Новые маршруты: Молдова перенастраивает логистические цепочки | статьи на bitclass

Автомобильные перевозчики столкнулись с серьезными трудностями и не только из-за цен на топливо. Теперь им приходится объезжать Украину – это дополнительное время, а главное – деньги. С логистическим кризисом столкнулась и Молдова. Из Кишинева репортаж корреспондента «МИР 24» Ксении Яниевой.

Найти гречку или соль в молдавских магазинах теперь сродни квесту. В панике их скупали пачками. Бакалею, а еще молочную и мясную продукцию в страну завозили из соседней Украины или транзитом через нее. Теперь пути перекрыты.

«Пару килограммов риса, гречки и так далее. Кто знает, что будет. На всякий случай», – сказал покупатель Илья Дьякону.

«Мы сыр покупали, масло украинские. Иногда конфеты», – отметила покупательница Валентина Топало.

«Когда начиналась пандемия, то же самое было. А потом полные прилавки», – поделилась покупательница Ольга Фигурская.

Товар, который планировали распродать за полтора месяца, смели за две недели.

Борьба за яблокиСадоводы жалуются на невозможность реализовать урожай из-за импорта«Конечно, у магазина всегда есть запас. Он не планирует продать последнюю позицию и остаться с пустой полкой», – заявил директор продовольственной сети Дмитрий Разлога.

Крупы из Украины и России в республику раньше завозили напрямую фурами. Теперь экспорт украинских товаров приостановлен, а российские везут в объезд – через Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. Это на тысячи километров больше, чем раньше. Краснодарский рис и гречка раньше поступали и в Одесский порт: оттуда наземным транспортом до Молдовы всего 200 километров. Сейчас маршрут изменился: порт теперь румынский – Констанция, а поставщики в далеком Пакистане, Индии и Китае, а значит, транспортные расходы увеличиваются в разы.

«Мы сможем восполнить отсутствие товаров с Украины другими товарами. Но по цене мы проиграем сильно. Люди должны готовиться к тому, что товары будут дороже. Это самый первый фактор, который есть», – объяснил доктор экономических наук Вячеслав Ионица.

Новые контракты заключают крупнейшие строительные магазины Молдовы. Сантехнику, гипс, минеральную вату будут закупать в Польше, Сербии и Чехии.

«Стоимость логистики вырастет до 15-30%, в зависимости от страны замещения. Сейчас как раз совпало с повышением цен на топливо, поэтому транспортники не дают каких-то долгосрочных контрактов», – подчеркнул технический директор сети строительных магазинов Григорий Кожокарь.

За последний месяц бензин подорожал на 15%, солярка – почти на треть. Удар и для молдавских сельхозпроизводителей. Впереди полевые работы, а баки тракторов полупустые, да и удобрения на исходе.

«Цена по сравнению с прошлым годом стала выше в три-четыре раза. Но и в наличии нет удобрений, особенно азотных. Раньше республика получала их с России, с Украины», – сказал глава фермерского хозяйства Сергей Калмык.

«Важно обеспечить аграриев удобрениями, так как удобрения влияют на производительность культур. 30-40% урожая зависит от их использования. Сейчас обсуждаем возможные поставки из Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана, также рассматриваем широкий спектр удобрений из стран ЕС», – заявил министр сельского хозяйства Молдовы Виорел Герчиу.

Тернистый путьКак Молдова шла к 30-летию независимостиЧтобы помочь фермерам, правительство разработает механизм компенсаций. На поддержку властей рассчитывают и молдавские садоводы. Адриан Кэлдаре готовит партию яблок и винограда к отправке в Россию. Для Молдовы это по-прежнему основной рынок сбыта, 95% яблок уходит именно туда.

«Машин нет, удорожание. Раньше к нам приезжал белорусский транспорт, сейчас они не едут. Только молдавские фирмы возят», – сказал экспортер, сельхозпроизводитель Адриан Кэлдаре.

Обычно фрукты везли через Украину и Беларусь. Теперь фуры едут в обход – через Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу и Беларусь. Транспортные расходы увеличились в три раза. Шесть-семь тысяч долларов за одну фуру. Контейнеры планируют загружать и в молдавском порту Джурджулешты, оттуда товар по морю отправится в Новороссийск.

Из-за проблем с логистикой экспортеры не могут отправить в Россию 120 тысяч тонн яблок. Фрукты хранят в холодильных камерах, что тоже затратно.

«Большая часть этих яблок пойдет на переработку, на местные консервные заводы. Мы делаем все возможное, чтобы найти альтернативные рынки, чтобы все-таки яблоки пошли на экспорт. Ведь знаем, что цена переработки очень мала», – подчеркнул Герчиу.

Альтернативными рынками сбыта могут стать Индия, Египет и Саудовская Аравия. Но и российский рынок экспортеры покидать не хотят. Просят открыть «зеленые коридоры», чтобы не потерять товар и довезти его до покупателей в России.