Миллионы за пиксели | статьи на bitclass

До недавнего времени американец Майк Винкельманн зарабатывал на жизнь веб-дизайном. Сегодня он известен под псевдонимом BEEPLE и находится на третьем месте в списке самых дорогих художников мира. Туда он попал благодаря одной удачной продаже. Его работа «Первые пять тысяч дней» ушла с аукциона за рекордные 69 миллионов долларов. А ведь ее даже не существует в реальности.

«Первые пять тысяч дней» – это коллаж из работ художника. Майк Винкельманн рисовал по одному изображению в день на протяжении 13 лет.

Майк создает диджитал-иллюстрации. Как и любой цифровой объект, их можно скопировать неограниченное количество раз – и все экземпляры будут идентичны. Какой из них является оригиналом – сказать невозможно, в отличие, например, от подлинника картины в музее.

Дилемму – как продать то, чего нет, разрешила технология NFT, или non-fungible token, в переводе: невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Это несколько строчек цифрового кода, своего рода сертификат, который подтверждает, что его владельцу принадлежит оригинальная копия произведения. NFT записан в блокчейне – базе данных, которая одновременно хранится на множестве компьютеров, связанных в сети. Благодаря этому его нельзя скопировать или заменить. А только передать другому пользователю.

«NFT дает вам возможность приобрести некий цифровой объект, который по факту несет в себе характеристики того самого предмета искусства правовые, за которыми все гнались. NFT можно продавать, NFT можно хранить, NFT может расти в цене, он может передаваться, может экспонироваться внутри виртуальных пространств, внутри физических пространств», – объясняет Вадим Смахтин, куратор направления Digital Art в петербургском университете ИТМО.

NFT покупают и продают на маркетплэйсах – онлайн-магазинах. Там же любой может создать собственный токен. Для этого нужно загрузить на сайт файл: текст, аудиозапись, фотографию, видео, заполнить описание и установить цену. Большинство торговых площадок берут с авторов комиссию за создание токена.

NFT в России

Первым российским артистом, который заработал на NFT, стал петербургский художник Покрас Лампас. Он продал несколько своих виртуальных работ, самая дорогая из которых обошлась анонимному покупателю почти в тридцать тысяч долларов.

фото: instagram.com @pokraslampas

Оригинальный рисунок Покрас написал на холсте, оцифровал, спроецировал на дамбу Чиркейской гидроэлектростанции и продал фотографию на аукционе за криптовалюту Ethereum, на создание которой и тратится электроэнергия, производимая на подобных ГЭС.

«Я хотел сделать свой первый NFT дроп (продажу цифрового объекта – прим. ред.) символичным, – объясняет свою задумку художник. – Но самое главное, что я вижу – этот формат позволяет поддерживать авторские проекты и диверсифицировать работу не только с галереями, но и брендами, фокусируясь на авторских проектах и развитии криптоарт-комьюнити».

Действительно, предполагалось, что площадки NFT помогут молодым диджитал-художникам выйти на мировой рынок и продавать свои работы в обход продюсеров, музейных кураторов и дорогостоящих выставок. Но оказалось, что не все так просто. Без громкого имени и хайпа торговля цифровым искусством вряд ли будет успешной.

«Во-первых, нет покупателя по причине в принципе узкой аудитории у цифровых художников. Даже просто лайк поставить некому, а тут еще купить непонятно зачем, непонятно что. Во-вторых, бум быстро прошел, как только выкупили знаменитых художников с поддержкой от кураторов или всяких музыкантов. На данный момент 98% NFT на рынке остались без покупателя», – рассказывает 3D-художник из Мурманска Андрей Гайдук. Ни одна из семи его картин так и не продалась.

Название: IDOLS, автор – Андрей Гайдук. Стартовая цена: 30$. Не продалась.

Фото: Instagram.com @andrey.gaiduk

Рынок цифрового искусства вырос мгновенно. И настолько, что маркетплэйсы заполонили работы, не представляющие ценности. Известный петербургский 3D художник Олег Вдовенко шутки ради нарисовал и выставил на торги вот эту картинку:

Диджитал-искусство бывает и таким. Название: I GOT DRUNK (Я напился), автор – Олег Вдовенко. Стартовая цена: 30$. Продано за 232$

Фото: Instagram.com @chuvabak_art

Ее купили за 232 доллара. Всего за 9 работ, выставленных на интернет-платформе, Олег заработал 23 000 долларов. Потом – объявил в соцсетях, что больше торговать NFT не намерен.

«Мне очень нравится криптоарт, но мне реально нравилось создавать эти штуки бесплатно», – написал художник.

На рынок NFT вышли и музыканты. Они продают токены на отдельные песни, и даже целые альбомы. А лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков выставил на торги 24 собственных портрета. На каждом – одна и та же фотография музыканта, с разным фоном: облака, горы, космос, северное сияние. На момент написания статьи ставки на лоты разнились от 2 до 10 тысяч рублей.

Одна из 24 альтернативных вариантов обложки альбома «Знак огня» группы «Аквариум».

Фото: Instagram.com @bgofficial

Токенизировать Эрмитаж

Первым среди российских музеев в новую цифровую реальность отправился Государственный Эрмитаж. Картины Леонардо да Винчи, Клода Моне, Винсента Ван Гога, Джорджоне Барбарелли и Василия Кандинского оцифровали и выставили на аукцион. Стартовая цена каждого токена – 10 тысяч долларов.

«Эти копии изменены подписью директора, датой, когда эти копии осуществлены и, соответственно, это является новым активом фактически. То есть мы не отдаем оригинальные работы, не делаем их частью рынка, который распродается. Оригинальные работы и оригинальные файлы цифровые остаются в музее», – рассказывает Сергей Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)

Фото – Государственный Эрмитаж.

Торги шли неделю. За это время цена за копию «Мадонны Литты» взлетела в 15 раз. В последние секунды пользователь под псевдонимом «8zz0» предложил за нее 150 с половиной тысяч долларов.

«Куст» Винсент Ван Гог

Фото автора

«Уголок сада в Монжероне» Клод Моне

Фото – Государственный Эрмитаж.

«Композиция VI» Василий Кандинский

Фото автора

Остальные токены эрмитажных картин тоже ушли с молотка значительно дороже стартовой цены: «Юдифь» Джорджоне продали за 65 тысяч долларов; «Куст» сирени Винсента Ван Гога и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне обошлись покупателям в 75 тысяч долларов за каждый NFT. Последняя ставка в борьбе за «Композицию VI» Кандинского – 80 тысяч долларов. В сумме вышло – 444,5 тысячи долларов.