Элиста: буддийская столица России и пристанище древних кочевников | статьи на bitclass

Калмыцкая юрта

Человеку, который попадет впервые в калмыцкую юрту, жилище покажется немного аскетичным. Это потому, что принцип необходимого и достаточного у калмыков соблюдался во всем: музыкальных инструментах, домашней утвари, одежде, жилище. Во время перекочевки лишние вещи приходилось сжигать. Сама юрта из монгольской ивы и войлока могла прослужить больше 60 лет. Прочная и легкая – весит всего 300 килограммов. Можно спокойно погрузить ее на двух верблюдов и путешествовать. Экскурсии по музею кочевников проводит сам хранитель Юрий Сангаджиев.

«Юрты имеют высокий порог и всегда смотрят на юг. Человек должен переступить через порог. Если он поставил ногу на порог, это считается неуважением. Значит, объявил войну хозяину. Когда человек заходит, он обязательно поклоняется алтарю, который находится напротив двери и проходит на мужскую половину», – говорит Юрий Сангаджиев.

В женской половине находятся одежда, украшения и посуда, музыкальные инструменты. Можно попробовать сыграть на амнхуре или домбре. Кочевники считали, что эти инструменты нормализуют кровяное давление и помогают прогнать страх и тревожные мысли. Мужская половина жилища весьма брутальная. Ножи, кинжалы, седла, арканы, обязательно огниво. Его носили на поясе и передавали из поколения в поколение. Он был как паспорт. Если нашли такое огниво, то понятно, с какого рода и племени человек.

Уникальная Калмыкия

Экспонаты древности и старины Басан Захаров собирал для себя. Сначала это было хобби: что-то покупал, что-то дарили. В какой-то момент Басан решил, что их лучше хранить в музее. Так он стал основателем музея «Уникальная Калмыкия».

«Мы западные моноголы-ойраты. Калмыки – это имя привнесенное. Только в XIX веке мы начали называть себя калмыками. А так вообще нас тюрки называли – калмаки. В русский как калмыки перешло», – говорит Захаров.

Среди предметов материальной культуры много головоломок. Самая большая и самая популярная калмыцкая головоломка развивает кроме логики моторику пальцев. Второй такой в природе нет, говорит хранитель сокровищ. Восемь колец, внутри которых условный меч. Задача – вытащить меч. Культ головоломок у калмыков появился неспроста. С древних времен кочевников учили быстро реагировать на сложные обстоятельства в жизни.

«В степи всадник на 20-25 километров может видеть свободно. Поэтому тут скрыться невозможно. Чтобы выжить, чтобы побеждать, нужно было принимать ряд управленческих решений. Даже простому чабану, который пасет овец и коров, при приближении врага нужно было самому спастись и по возможности укрыть скот», – рассказывает Басан Захаров.

Еще один экспонат – лампада в виде лодки. Символ очень древней традиции калмыков: зажигать лампады в Зул, или Новый год по лунному календарю.

«С наступлением сумерек делают лодочки – «ладьи жизни». Вот эта ладья, в мире она единственная, довольно большая. А семейные лодки, как правило, 10 – 15 сантиметров в длину», – рассказывает Басан Захаров.

«Ладью жизни» хозяйки лепят из теста. А вот чтобы сделать свечи к ней, калмыцкие женщины за месяц до праздника выходят в степь и собирают ржанец, запасаются топленым маслом. В канун Нового года, с появлением первых звезд в небе, каждая семья зажигает приготовленные заранее лампадки. Так совершается обряд продления жизни.

Хурул Будды Шакъямуни

Золотая обитель Будды Шакъямуни. Крупнейший в Европе буддийский храм с 9-метровой статуей Шакъямуни находится в Элисте. В первый день Зул в храме проходит торжественное богослужение. «Тысяча подношений Ламе Цункапе» – так называется молебен в честь буддистского религиозного деятеля. Жил он в начале XV века. Празднование Нового года связано с именем Цонкапы напрямую. Зул в Калмыкии принято отмечать в день ухода Цонкпы из земной жизни и вознесения его в нирвану:

«Именно в этот день ухода его в нирвану в Калмыкии празднуют свой Новый год. В этот день мы возжигаем тысячи лампад, делаем тысячи подношений ламе Цункапе и встречаем нового хозяина года», – рассказывает администратор центрального хурула Калмыкии Йонтент-гелюнг.

На торжественный молебен принято приходить с чистыми помыслами, желательно в новой или же лучшей одежде. Люди зажигают лампадки, несут с собой подношения святому – белую пищу, как говорят в Калмыкии: молочные продукты, сладости, фрукты. В этот раз из-за пандемии богослужение прошло в онлайн-формате.

Священное дерево калмыков

Огромный тополь в пригороде Элисты называют чудом. И правда… В степи на протяжении десятков километров деревья не растут. Нет даже кустарников. Но для калмыков дерево священное, как и место, где появился тополь. По легенде ему больше 150 лет. Распустился из посоха монаха Пурдаш-багши.

«Это место он указал. Отметил своим посохом, с которым ходил в паломничество. И был у нас такой дед Курлык, и вот когда он пришел, чтобы посмотреть это место, обнаружил, что этот посох дал ростки. Так появилось дерево. А само место и дерево обладают положительной энергией. И здесь чистое, святое место», – говорит краевед Вячеслав Гучинов.

Вокруг тополя восемь ступ. Ведь одинокий тополь – святыня всех калмыцких буддистов. У дерева медитируют, проходят молебны. Ступы принято обходить по ходу солнца. Считается, что человек так накапливает благие поступки и очищает карму. При этом нужно обязательно произносить любые молитвы. В буддийской традиции для подобного обычая есть еще специальное приспособление. Кто-то называет его молитвенным барабаном, кто-то колесом…Для калмыков – это «хурдэ». На внешней стороне написаны мантры на тибетском. Внутри барабана обычно помещают тончайшие листки с молитвами. Один оборот барабана приравнивается к произнесению множества молитв.

Пагода Семи дней

Пожалуй, одно из самых интересных достопримечательностей Элисты. Опять-таки в буддийском стиле. Называется «пагода семи дней». Сооружение установлено на главной площади столицы Калмыкии. Каждый его ярус, а их семь, посвящен определенному дню недели. Здание как бы символ цикличности жизни, которая заканчивается своеобразным возвышением в небо – достижением нирваны. Здесь проходят все праздники и массовые гуляния.

Традиционно во время праздников вокруг «пагоды семи дней» расставляют столы с национальными кушаньями. Кроме мясных блюд, много калмыцкого чая и борцоков. Это специальные праздничные лепешки, которые жарят в масле. Ими угощают всех гостей.