Автографы в небе: легендарной пилотажной группе «Русские Витязи» – 30 лет | статьи на bitclass

5 апреля авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» празднует свой 30-летний юбилей. Сейчас о ней знают во всех уголках нашей страны и далеко за ее пределами. На международных авиашоу мастерству наших пилотов ежегодно рукоплещут миллионы зрителей. Ведь большинство участников таких шоу из других стран выполняют свои трюки на легких и маневренных самолетах, а не на боевых машинах, как «Русские Витязи». Наши же летчики – единственная в мире пилотажная команда, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель».

Так что наша пилотажная группа является символом мощи Воздушно-космических сил России. Она успешно пропагандирует возможности отечественных боевых самолетов и наших летчиков. «Русские Витязи» – обладатели ряда мировых рекордов и элита ВКС РФ.

Многоцелевой истребитель Су-30СМ пилотажной группы «Русские Витязи» во время выступления в рамках международного военно-технического форума «Армия-2017» на аэродроме Кубинка. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

От одиночного пилотажа до «Кубинского бриллианта»

Все началось с того, что в мае 1989 года на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники на аэродроме Кубинка (тогда 234 истребительно-авиационный полк) поступили истребители Су-27. Новая техника была освоена довольно быстро, и скоро самые опытные летчики приступили к тренировочным полетам в составе пары, а потом тройки и даже четверки машин. Поначалу маневрирование давалось непросто, ведь машины были большими и тяжелыми. Но именно поэтому мастерство российских летчиков и вызвало такую бурю восторга, когда эти громады стали подчиняться им.

5 апреля авиационная группа высшего пилотажа официально была сформирована. Так что именно этот день считается днем рождения «Русских Витязей». Они входят в состав Центра показа авиационной техники имени Кожедуба (ЦПАТ) и базируются на аэродроме Кубинка под Москвой. Сегодня они – постоянные участники всевозможных международных авиасалонов, а также авиационных мероприятий, которые проводятся на территории России и за ее пределами.

Уже через четыре месяца после создания группы «Русские Витязи» впервые выступили за рубежом, на авиашоу в Польше. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Вслед за этим «Витязи» совершили визит в Англию, где шестерка наших летчиков на Су-27 прошла строем над резиденцией английской королевы в Шотландии. Там их сопровождала британская эскадрилья «Red Arrows». Говорят, что королева Елизавета II была в полном восторге от сверкающего строя грозных истребителей.

Вслед за этим последовали выступления пилотажной группы на аэрошоу в британских Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с той же эскадрильей.

В дальнейшем пилотажу «Русских витязей» рукоплескали зрители в самых разных уголках земного шара: на авиасалонах и авиашоу во Франции, США, Канаде, Китае, Чехии, Словакии, Голландии, Норвегии, Люксембурге, Бельгии, ОАЭ, Малайзии, Туркмении, Финляндии, Бахрейне. Везде они были яркими представителями нашей страны, демонстрируя мощь и маневренность отечественной техники и филигранное мастерство пилотов.

В России «Русские Витязи» скоро стали непременными участниками международного авиасалона МАКС, гидроавиасалона в Геленджике, а также Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге. Свое мастерство пилотажная группа представляет по всей России, включая такие города, как Ростов-на-Дону, Пушкин, Монино, Жуковский, Саранск, Пенза, Ханты-Мансийск, Сургут, Ямал, Салехард, Ахтубинск, Дудинка, Новосибирск, Череповец, Вологда и Владивосток. А 9 мая «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» ежегодно пролетают над Красной площадью во время воздушной части парада Победы.

Группы высшего пилотажа «Русские витязи» на самолетах Су-30СМ и «Стрижи» на самолетах МиГ-29 над аэродромом Кубинка после участия в генеральной репетиции воздушной части парада, посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Пилотажная группа также сопровождала авиалайнеры британской королевы Елизаветы II и французского президента Жака Ширака во время их визитов в Россию в 1994 и 1997 годах.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов, выстроенных в «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Это стало мировым рекордом в истории авиации, за который девятка летчиков получила прозвище «Кубинский бриллиант».

На каких самолетах летают «Русские Витязи»

Сегодня знаменитая пилотажная группа летает уже на трех типах самолетов: Су-27, Су-30СМ и на новейших многофункциональных сверхманевренных истребителях Су-35С. Профессионалы утверждают, что эти самолеты позволяет на равных противостоять зарубежным истребителям 5-го поколения. В их конструкции применено переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги, что делает машину сверхманевренной. Самолеты способны сохранять управляемость даже на очень больших углах атаки с высокими перегрузками и изменять положение относительно воздушного потока. Это обеспечивает безопасность маневрирования в бою.

