Легендарная пани Моника и великая клоунесса: 95 лет назад родилась Ольга Аросева | статьи на bitclass

21 декабря исполняется 95 лет со дня рождения советской и российской актрисы театра и кино, народной артистки РСФСР Ольги Аросевой. Зрителям она запомнилась по роли пани Моники в музыкальной сатирической передаче «Кабачок «13 стульев», которая выходила на советском телевидении целых 15 лет. В ее фильмографии главные роли в таки картинах, как «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники», а также множество блестящих ролей второго плана, как правило, комедийных и острохарактерных. Режиссеры считали, что если в фильме есть Ольга Аросева, то это уже половина успеха. В честь юбилея актрисы «МИР 24» рассказывает о ее невероятно яркой жизни.

В ее судьбе сплелось все, как в авантюрном романе: детство в Париже, Стокгольме, Праге, побег матери из семьи, букет от Сталина, репрессированный отец-дипломат. А потом – цирковое училище и театральный вуз, работа по подложным документам, сценический успех, четыре мужа, множество романов, роли в кино и телепроекты. Событий хватило бы на несколько жизней.

Детство в Европе и бегство матери из семьи

Ольга Аросева родилась в Москве. Ее мама Ольга Гоппен была выпускницей Института благородных девиц. Она работала секретарем-референтом у жены Вячеслава Молотова Полины Жемчужиной, которая была близкой подругой супруги Иосифа Сталина Надежды Аллилуевой. А отец Александр Аросев – идейный революционер, один из руководителей Московского восстания 1917 года – был высокопоставленным сотрудником советских спецслужб, а также блестящим дипломатом, образованнейшим человеком и писателем.

Ольга Аросева – младшая из трех дочерей. Когда ей было всего два года, отец был направлен на дипломатическую службу. Семья последовала за ним: жили во Франции, Литве, Латвии, Швеции и Чехословакии. В детстве будущая актриса получила воспитание, обычное для детей из семей дипломатов. Может быть, поэтому во взрослом возрасте она так разительно отличалась от других актеров непривычными для советского экрана манерами и европейским лоском. Ну еще бы! Блестящая интеллигентная семья и польские дворянские корни со стороны матери.

Аросева написала потом в книге «Без грима на бис»: «Ген театра впервые проснулся во мне в Праге. Этот ген от отца – он даже на официальных приемах в те строгие, жестко подконтрольные времена пел и вдохновенно долго читал гостям стихи русских поэтов, рассказы Чехова и Зощенко. Я тоже была постоянным «выступальщиком» – на посольских концертах для сотрудников».

Однако мир и согласие между родителями в одночасье рухнули: в конце 20-х мать Ольги Аросева в результате внезапно захватившего ее чувства сбежала из семьи со своим возлюбленным Михаилом Лобановым, который служил на Сахалине начальником предприятия. Она развелась с Александром Аросевым и повторно вышла замуж. Дети при этом остались с отцом.

Фото: ТАСС / Матвеев Эмиль

«Дом на набережной», букет от Сталина и расстрел отца

В 1933 году Александр Аросев с тремя дочками вернулся в Москву и поселился в знаменитом «доме на набережной». В те годы он возглавил Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами. Кстати, это именно по его приглашению в СССР приезжали Андре Жид, Анри Барбюс, Лион Фейхтвангер, Ромен Роллан, а также в результате его стараний вернулся из эмиграции Алексей Толстой.

В доме Аросевых бывали многие выдающиеся люди того времени: Владимир Немирович-Данченко, Борис Ливанов, Александр Таиров, Алиса Коонен, а также в гостях у Аросевых побывали почти все зарубежные писатели, которые посещали Москву в те годы. А Ромен Роллан и вовсе жил у них несколько дней.

Когда Ольге Аросевой было 9 лет, она познакомилась со Сталиным. Это было на авиационном параде в Тушино, куда отец взял ее с собой. Сталин обратил на девочку внимание, провел ее в первый ряд, чтобы ей было лучше видно, церемонно и насмешливо обращался к ней на «вы» и подарил букет, который поднесла ему спрыгнувшая с крыла самолета парашютистка.

Все это привлекло к девочке всеобщее внимание, ее обступили журналисты и она дала свое первое в жизни интервью, рассказав о знакомстве со Сталиным. Среди этого праздника жизни она даже не подозревала, что до крушения счастливого мира ее детства оставалось всего три года.

В 1937 году отец был арестован по ложному обвинению, а в 1938 году расстрелян. Над Ольгой Аросевой и двумя ее старшими сестрами нависла угроза отправиться ссылку, в интернат для детей изменников родины. Но их мать смогла добиться того, чтобы дочерей отдали ей. С этого момента они жили в семье матери и отчима.

После расстрела отца Ольга написала Сталину письмо о том, что не верит в его виновность. Конечно, ответа она не получила, поэтому приняла решение не вступать в комсомол.

Мечты о театре и работа по подложным документам

Пока Ольга Аросева училась в школе, она участвовала в школьной самодеятельности и играла в постановках драмкружка, а также занималась в детской театральной студии и мечтала стать актрисой, как ее старшая сестра Елена, которая к тому времени уже училась в Московском городском театральном училище.

Когда началась Великая Отечественная война, Ольга, как и ее сестра Елена, не поехала в эвакуацию вместе с матерью и старшей сестрой Натальей, а осталась в Москве. Она поступила сперва в цирковое училище, а затем в Московское городское театральное училище.

