Большая резиномоторная модель из потолочной плитки

В данной статье описано изготовление большой резиномоторной модели с объемным фюзеляжем и размахом крыла чуть меньше 1 метра. Модель выполнена из потолочной плитки с применением фанеры и реек. Технология изготовления проста, а потому повторить такую модель сможет каждый школьник.

Материалы:
— потолочная плитка
— рейки
— тонкая фанера
— стальная проволока
— нитки
— рыбацкая резина
— пластиковая бутылка
— скотч
— бамбуковые шпажки
— серпянка
— резинки для денег

Инструменты:
— клеи потолочный, ПВА и эпоскидный (пятиминутка)
— резак
— шило
— наждачка
— шуруповерт и сверла
— плоскогубцы
— кусачки
— лобзик
— ручка
— линейка
— угольник
— ножницы

Размеры данной модели подбирались, так сказать, под имеющийся материал, а потому чертежа с конкретными размерами нет. Но общий принцип постройки будет понятен. Некоторые размеры будут указаны в тексте.

Шаг 1. Изготовление крыла.

Вырезаем консоли (400х150 мм – 4 штуки) и переднюю кромку (370х10 мм – 2 шт) из потолочной плитки, и приклеиваем кромки к нижним частям консолей.

Склеиваем нижние части вместе и добавляем в передней части кусочек из потолочки. Линия – положение лонжерона крыла.

Сам лонжерон тоже из потолочки (ширина 10 мм). Чтобы сделать поперечный угол V, вырезаем из потолочки две заготовки V-образной формы и усиливаем одну из них серпянкой.

Склеиваем лонжерон.

И обрезаем лишнюю серпянку.

Приклеиваем лонжерон к нижней плоскости крыла.

Стык консолей усиливаем серпянкой и промазываем ее сверху потолочным клеем.

Верхние части крыла (375х150 мм – 2 штуки) загибаем на трубе или об край стола и приклеиваем к нижней части. Центроплан вырезаем из потолочки (150х48 мм) и приклеиваем, смазав клеем стыки. Сушить лучше над небольшим грузом, подложив под концы крыла книги или другие предметы, чтобы крыло обрело конечную форму.

Закругляем наждачкой переднюю кромку крыла и приклеиваем законцовки.

После высыхания клея лишнее обрезаем и выравниваем наждачкой.

Шаг 2. Изготовление фюзеляжа.

Для начала склеиваем мотоотсек. Он представляет собой коробочку, усиленную рейками и с фанерными шпангоутами на концах.
Приклеиваем рейки к боковинам мотоотсека.

Подготавливаем шпангоуты, сделав в них отверстия и вырезы под рейки. Отверстия удобно делать подходящей по диаметру крышечкой.

Склеиваем мотоотсек и вклеиваем потолочные шпангоуты.

Из фанеры выпиливаем носовой и кормовой шпангоуты.

Из проволоки делаем задний крючок и закрепляем его в заднем шпангоуте (через отверстие).

Из деревянного брусочка вырезаем бобышку и вклеиваем ее с небольшим выкосом в носовой шпангоут (сделав предварительно отверстие). Сверлим в бобышке тонким сверлом отверстие под ось винта.

Приклеиваем задний шпангоут с крючком.

Приклеиваем передний шпангоут с бобышкой.

Коробку фюзеляжа, в которой будет расположен мотоотсек, склеиваем из потолочки. По размеру коробка должна быть такой, чтобы в нее плотно, но без усилий, входил мотоотсек.

Приклеиваем верх хвостовой части и усиливаем стык полоской потолочки. Эти полоски потолочки на стыках также будут ограничителями, чтобы мотоотсек не проваливался сильно в фюзеляж.

Аналогично приклеиваем боковины хвостовой части и днище.

Заклеиваем днище фюзеляжа.

К мотораме приклеиваем несколько слоев потолочной плитки.

Затем обрезаем под углом и зашкуриваем, придавая немного обтекаемости носовой части.

Шаг 3. Изготовление винта и хвостового оперения.

Винт будет изготовлен из деревянной рейки (ступица) и пластиковой бутылки (лопасти).
Для начала нужно начертить шаблон лопастей. Проще всего его сделать в офисном редакторе, нарисовав фигуру «эллипс» заданных размеров (высота 12 см, ширина 4 см), и распечатать нужное количество.

Затем вырезаем шаблоны лопастей и приклеиваем скотчем к ровной пластиковой бутылке. Рекомендую заранее сделать с обратной стороны метки маркером, чтобы потом ровнее склеить винт.

Вырезаем лопасти ножницами и зашкуриваем место приклеивания их к ступице.

Ступицу вырезаем из реечки (длина 60 мм) и сверлим отверстие под вал. Вал выгибаем из стальной проволоки, вставляем его в отверстие и приматываем нитками с клеем ПВА.

Прорези под лопасти делаем лобзиком.

Вклеиваем лопасти эпоксидным клеем-пятиминуткой.

Чтобы лопасти не цеплялись за носовую часть фюзеляжа, немного подрезаем их ножницами.

Вставляем вал винта в бобышку в мотораме и выгибаем изнутри крюк для резиномотора. В качестве шайбы используем небольшую гаечку. Продеваем резиномотор через шпангоуты и цепляем за крючки.

Хвостовое оперение выполнено из одного слоя потолочной плитки. Размеры стабилизатора – 300х70 мм, размеры киля – 70х80 мм.

Шаг 4. Центровка, сборка и обклеивание.

Вставляем мотоотсек с резиномотором в фюзеляж и находим центр тяжести модели, уравновесив ее на карандаше, например. Ставим отметку на верхней части фюзеляжа и отмеряем от нее 5 см вперед и 10 назад – это будут места передней и задней кромки соответственно.

Под этими метками, отступив от края на 1 см, делаем шилом отверстия, протыкая насквозь фюзеляж и мотоотсек. В эти отверстия вставляем бамбуковые шпажки (длина 8-9 см). Приклеивать данные шпажки не нужно – они должны выниматься, чтобы был доступ к резиномотору.

Двумя резинками для денег притягиваем крыло к фюзеляжу.

Остался последний штрих — обклеивание модели скотчем.

Чтобы сильно не утяжелять модель, обклеить достаточно центроплан, переднюю кромку и законцовки крыла. Так крыло обретет достаточную прочность, чтобы не сминаться от резинок крепления и выдерживать посадки модели в траву и кусты.

Обклеивать весь фюзеляж скотчем тоже не обязательно, достаточно только обклеить днище и носовую часть.

Лопасти винта и носовую часть мотоотсека можно покрасить маркерами.

На переднюю кромку стабилизатора можно наклеить узкую полоску прозрачного скотча, чтобы не повреждать его об траву при посадках.
Все, модель готова!

Небольшое видео первых полетов данного самолетика:

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru