Карбюраторное устройство для стеклодувной горелки. Часть 2. Барботер

Продолжу рассказ о конструировании карбюратора жидкого топлива для стеклодувной мастерской. Рекомендую ознакомиться с подробным описанием системы и изготовлением ловушки для бензина:

Часть 1. Описание системы, ловушка бензина

Перехожу к сердцу установки – барботеру. В принципе, эта часть описываемого карбюратора вполне может быть использована в качестве простого самостоятельного карбюратора, очень часто, именно так и поступают, но при этом, эксплуатация устройства становится более сложной и бензин приходится использовать только свежий (при отсутствии подогрева). Несколько улучшить потребительские свойства барботера при самостоятельном использовании можно, дополнив конструкцию байпасом с регулирующим (игольчатым) краником. Это позволит регулировать насыщенность получаемой горючей смеси бензиновыми парами.

Схема устройства барботера видна на рисунке. Барботер 1, имеет вид герметичного сосуда с горловиной для заливки бензина, с завинчивающейся крышкой 4. В сосуд впаяны две трубки – длинная, доходящая до дна и оканчивающаяся распылителем воздуха 6 и короткая, для выхода воздуха с парами бензина. В дно сосуда, впаян спускной краник, позволяющий сливать тяжелые остатки топлива с водой.

Существуют разные, в том числе значительно более простые устройства для распыления воздуха, полезно упомянуть о них. Бензин является растворителем и многие клеи и пластики разрушаются в нем. Конструкцию следует выполнять из металла, чаще всего применяют медь – ее легко паять и гнуть. Обычно, распылитель воздуха имеет вид спирали или кольца из медной трубки расположенной параллельно дну, с множеством мелких отверстий. Такая конструкция позволяет увеличить площадь соприкосновения воздуха с бензином и увеличить его испарение. Однако, часто используются и более простые конструкции – вертикальная трубка, несколько не доходящая до дна с суженным отверстием. Простая и технологичная конструкция распылителя, имеющая несколько лучшую эффективность, имеет вид вертикальной трубки, конец которой доходит до дна и заглушен. На конце трубки имеются несколько мелких отверстий, выше них, на трубке напаяна шайба большого размера.

Существует альтернативный способ увеличить насыщение воздуха бензиновыми парами в барботере. Для этого в сосуд с бензином закладывают большое количество небольших стеклянных шариков или обрезков трубок, что увеличивает путь пузырьков воздуха и позволяет им дольше контактировать с жидкостью.

Иногда, вместо стеклянной засыпки, используют крупную металлическую стружку.

Что было использовано в работе.

Инструменты, оборудование.
Все соединения выполнялись пайкой – нужна небольшая газовая горелка. Набор слесарного инструмента. Шлифовальная шкурка средней крупности для зачистки мест пайки. Для точного реза медных трубок удобно использовать торцевую маятниковую пилу, ну или сойдет стусло с ножовкой. Пригодилось электрическое точило, слесарные тиски.

Материалы.
Кроме самого самовара, были использованы обрезки листовой меди и латуни, медные трубки 15мм, 6мм диаметром. Оловянно-медный припой №3, флюс к нему. Кисть.

Барботер был сделан из старого электрического самовара. Емкость 4л, корпус из никелированной латуни. Или хромированной.

После разборки с применением проникающей смазки для отворачивания сильно заржавленного крепежа, самовар был по возможности отчищен от накипи. Кран отрезал ножовкой оставив небольшой толстостенный патрубок, впаянный в стенку корпуса. Толщина стенок позволила рассверлить внутренний канал для прохода медной 6мм трубки, заглушенной на конце. В трубку в притирку, помещался цифровой датчик температуры DS18B20 в корпусе ТО-92.

Первоначально, решено было, в качестве нагревателя бензина, применить штатный ТЭН самовара, благо, один из них оказался целым. Резьбы были спилены и заменены на пайку. К сожалению, ТЭН оказался с дефектом – его латунная рубашка подтекала в нескольких местах и пришлось заменить его на в четверо менее мощный ТЭН от «стаканного» кипятильника впаянного в боковую стенку корпуса, так, чтобы нагреватель скрывался в толще жидкости, даже при небольшом количестве залитого топлива.

При испытаниях обнаружилась утечка на корпус нагревателя – вся конструкция билась током и от него также, пришлось отказаться в пользу внешнего нагревателя из греющего кабеля. Нагреватель был удален, отверстия запаяны медной пластинкой.

