Как кукольный театр Образцова прошел путь от бродячей труппы до уникального культурного явления? | статьи на bitclass

Сегодня исполняется 90 лет со дня создания крупнейшего кукольного театра в мире – Государственного академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова в Москве (ГАЦТК). Он был создан 16 сентября 1931 года.

Фото: ТАСС, автор Егоров Василий

В те времена, да и много позже считалось, что кукольное шоу – это ярмарочное развлечение, низкий жанр, по сути – балаган. Как же получилось, что Театр Образцова стал настоящим культурным явлением, чем-то вроде интеллигентской оппозиции под двойным крылом – Министерства культуры и Министерства просвещения?

Переносная ширма и принципы Станиславского

Самый первый коллектив театра, тогда еще бродячего, без собственного помещения, состоял всего из 12 человек. Вместо полноценной сцены артисты-кукольники использовали переносную ширму, которую ставили где придется: в школах и домах культуры, в парках, на улицах, на производствах и в пионерских лагерях – везде, где находились благодарные зрители.

Руководитель театра, актер Сергей Образцов, выпускник Высшей художественно-театральной мастерской выбрал свой путь еще в юности. Его так очаровала идея оживающих игрушек, что уже в подростковом возрасте он вместе с приятелем стал изготавливать на продажу авторских кукол, надевающихся на руку.

Фото: ТАСС, автор Морковкин Анатолий

С начала 20-х годов Сергей Образцов выступал в качестве эстрадного артиста со сценками в комедийном стиле кукольных романсов. Те, кто впоследствии видел в театре или на телевидении его «Необыкновенный концерт», хорошо представляет, как невероятно смешно все это выглядит.

После окончания учебного заведения молодой актер был принят на службу во МХАТ. Он работал у самого Немировича-Данченко, но юношеского увлечения куклами не оставил.

Сергей Образцов впервые попытался перенести на кукольный театр принципы великого Станиславского, требуя от актеров-кукольников доселе невероятного: чтобы куклы в их руках ожили и стали плакать и смеяться, ревновать и строить интриги, живя настоящей жизнью с ее страстями и радостями.

Каждый год в репертуар театра добавлялось несколько спектаклей – от агитационного «Джим и Доллар» до озорной карнавальной сказки. Так, в репертуаре 1930-х годов были спектакли «Волшебная калоша», «Кот в сапогах», «Конек-Горбунок» и «Терем-теремок». А спектакль «По щучьему велению», для которого была придумана уникальная конструкция круглой ширмы, идет на сцене до сих пор.

Фото: ТАСС, автор Носов Петр

Искусствоведы называют спектакль «По щучьему велению» главным кукольным спектаклем ХХ века. При его создании Сергей Образцов использовал исследования Всеволода Мейерхольда в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля. Свежие мейерхольдовские идеи были применены на кукольной сцене так же, как до того заповеди Станиславского.

За несколько лет Театр Образцова стал настолько популярным, что в 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского, где театр кукол ставил свои удивительные спектакли целых 33 года. Там же началось создание уникального музея кукол и коллекции специальной литературы о куклах и кукольных театрах мира.

В Театре Образцова с самого начала шел широкомасштабный эксперимент со стилистикой спектаклей. В них ярко проявлялись то символизм, то традиции авангарда, то жесткое пародирование шаржированных образов.

Наладить диалог с куклой и почувствовать себя куклой

Кукловоды – невероятно талантливые актеры – получили большую свободу эксперимента. Они на ходу учились не просто работать с куклами, но и вступать с ними в диалог. Играть, используя на кукольной сцене все то, что дали миру лучшие сценические школы, и – обогащать театральное искусство собственными открытиями.

Что только не ставили на сцене Театра Образцова – и водевиль, и буффонаду, и комедию, и пародию, и даже драму. Кукольные спектакли с необычной легкостью становились метафорой общества. И со всем этим спокойно уживалась народная, балаганная линия, которая не потерялась, а до сих пор успешно сосуществует с «высокими» театральными стилями.

В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце. Это здание с уникальными часами на фасаде в народе прозвали «Домом на Самотеке». Его архитектурное решение стало эталоном для всех стационарных кукольных театров мира.

Фото: ТАСС, автор Прокофьев Вячеслав

А тогда, в начале 1970-х, это было чудо из чудес. Ребятишек и даже взрослых как магнитом притягивали «волшебные» часы, которые каждый час показывали прямо под открытым небом целый кукольный спектакль. Под музыку вокруг циферблата поочередно открывались дверцы в домиках со сказочными персонажами. А дважды в сутки – в полдень и в полночь – на часах можно увидеть сразу всех героев сказок. Концепцию этих часов придумал лично Сергей Образцов, а выполнил целый коллектив архитекторов, скульпторов и часовщиков.

Фото: ТАСС, автор Прокофьев Вячеслав

Есть в театре и настоящая сокровищница – Музей театральных кукол, один из крупнейших в мире. Создавая этот музей в фойе театра, Сергей Образцов хотел, чтобы зритель перед спектаклем прикоснулся к тайне и глубине культуры куклы, ощутил весь ее символизм. И еще острее пережил чудо преображения куклы в живой и чувствующий образ.

Фото: ТАСС, автор Карпухин Сергей

Мало того, в Театре Образцова происходит и обратное перевоплощение.

Зритель вдруг легко и органично ощущает себя куклой, узнает в тряпичных героях соседей, друзей, родственников. И – видя актеров-кукловодов – принимает мысль о том, что все в мире кем-то ведомы, все управляемы, всех дергают за невидимые ниточки. Причем это философское осмысление отражается в душе не горечью, а веселым облегчением от разоблачения приема, от открытого указания на него.

В 1992 году, после кончины Сергея Образцова, театр стал называться Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В.Образцова. В 1996 году в качестве режиссера-постановщика туда была приглашена Екатерина Образцова, внучка прежнего главы театра, которая поставила в театре 9 спектаклей.

Режиссер-постановщик Театра кукол имени С.В. Образцова Екатерина Образцова во время репетиции спектакля

В 2013 году, после целой череды руководителей и волнений в коллективе актеров, главным режиссером Театра Образцова стал Борис Константинов, один из самых ярких мастеров российского театра кукол.

Сегодня Театр Образцова – это место, где люди и куклы живут и работают вместе, каждый день рассказывая зрителям удивительные истории, находя все новые смыслы в произведениях классиков и создавая свои собственные неповторимые произведения, которые когда-нибудь войдут в учебники по искусству и художественной культуре.