конечно, не Зоя Космодемьянская, но это примеры такого рода – убежденные люди, которые прошли войну, которые знали, за что они умирали, боролись. Я хочу отдать дань уважения и памяти этим людям.

— То, что Юлия Высоцкая родом из Новочеркасска, помогло ей в работе над ролью?

Андрей Кончаловский: Что касается Новочеркасска, то облегчило во многом, потому что она там своя, она может говорить на этом говоре южном, ей не нужно было усилий, чтобы стать там своей.

— Что было самым сложным в работе над фильмом?

Андрей Кончаловский: Восстановить всю эпоху, 60-е годы. Этот так же сложно, как восстановить 19-й век. Все ушло – машин этих нет, телефонов-автоматов нет, таких гастрономов нет. Мы хотели создать картину, очень точно воспроизводящую эпоху. Сегодня является одним из главных недостатков современного кино, что режиссеры, снимающие картины про разные эпохи, – революцию или перестройку, оттепель, эпохи не чувствуют. Очень много сейчас подражания Голливуду, а голливудские фильмы не имеют запаха, они сделаны из пластмассы.

Для меня главным было восстановить запах эпохи, советские лица. Они другие, чем сегодня. Они не знали, что такое селфи, у нас проклятие селфи – все хотят сняться и выглядеть вместо того, чтобы быть.

— Какую роль в фильме играет музыка? Вы сразу знали, что в нем прозвучит Дунаевский?

Андрей Кончаловский: В картине это играет очень важную роль, как символ той эпохи, эпохи Сталина, эпохи Победы, трагической эпохи последних лет жизни Сталина.

— Сколько времени Вы работали над фильмом «Дорогие товарищи»?

Андрей Кончаловский: Когда меня спрашивают, долго ли я готовился к картине, я говорю, что к этой картине я готовился 60 лет, с тех пор, как начал снимать кино. До этого я мог сказать 58, до этого мог сказать – 56. Когда начинаешь снимать первый фильм, ты уже готовишься к тому, что будет через 50 лет, если еще есть желание снимать.

— Кто помогал Вам в создании картины?

Андрей Кончаловский: Я вряд ли бы снял эту картину, если бы у меня не было моих соратников, друзей. Соавтор Елена Киселева – как актриса, которая играет главную роль, главный продюсер картины Алишер Усманов, без которого я вряд ли нашел бы все средства, чтобы снять этот фильм. Мы с Алишером Усмановым уже снимаем третью картину, я очень ему благодарен, что он дает мне возможность творить свободно, не думая о том, что фильм должен быть обязательно кассовым или зрелищным, и что обязательно надо вернуть вложенные деньги.

Вы не первый раз принимаете участие в фестивале. Какие ожидания от Венеции сейчас?

Андрей Кончаловский: Я очень люблю закаты. Закаты солнца в Венеции на острове Джудекка очень красивые. Это самое главное ожидание я несу в себе уже месяц, с тех пор как узнал, что картина едет в Венецию.

— Премьера в Венеции 7 сентября, а когда в России?

Андрей Кончаловский: Я хотел бы, чтобы картина вышла 7 ноября этого года в годовщину Великой Октябрьской cоциалистической революции. Это было бы правильно.

Схожее по теме