Высший пилотаж, которым любуются миллионы зрителей, это не просто красиво. Каждая фигура, которую «рисуют» в небе самолеты, предназначена для ухода от противника в реальном бою. Конечно, там все происходит иначе, но суть от этого не меняется. Атакующий стремится занять выгодное для атаки положение, а преследуемый – увернуться от выпущенной ракеты и зайти противнику в хвост, чтобы потом атаковать его.

Сноп ярких огней, которые выпускают самолеты при пролете в одиночку или группой, – это также не только элемент, усиливающий зрелищность авиашоу. Это тепловые ловушки – ложные цели, которые в реальном бою «обманывают» ракеты неприятеля, оттягивая на себя их инфракрасные головки самонаведения. Их нужно уничтожить, не меняя точно выверенной картины полета. Так что на авиашоу мы видим игровой и очень эффектный вариант реального боя.

Кого берут в пилотажную группу

Говорят, что по собственному желанию летчики из «Русских Витязей» не уходят. Ведь эта пилотажная группа – вершина карьеры боевого летчика. Чтобы летать как они, пилоты учатся годами. Их работа почетна, трудна и красива.

Но попасть в эту легендарную группу все же можно. Во-первых, за крылом «Русские Витязей» остались целых 30 лет их истории, а рано или поздно летчики все же уходят в отставку. Во-вторых, есть цель подготовить второй состав пилотажной группы. И, наконец, техники и задач у «Русских Витязей постепенно становится все больше. Поэтому время от времени они приглашают лучших пилотов ВКС России принять участие в конкурсе, чтобы войти в состав пилотажной группы.

Как рассказывал в одном из своих интервью командир группы, гвардии подполковник Сергей Щеглов, будущих «Витязей» отбирают из числа военных летчиков не ниже 2 класса, которые служат в строевых частях ВКС России. «Обычно пилот высказывает в личной беседе с представителями нашей группы желание летать у нас, после чего мы принимаем решение о том, стоит ли этого пилота вызвать на экзамен. Если решение положительное, посылаем в часть официальную телеграмму, и кандидат едет к нам экзаменоваться. Оценивается и теоретическая, и физическая подготовка и, конечно же, летное мастерство».

Истребитель Су-З0СМ пилотажной группы «Русские Витязи» на военном аэродроме Кубинки во время репетиции воздушной части военного парада на Красной площади, посвященного 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Татьяна Белякова/ТАСС

Каждый кандидат должен быть очень здоровым человеком, с отличным вестибулярным аппаратом.

О том, насколько выносливым должен быть кандидат, говорит тот факт, что при одиночном пилотаже перегрузка может доходить до 9 единиц. Это значит, что на человека давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. При групповом пилотаже перегрузки чуть ниже, но все равно значительные. По словам летчиков, даже при перегрузке в 3 единицы уже трудно оторвать руку от колена. И в этих условиях летчики должны молниеносно соображать, виртуозно управлять самолетом и мгновенно реагировать на действия ведущего, точно выдерживая свое место в строю. А ведь в некоторых показах интервал между тяжелыми истребителями может составлять не более двух метров при скорости машин около 600-700 км в час.

Когда летчик уже принят в группу и приступает к программе пилотажной подготовки, он сперва летает в одиночку, потом в двойке и в тройке, где один ведущий и два ведомых. В таком варианте он осваивает весь комплекс высшего пилотажа на малой высоте. Затем то же самое изучается в строе типа «ромб», потом в пятерке, в шестерке. И постепенно приобретаются все необходимые навыки. Так что дефицит кадров пилотажной группе не грозит.

Решающий аргумент, или Какова сверхзадача подразделения

Когда «Русские Витязи» не выступают, они все время тренируются, в том числе и участвуют в учениях по отстрелу учебных целей. А также работают над «графикой» полета. Ведь для того, чтобы выступление на шоу было эффектным, пилотаж должен отличаться от боевого. Он должен быть очень энергичным и четким. Количество фигур должно быть сконцентрировано во времени, а промежутки между перестроениями и фигурами сведены до минимума.

В результате мы видим не мельтешение самолетов в небе, а гармоничный и эффектный полет, который демонстрирует всю красоту, управляемость и опасную силу боевых машин. «Русские Витязи», восхищая миллионы зрителей своим мастерством, одновременно демонстрируют возможности машин, что является серьезным и часто решающим маркетинговым ходом. Сейчас наши истребители уже стоят на вооружении ряда стран, и количество самолетов, поставляемых за рубеж, все время растет.

Пилотажная группа «Русские Витязи» после выступления на авиационно-космической выставке в рамках LIMA-2017. Это одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе выставок вооружений и военной техники, участие в которой примут более 40 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Марина Лысцева/ТАСС

Но и это еще не все. «Русские Витязи» – это парадная витрина российской армии. Это реклама военной мощи нашей страны. Поскольку страна, которая способна производить такую технику, готовить таких пилотов и добиваться таких результатов – это, безусловно, сильная страна, которая заслуживает уважения и восхищения.