Наставничество в школе: какой будет новая система карьерного роста? | статьи на bitclass

В российских школах в 2021году появятся учителя-наставники и учителя-методисты. Чем они будут заниматься, телеканалу «МИР 24» рассказала помощник председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Плотникова.

— Почему появилась необходимость в новых должностях?

Татьяна Плотникова: Карьерного роста как такового у учителей нет, единственное, есть завуч, заместитель руководителя образовательной организации и директор школы. На сегодняшний день планируется введение новых должностей. Будут это должности или квалификационные категории, вопрос открыт, потому что новые должности требуют изменения в законодательстве.

— Кто сможет работать методистом или наставником? Те специалисты, которые имеют большой педагогический опыт работы или прошли специальную подготовку?

Татьяна Плотникова: Планируется аттестация учителей в соответствии с новой системой учительского роста. В зависимости от того, как педагог будет проходить ее, он будет получать ту или иную должность или квалификацию. Этот вопрос еще открыт, как я понимаю.

— Учителя-наставники будут курировать работу только молодых, неопытных коллег или к ним могут обратиться за помощью, чтобы повысить квалификацию, и опытные коллеги?

Татьяна Плотникова: Я думаю, все учителя, которым необходима помощь и опыт наставника, будут иметь возможность, потому что на сегодняшний день хоть и нет этих должностей в образовательных организациях, все равно к опытным, сильным учителям обращаются как молодые педагоги, так и те коллеги, которые испытывают трудности в том или ином моменте своей профессиональной деятельности.

— Хватит года, чтобы каждая школа в России смогла найти себе хорошего наставника в штат?

Татьяна Плотникова: В наших школах работают уникальные люди и, действительно, педагоги: интересные, сильные. Здесь только вопрос, насколько будет готова система к введению этих должностей, слишком много вопросов. Будет это педагогический работник в должности, будут ли делать льготы, которые распространяются на педагогических работников, на педагогов, учителей-наставников, учителей-методистов. Здесь очень много вопросов, слишком большой объем нужно поднять в законодательных вопросах, чтобы ни в коем случае не потерялся социальный пакет, который есть у людей, работающих в системе.

— А была ли в советской системе образования такая позиция – учитель-наставник?

Татьяна Плотникова: Наставничество всегда было в советской школе. Когда педагог приходил в образовательную организацию, его окружало тепло и забота более опытных коллег, наставников, которые его вели на протяжении года, трех лет. Эта система была очень сильная, мощная. На сегодняшний день она где-то сохранилась, где-то развилась, вышла на новый уровень, а где-то утеряна. Сегодня начинающим педагогам нужна поддержка профессионалов и конечно это здорово когда есть возможность внутри своей образовательной организации – развиваться, понимать особенности нашей профессии и выходить на другой уровень.

— Есть ли ценный опыт у зарубежных коллег, который можно применить в российской системе образования?

Татьяна Плотникова: Опыт очень разный, но чисто про наставничество я не могу сказать. Больше это сопровождение учителей по различным программам.

— Не осложнит ли нововведение работу системы школьного образования, педагогов, которые и без того перегружены?

Татьяна Плотникова: Если будет введена новая должность, трудовые функции будут соответствующие. На сегодняшний день у нас есть профессиональный стандарт учителя, который претерпел много споров, обсуждений. Если будут вводиться новые должности, должен быть новый профессиональный стандарт. Будет совсем другая трудовая функция у учителя-наставника, учителя-методиста. Наверное, учебная нагрузка будет меньше и на время для работы с коллегами будет отведен определенный ресурс. Сегодня нам законодательство не дает такой возможности, профстандарта нет, и мы до конца не понимаем, что будет, какая нагрузка и как будет вестись оплата труда учителя, которого мы называем наставник, учитель-методист.

— Какие позитивные результаты должны получить ученики и родители от появления в школе учителей-наставников, учителей-методистов?

Татьяна Плотникова: Дефицит, который есть у педагогического коллектива, будет быстро на локальном уровне решаться, и помощь будет оказываться вовремя на уровне района, города, области. Это возможность профессионального и карьерного роста, потому что молодежь, которая приходит в образовательные организации, хочет расти, быть профессионалами. Это намного проще делать, когда ты находишься в образовательной организации.

Схожее по теме