Каким было Центральное телевидение СССР? И какой телеканал смог продолжить его традиции? | статьи на bitclass

Телевидение Советского Союза можно назвать одним из самых передовых и масштабных для своего времени. У экранов телевизоров собирались семьями и не отрываясь смотрели прямые трансляции, новости, развлекательные передачи и телеспектакли. Наполнение передач подбиралось тщательно для того, чтобы сделать программы насыщенными и качественными. Дикторы проходили строгий отбор – их образ должен был соответствовать советским идеалам. Центральное телевидение объединяло множество народов СССР, кроме того, проводились телемосты с США, где обсуждались актуальные вопросы современной политики и отношения двух стран. О том, как это было – читайте в нашем материале.

«Это было шедеврально, даже несмотря на скудность технических средств»: каким было советское телевидение?

История телевидения в СССР берет свое начало еще в далеком 1931 году. Тогда, 1 мая, в Праздник Весны и Труда, состоялась первая экспериментальная телевизионная передача механического телевидения. Зрителям была показана лишь одна небольшая фотография, без звукового сопровождения. Уже через 5 месяцев, 1 октября 1931 года, начались регулярные передачи механического телевидения. Было запущено Телевидение имени Горького – первый канал в истории телевидения СССР, который осуществлял регулярное эфирное вещание. Изначально передачи шли по 30 минут ежедневно, а позже – 12 раз в месяц по 60 минут.

После начала Великой Отечественной войны телевещание было прекращено. Возобновилось оно 7 мая 1945 года, а уже чуть больше чем через полгода стало регулярным. В 1951 году была создана Центральная студия телевидения, здесь транслировались телеспектакли, фильмы, новостные передачи и музыкальные программы. Главным телевизионным и радиовещательным центром стал телецентр на Шаболовке, здесь же находилась программная дирекция ЦСТ (а позже – Центрального телевидения), отсюда выходили в эфир «Последние известия» и «Телевизионные новости». А в 1967 году, к юбилею Октябрьской революции, Центральное телевидение обзавелось новым техническим центром и вещательной башней. Новый телеобъект позволил улучшить качество приема изображения, устранить помехи при приеме телепрограмм, а уже через три дня после открытия Останкино состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади – показывали парад трудящихся. В этом же году была запущена спутниковая телевизионная сеть «Орбита» и введены в эксплуатацию первые 20 станций. Центральное телевидение смогли увидеть не только москвичи, но и жители Крайнего Севера, Дальнего Востока, республик Центральной Азии. Первую программу формировали в Москве, а четыре ее дубля, в зависимости от часовых поясов, в записи транслировали в соответствующий регион. СССР стал единственной страной в мире, где было поясное вещание – 11 часовых поясов. И в каждом из них люди «смотрели Москву» в удобное для них время. Таким образом, уже к середине шестидесятых Центральное телевидение вещало на всей территории Советского Союза. А контролировал и направлял новое искусство Государственный комитет СССР по радиовещанию и телевидению. Вскоре в этом названии радио и телевидение поменялись местами.

«Гостелерадио было структурным подразделением Совета министров СССР. В него входило то самое ЦТ, Всесоюзное радио, радиовещание на зарубежные страны, а также Телевизионные технические центры, которые находились в каждом областном центре нашей огромной страны», – рассказывает Председатель МТРК «Мир» Радик Батыршин.

К началу семидесятых в СССР вещали уже четыре телеканала – тогда они назывались программами. Эфир был разнообразным: молодежные и музыкальные передачи, театральные постановки, народное творчество, спорт, а также регулярные вставки программ из регионов и союзных республик.

«В каждой союзной республике был свой Госкомитет по ТВ и радиовещанию. Он подчинялся с одной стороны Совету министров союзной республики, скажем, Казахской ССР, и с другой стороны Гостелерадио СССР, поэтому была с одной стороны вертикаль, а с другой стороны горизонталь. В автономных республиках областное ТВ имело статус республиканской, но автономной республики. Поэтому оно было на голову ниже Гостелерадио. Были областные студии ТВ, которые были еще ниже. Они отличались от республиканской автономной республики уровнем оснащения, количеством редакций. Понятно, что самые лучшие и передовые технологии обкатывались на ЦТ, в провинциальных студиях ЦТ людям доставалось то, что прошло испытание временем в Москве», – поясняет Радик Батыршин.

Вскоре Гостелерадио возглавил Сергей Лапин. Период его правления ознаменован глобальной реорганизацией Центрального телевидения. Среднесуточный объем вещания вырос практически в два раза, а во второй половине семидесятых годов к спутнику «Молния» прибавились спутники «Радуга», «Экран» и «Горизонт», благодаря которым возможность космической телевизионной трансляции существенно увеличилась. Кроме того, к Московской Олимпиаде был построен Олимпийский телерадиокомплекс, который стал самым большим в мире.

Сергей Лапин прославился своей строгостью и жесткостью управления, все четко контролировалось: от сюжета передач до внешнего вида диктора. Однако, несмотря на такую цензуру, советское телевидение эпохи Лапина было профессиональным и качественным:

«Мы же с ностальгией вспоминаем телеспектакли, которые тогда снимались в Советском Союзе. Это было шедеврально с точки зрения драматургии, даже несмотря на скудность технических средств. Поэтому сейчас ТВ стало простым. Что такое сейчас ТВ? Это всего лишь компьютер, выдающий в той или иной очередности файлы, которые сделаны на таких же компьютерах. Современные камеры – это тоже всего лишь компьютеры с объективами. Ничего особенного. Такой же есть у каждого нашего телезрителя в виде смартфона. Их возможности сопоставимы. Это не кинокамера кино, которую мог взять только человек, который отучился во ВГИКе», – считает Радик Батыршин.

Фасад Центрального телевидения: за что могли уволить первых дикторов?

Первые дикторы советского телевидения были кем-то наподобие конферансье – они лишь анонсировали фильмы и объявляли концертные номера. Ведущие в современном представлении появились чуть позже – с приходом развлекательных программ и новостей. Конечно, эту профессию не преподавали в вузах, все обучение проходило здесь – на месте, перед камерой. Будущие дикторы приходили с радио, из театра, из самодеятельности. Для «Последних известий» (так назывались современные теленовости) приглашались дикторы радио, ведь они уже умели обращаться с микрофоном и правильно говорить. Однако им нужно было платить гонорар. Тогда ради экономии было решено завести штатных дикторов, которых отбирали по конкурсу. Конкурс был огромный: по словам диктора Центрального телевидения Татьяны Судец, из более чем 600 человек на место выбрали всего лишь четверых. Одним из счастливчиков стал Игорь Кириллов, который работал помощником режиссера и попасть в дикторы вовсе не стремился – прошел конкурс почти случайно.

Дикторов называют «фасадом» Центрального телевидения, но за кадром проводилась кропотливая работа – сотрудники писали тексты, снимали на пленку и обеспечивали эфир:

«Специальных вузов не было. Операторы могли прийти из ВГИКа, инженеры из технических вузов, а творческие работники были представителями самых разных профессий: историки, журналисты. Познер был биологом, Эрнст, насколько мне известно, тоже закончил биофак. На заре рекламного бизнеса почти все сотрудники были строителями», – добавляет генеральный продюсер МТРК «МИР» Павел Корчагин.

На тот момент Гостелерадио был одной из влиятельных и уважаемых структур. Он владел студиями и автопарками, оркестром, научными лабораториями и техническими базами. Как говорит Татьяна Судец, диктор первой категории получал 250 рублей – в то время очень хорошие деньги. Дополнительно выдавали средства на покупку проездного на транспорт, талоны для бесплатного питания в столовой Останкино, деньги на одежду.

«Конечно, имело значение удостоверение. На красной кожаной корочке было написано золотыми буквами: «Государственный комитет по телевидению и радиовещанию», а вверху – Совет министров РСФСР», – рассказывает Радик Батыршин.

Русскому языку на советском телевидении придавалось особое значение, к нему очень трепетно относились: в дикторской комнате всегда лежали орфоэпические словари, а за неправильное ударение в слове следовали санкции – вплоть до увольнения.

Одежду дикторы подбирали самостоятельно, правда, однажды «работников кадра» пытались одеть в наряды от «Дома моды на Кузнецком Мосту». Но после бунта сотрудников было принято решение выдавать по 200 рублей на одежду из закрытой секции ГУМа. Конечно, внешний вид дикторов строго контролировался, за «непотребный вид» была введена система штрафов – слишком короткой юбки, глубокого выреза или больших сережек быть не должно. Всем свои видом ведущий должен был показать, что он ведет высокоморальный образ жизни и придерживается идеалов советского гражданина.

«В СССР секса нет»: как мир увидел Советский Союз без прикрас

Первый телемост с использованием космических средств связи между СССР и США был проведен 38 лет назад – 5 сентября 1982 года. Идея проведения такого события возникла во время рок-фестиваля «Мы», который проходил недалеко от Лос-Анджелеса.

«Один из сооснователей компании Apple – Стив Возняк – решил сделать технопарк в Калифорнии и провести там рок-концерты. Что с его точки зрения могло наиболее ярко охарактеризовать техническое достижение в то время? Конечно, телемост. Он предложил провести такую связь с Красной площадью. Идея получила поддержку, и со стороны Советского Союза было организован концерт с артистами. Но главный продюсер с американской стороны, когда увидел нашу картинку на большом экране у себя в парке в Калифорнии, подошел к рубильнику и вырубил связь. Сказал, что это не может быть сигнал из Москвы, что это какая-то провокация КГБ и, скорее всего, они находятся в этом же парке. Мы, разумеется, руководству об этом ничего не сказали. В программе «Время» сделали заявление о том, что состоялся первый в истории космический мост – «Москва – Космос – Калифорния», – рассказывает Павел Корчагин.

Следующий телемост «Москва – Калифорния» прошел через год, он был посвящен фестивалю фильмов для детей. В 1985 году советские ветераны, режиссеры и журналисты через телемост «Москва – Сан-Диего» обсудили с американцами 40-летие окончания Второй мировой войны.

Самым нашумевшим стал телемост «Ленинград – Сиэтл» 1985 года, который в декабре провели ведущий Владимир Познер и Фил Донахью.

«Люди с улицы шарахались от нас, потому что мы ходили с камерой и говорили: «Мы хотим пригласить вас для участия в космическом телемосте с Америкой». Думали, что мы их разыгрываем. Но многие согласились и пришли в очень хорошем настроении. А потом увидели очень большую агрессию со стороны американских участников. И если бы не один американский рыбак (он так и представился – рыбак), который встал и сказал: «Мы для чего здесь? Мы и так ругаемся из года в год, а здесь мы собрались для того, чтобы нормально поговорить, как люди». И после этого наступил перелом и пошел нормальный разговор», – вспоминает Павел Корчагин.

В процессе проведения телемоста обсуждались политическое вопросы: южнокорейский сбитый самолет, война в Афганистане, ссылка правозащитника Андрея Сахарова и многое другое. В СССР телемост длился больше часа, а увидеть его смогли около 180 миллионов человек. Правда, советский зритель смог посмотреть его в записи лишь 19 февраля 1986 года.

«Обсуждали диссидентов, Сахарова, сбитый корейский самолет, привилегии коммунистической партии. Говорили о том, как люди, занимающие высокие посты, живут на больших дачах и их обслуживают слуги, а народ не может купить нормальных продуктов. Много чего обсуждали. Но не все, разумеется, вышло в эфир. Было много нелепостей. Мне, например, служба безопасности запретила отсматривать те пленки, которые мы отсняли. Я говорю: «Это мы снимали эти пленки, как это я не имею права их отстматривать? Я нахожусь в аппаратной, мне нужно их монтировать». Они отвечали: «Нет, монтировать можете, но разрешения смотреть у вас нет», – делится Павел Корчагин.

17 июля 1986 году по Первой программе ЦТ показали телемост между Ленинградом и Бостоном, который назывался «Женщины говорят с женщинами». Именно тогда и была произнесена фраза, ставшая крылатой: «В СССР секса нет».

«Познер настоял, чтобы этот эпизод оставили. Но на самом деле эта женщина была юристом, она хотела сказать, что у нас нет секса на телевидении. Потому что зашел разговор о том, что много секса в кино и на ТВ в Америке. Она пыталась сказать об этом, но ее кто-то прервал», – говорит Павел Корчагин.

Телемосты стали не только технологическим прорывом. Приоткрылся «железный занавес». Весь мир увидел Советский Союз без прикрас, без монтажа и без цензуры. Это был триумф возможностей и профессионализма Центрального телевидения СССР.

«МИР»: как телеканал объединяет бывшие советские республики

К началу перестройки советская система телерадиовещания была одной из самых крупных и технологически совершенных в мире: четыре эфирных канала, потенциальная аудитория которых – 200 миллионов человек, 160 программных телерадиоцентров, 18 тысяч телевизионных и 2 тысячи радиовещательных передатчиков, 10 связных спутников и 500 тысяч километров кабельных и радиорелейных линий. Казалось, что с распадом Советского Союза рухнет и телевидение, которое объединяло народы. Однако осенью 1992 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать на территории государств бывшего СССР единый телеканал. Им стал «МИР».

«Назарбаев был одним из немногих лидеров союзных республик, кто до последнего боролся за сохранение Советского Союза, пусть и в усеченном варианте в виде федерации или конфедерации. Ему как человеку, который родился в Казахстане, учился на Украине, распад (он несколько раз говорил об этом в нашем эфире), безусловно, был ударом по живому. И именно он предложил идею создания этого канала», – отмечает Радик Батыршин.

Идею поддержали десять бывших республик СССР, они и стали соучредителями телерадиокомпании. Изначально «МИР» вещал всего 30 минут в день один раз в неделю на Первом канале. Сегодня «МИР» – это большой медиахолдинг с 12 филиалами и представительствами в девяти странах. Каналы «МИР», «МИР 24» и «МИР Премиум» смотрят 174 миллиона человек в 19 странах. У одноименной радиостанции – 45 миллионов слушателей. В соцсетях почти два миллиона подписчиков, 26 миллионов просмотров на YouTube, 129 миллионов просмотров в Facebook.

«Мы, во-первых, собираем лучшие кадры из союзных республик. Я бы сказал так: наш многонациональный дружный коллектив, в котором москвичи составляют абсолютное меньшинство, является тем самым наследником того дружного коллектива, который когда-то работал в Гостелерадио СССР», – говорит Радик Батыршин.

«МИР» – это единственный телеканал, который смог продолжить традиции некогда могущественной и влиятельной советской организации – Центрального телевидения СССР.