2 Многие советские режиссеры, изображающие в кадре столь желанную «заграницу», порой сами никогда не покидали пределы СССР. Но каким-то образом их задумки оказывались близки к реальности и понятны всем без исключения. Как киношники воплощали в своих фильмах пейзажи и образы иностранных государств, читайте в материале, который мы подготовили в редакции .
«Человек-амфибия» (1961)
Писатель Александр Беляев в своем романе «Человек-амфибия» переносит читателей в жаркую Аргентину. Но создателям первой экранизации, Геннадию Казанскому и Владимиру Чеботареву, пришлось довольствоваться Крымом и Черным морем — увы, весьма скудным в плане живности. Чтобы добавить фильму экзотики, перед подводной камерой был установлен большой аквариум, в котором плавали редкие рыбы. Ну а сцены портового города (по книге, Буэнос-Айреса) были сделаны в Баку. Съемки фильма «Человек-амфибия» в Крыму
«Бриллиантовая рука» (1969)
«Стамбульские» эпизоды гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука» были сняты в Баку, в историческом районе города Ичери-шехер и окрестностях. Место, где герои падают на мостовую с кодовой фразой «Чёрт побери!», сегодня уже must-visit для русскоговорящих туристов. Однако постановщик не удовлетворился парой вывесок на турецком языке. Некоторые общие планы снимались с применением макетов, маскирующих реальные здания — в частности, макеты мечети и минарета. Район Ичери-шехер, где снимали «стамбульские» эпизоды «Бриллиантовой руки»
«Семнадцать мгновений весны» (1973)
Работа над военной драмой «Семнадцать мгновений весны» велась более трех лет. Ряд эпизодов был отснят в Берлине и Майсене, однако в основном были задействованы локации на территории СССР: в Москве, Прибалтике и Грузии. Например, Цветочной улицей Берна стала улица Яуниела в Старой Риге, а пастор Шлаг переходил на лыжах через «Альпы» в районе горнолыжного курорта Бакуриани. Здание, в котором находилась конспиративная радиоквартира Кэт, — это небезызвестный московский дом в стиле «модерн» на Малом Ржевском переулке. Ну а съемки убийства Клауса осуществили в подмосковном лесу, потому что Льва Дурова не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией. Рижская улица Яуниела, которая в фильме заменила Цветочную улицу Берна
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978)
Режиссер приключенческого фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгий Юнгвальд-Хилькевич назначил «Парижем» украинский Львов. К этому располагала европейская архитектура старой части города и области. Так, костел Марии Снежной превратился в «Дом господина Бонасье», а Подгорецкий замок изобразил «Парижскую ратушу». Также в кадре мелькают монастырь бернардинцев, внутренний дворик Армянского собора, ворота грекокатолического Собора святого Юра и даже Дом ученых. Благодаря умелому монтажу и стараниям декораторов получилось ну очень по-французски! Тот самый дом господина Бонасье, он же — костел Марии Снежной
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979—1986)
Игорь Масленников даже не мечтал снимать свои фильмы о легендарном сыщике Шерлоке Холмсе в Великобритании. Благо, викторианскую Англию можно было спокойно воссоздать в Прибалтике и Ленобласти, где сохранилось немало похожей архитектуры 19-го века. А «роль» Рейхенбахского водопада (который находится в швейцарских Альпах) «исполнил» Гегский водопад в Абхазии. Кстати, реальный Лондон все же присутствует в картинах – ценные кадры раздобыл корреспондент Центрального телевидения. До этого Темзу, как правило, изображала Нева. Гегский водопад в Абхазии, который «исполнил» роль Рейхенбахского водопада
«Тегеран-43» (1980)
Режиссерам Александру Алову и Владимиру Наумову удалось сделать практически невозможное: пригласить в свой детектив «Тегеран-43»(1980) самого Алена Делона! Более того, съемки картины проходили по всей Европе и даже в Америке. И все же отдельные кадры пришлось сделать на родине. В столице Азербайджана киношники обнаружили старинные здания, которые внешне схожи с типичными постройками в Тегеране — например, знаменитый дом Гани Мамедова в центральной части Баку. Как снимали Тегеран-43
«Десять негритят» (1988)
Действие экранизированного романа Агаты Кристи разворачивается в 1930-х годах на Негритянском острове вблизи побережья английского графства Девон. Требовать заграничных съемок Станислав Говорухин не стал и развернул действо в Крыму, на территории «Ласточкиного гнезда». Кое-что отсняли в Гурзуфе, в районе лагеря «Артек», а сцену убийства капитана Ломбарда зафиксировали на Генеральском пляже санатория «Жемчужина» в Гаспре. Генеральский пляж, на котором снимали сцену убийства капитана Ломбарда Все эти картины когда-то олицетворяли для советских граждан мечту — о неизвестной и загадочной «загранице», о которой большинство знало только по книгам и кино. Режиссерам тех лет не позавидуешь, но им удалось выкрутиться, убедить и удивить своего зрителя — и это одна из причин, почему старые фильмы до сих пор не теряют своей актуальности.
Ранее редакция рассказывала о российских режиссерах, которым посчастливилось снять кино в Голливуде.