Однако ни одно из училищ Ольга Аросева не успела окончить. Дело в том, что в 1946 году во время московских гастролей Ленинградского театра комедии под руководством Николая Акимова Ольга Аросева сперва устроилась туда работать бутафором, а затем, успешно пройдя прослушивание, поступила в труппу этого театра и уехала в Ленинград. Поэтому она так и не завершила театрального образования.

Любопытный факт: устраиваясь на работу, она совершила подлог документов: предъявила в отделе кадров диплом сестры Елены, который та получила в 1945 году. Такой эксцентричный поступок довольно ярко характеризует Ольгу Аросеву: судя по ее собственным воспоминаниям и рассказам коллег, характер актрисы совсем не располагал к размеренной жизни.

Кстати, ни одного диплома актриса так и не получила. Аросева шутила, что единственное ее законченное образование – это курсы водителей троллейбуса. Их она окончила по настоятельной просьбе Эльдара Рязанова для того, чтобы сыграть роль лихачки Любы – невесты Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». В эпизоде, где та азартно ведет слежку за своим возлюбленным, находясь за рулем троллейбуса, Аросева сыграла сама.

В кино актриса начала сниматься уже в конце 1940-х годов. Она дебютировала в фильме «Драгоценные зерна», потом сыграла в «Великой силе». В те годы она снималась в основном в эпизодах и в дальнейшем во многом так и осталась актрисой второго плана. Но какой! Она буквально приковывала зрителей к экранам.

Фото: ТАСС / Епанчинцев Евгений

Гениальная на сцене, но несчастливая в жизни

В 1950 году актриса вернулась из Ленинграда в Москву, где поступила в труппу Театра Сатиры. Ольга Аросева и от природы обладала великим комическим даром, а в театре Сатиры этот ее талант развился еще больше.

Таких интеллигентных, тонких и одновременно характерных «клоунесс» за всю историю было немного. Как большой подарок судьбы и блестящую профессиональную школу она вспоминала работу с Фаиной Раневской и Татьяной Пельтцер. И как когда-то на этих гениальных актрис, на саму Ольгу Аросеву зрители шли толпами.

Ведь ее игра позволяла не только насладиться редким талантом комедийной актрисы, но и зарядиться ее энергией и жизненной силой. В театре Сатиры она проработала с перерывом в три года всю свою жизнь.

Среди постановок с ее участием «Пеппи Длинный чулок», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пена», «Маленькие комедии большого дома», «Горе от ума», «Мораль пани Дульской», «Гнездо глухаря», «Бешеные деньги», «Концерт для театра с оркестром», «Вишневый сад», «Молчи, грусть, молчи», «Неаполь – город миллионеров», «Мадлен и Моисей» и другие.

А вот личная жизнь у нее была хотя и бурная, но все же счастливой ее не назовешь. О романах и браках Ольги Аросевой ходили легенды: только официально она была замужем четыре раза. Аросева предпочитала не распространяться о личной жизни, хотя иногда с ностальгией рассказывала коллегам по цеху о возлюбленных, повлиявших на ее жизнь.

Она была не столько красивой, сколько невероятно притягательной женщиной. По словам актрисы Зои Зелинской, с которой Аросева была в дружбе, ее напора и сильного характера не выдерживал никто. Она требовала отношений только высшей пробы. Такого накала страстей долго выдержать трудно. «Неизвестно почему – по какой-то непонятной причине – все ее мужчины сначала спивались, а потом уходили из жизни, – говорила в одном из своих интервью Зелинская. – Мы как-то насчитали целых 9 человек». Так это или нет, но личную жизнь актрисы ни простой, ни однообразной не назовешь.

В кино Ольга Аросева исполнила более 70 ролей, по большей части эпизодических, но ярких и запоминающихся. Она сыграла в таких фильмах и сериалах, как «Интервенция», «Трембита», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Семь счастливых нот», «Предел желаний», «Графиня», «Будем жить», «Приключения мага», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», «Ландыш серебристый 2», «Даша Васильева 2. Любительница частного сыска», «Самая красивая», «Путейцы», «Сваты» и многие другие.

Но поистине всенародную популярность принесла актрисе роль пани Моники в музыкальной сатирической передаче «Кабачок 13 стульев», которая стала выходить в 1966 году и просуществовала до 1981 года. Вот тут ей как нигде пригодились и ее европейский лоск, и хрипловатый голос, и нездешние манеры, впитанные еще в детстве в дипломатическом окружении.

Ольга Аросева прожила очень долгую актерскую жизнь. В бальзаковском возрасте, когда у других актрис обычно начинается творческий кризис, у Аросевой начался настоящий расцвет карьеры: именно в этом возрасте она отточила свой комический стиль и стала просто неподражаемой.

Она сыграла сотни ролей в кино и театре. Кроме того, Аросева была словно специально создана, чтобы стать великолепной телеведущей, и в зрелом возрасте очень органично украсила множество телепроектов.

За 68 лет творческой жизни Ольга Аросева сыграла полторы сотни ярких ролей в театре и кино, отработала немыслимое количество концертов, написала автобиографическую и кулинарную книги. А еще ее голосом говорят герои более десятка любимых мультфильмов, среди которых, например, госпожа Белладонна в «Приключениях поросенка Фунтика». Так что даже уйдя из жизни, она оставила нам частичку своего юмора и любви.