Для слива тяжелых неиспаряющихся остатков топлива и воды, был организован спуск. Медная трубка 18мм была обрезана на торцевой пиле, так, чтобы срез закрывал оба отверстия на дне от штатного ТЭНа и слив был под небольшим наклоном в сторону краника. Кроме прочего, такой срез позволил сделать место пайки весьма прочным механически.

На конце трубки был впаян обрезанный кран от этого же самовара, пробкового типа. Некоторое не соответствие диаметров трубки и патрубка крана, удалось нейтрализовать намоткой из зачищенной медной проволоки.

Вся пайка была выполнена мягким оловянно-медным припоем №3, применяемым для монтажа медного водопровода, и специального флюса-пасты для него. Пайка ведется газовой горелкой.

Пробковый кран был доработан – штатная «самоварная» ручка, была заменена на отрезок медной трубки, пробка крана, подпружинена. Для установки пружины, в пробке высверлено небольшое гнездо, куда впаян отрезок болтика М5.

Кран в сборе. Конусная пружина, превосходно подошла от клапана порошкового огнетушителя. При минимальной затяжке, кран проворачивается плотно и с некоторым усилием. Для большего диапазона регулировки, жесткость пружины можно несколько уменьшить, протравив ее в кислоте.

Длинная трубка, оканчивающаяся распылителем воздуха, на крышке бачка должна доходить до дна и быть близко к наклонной стенке. Пришлось ее несколько изогнуть. Чтобы не связываться с гнутьем и набивкой песком, изгиб трубки выполнил, сделав ножовкой по металлу несколько неполных резов, сомкнув их края и запаяв это место. Угол 90 градусов сделал, обрезав концы заготовок трубок под 45 градусов на торцевой пиле, сложив и спаяв их.

Сам распылитель воздуха, вставляющийся в нижний конец заглушенной изогнутой трубки, выполнил из тонкой медной трубки. Предварительно отожженную трубку, согнул кольцом на выточенной деревянной болванке. Отверстия сделал, проколов тонким шилом, предварительно утонченную надфилем стенку трубки. В два ряда по всему диаметру кольца.

Впаял распылитель в боковые стенки длинной трубки, заглушив одновременно торец большой кусочком медной пластинки подходящей толщины. Отмыл от флюса, опилил лишнее.

После тщательной зачистки прилегающих поверхностей и нанесения флюса, запаял крышку бака. Предварительно, в крышке были просверлены отверстия значительного диаметра, так, чтобы в них проходил круглый напильник, далее, отверстия расточены до нужного диаметра – два для медных трубок 15мм, одно большое, в середине, для заправочной горловины.

Для заправочной горловины с пробкой, были подобраны несколько подходящих железок из бронзы и латуни. Сама горловина должна быть достаточно высокой, чтобы выступать из песчаной засыпки аппарата. Дюймовая пробка с резьбой, была выполнена из деталей от водопровода, горловину спаял из двух корпусов пружин завода, от разобранных настольных механических часов.

Деталь-заготовка пробки, заглушена. Запаял в нее кусочек толстой латунной пластинки. Еще один латунный кружочек такого же диаметра, просто вложен в пробку и не позволит сминаться резиновой прокладке при закручивании.

Короткую трубку для выхода готовой горючей смеси, сделал аналогично длинной – края заготовок обрезаны под 45 градусов на торцевой пиле с малой подачей, сложены, промазаны пастой-флюсом и спаяны газовой горелкой. Можно на кирпичике, можно вот так в тисках. Да, резать медяшки на маятниковой пиле, нужно непременно в очках – вылетающие частички меди значительно тяжелее деревянных и летят довольно далеко.

После запаивания трубок–газоотводов и проверки герметичности при помощи мыльной пены, на бачок барботера, была установлена подставка (деталь от самовара). В ней УШМ пропилен проем для выхода трубки слива, края зачищены шлифовальной шкуркой, подставка припаяна к корпусу в трех точках.

Наконец, готовый барботер еще раз тщательно отмывается от флюса, в том числе внутри, Продувается распылитель, удаляются попавшие внутрь капли припоя. Перед использованием, пробку крана, следует смазать.

В заключение, следует сказать, что для угловых соединений, лучше применять штатные детали – части медного водопровода, это сделает конструкцию несколько прочнее и технологичнее.

Часть 3. Буферный бак, сборка.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru