Жостовской росписи почти 200 лет: в чем секрет популярности изделий подмосковных мастеров? | статьи на bitclass

Два века назад в России появился уникальный художественный промысел. На знаменитых черных жостовских подносах расцвели яркие букеты. В чем секрет популярности изделий подмосковных мастеров, выяснила корреспондент «МИР 24» Анастасия Сорокина.

Царские творенияХудожники из рода РомановыхРоспись каждого подноса для мастеров Жостовской фабрики сравни медитации. Когда-то начинающий художник, теперь заслуженный Михаил Лебедев. Почти за 40 лет работа не перестала быть для него творчеством. Он скрупулезно выводит малейший завиток растения.

Этот станок называется гильотина. Здесь вырезаются заготовки для подносов, на этом штампе выбиваются дно и край, а уже на следующих двух край получает свою фирменную, чуть загнутую форму.

После подносы шлифуют и обжигают. Часть работы выполняется на станке, часть вручную. Затем заготовки едут в следующий цех. Подносы грунтуют, потом сушат, покрывают черной эмалью и еще раз сушат в печи.

Рисунок будто светится изнутри – это фирменный жостовский стиль. Такой эффект достигается многослойностью. На фабрике трудится 40 художников. В мастерских запах масляных красок смешивается с ароматами сирени, ландышей и тюльпанов, они повсюду. Мастера не скрывают, что вдохновение черпают у природы.

«У нас полная импровизация. Все сразу от руки из головы идет. Но все равно традиции промысла мы не должны забывать. Жостовский мазок – это не просто взял кисточку и положил. Он идет из глубины души, откуда-то из нутра идет», – сказала художник Нина Большова.

После того как сделан последний мазок, подносы покрывают лаком.

«Это будет уже финишное покрытие. Потом мы ставим его сушить и сдаем на склад. И он уходит в магазин как продукция», – отметила лакировщик Ольга Колякова.

Этому художественному промыслу без малого два века. И интерес к нему продолжает расти. В день выпускается около 100 подносов, в месяц – 2000. Цена самого маленького – 1000 рублей., стоимость большого может быть больше 100.

«Это наши истоки, это наша культура, наш генокод. Кто бы к нам ни приходил, кто бы ни видел – молодые, дети – что-то в душе у них переворачивается. Что-то они видят родное, интересное, знакомое», – заявил главный художник Жостовской фабрики, заслуженный художник Михаил Лебедев.