Онлайн-образование в новых условиях: как будут работать сервисы дистанционного обучения? | статьи на bitclass

Как будут работать российские образовательные онлайн-платформы и насколько быстро они смогут быть адаптированы к новым условиям, Mir24.tv рассказали эксперты.

Что сейчас происходит на рынке онлайн-образования?

Рынок EdTech в России достаточно зрелый, его развитие существенно усилила пандемия. За прошедшие два года появилось много серьезных местных игроков на рынке онлайн-обучения. Если посмотреть рейтинг РБК отечественного EdTech за 2021 год, то первая десятка – это российские компании. Наиболее сильные из них используют собственные платформы. У российских IT-компаний есть опыт создания таких платформ для коммерческих школ. Вопрос с заменой ПО для организации процесса обучения вполне решаемый, есть отечественные продукты в этой области, потому что в образовании главное – преподаватели, хорошо сделанный курс и методология, говорит HR-директор компании «Рексофт» Дмитрий Скрипкин.

Уход глобальных платформ, конечно, скажется на рынке образовательных продуктов, однако в России в целом не отмечается дефицита проектов и стартапов в этой области. Другое дело, что командам придется адаптировать технологические решения под новую реальность, переписывать существенную часть кода, нивелировать риски фундамента работы платформ. В текущей ситуации российские платформенные решения, конечно, будут выведены на первый план, однако перед ними стоит амбициозная задача технологической поддержки своих платформ, обновления кода, адаптации к отечественным системам поддержки и безопасности.

«В большинстве своем наши платформы готовы к таким вопросам, поэтому основной вопрос сегодня – замещение пустых ниш. В частности, в сфере образовательных платформ для взрослых можно получить сертификаты партнерских программ, например, с вузами Азии. Стал также возможен перевод пользователей платформ, ушедших с рынка, на отечественные», – комментирует основатель агрегатора технологических проектов Venn Виктория Арабина.

Какие проекты онлайн-обучения есть в России?

Если кто-то и ушел с российского рынка, то заметят это только активные пользователи конкретных платформ. Тогда как российские крупные компании и стартапы вздохнут свободнее, лишившись дополнительной конкуренции на отечественном рынке – игроков сейчас и так очень много, уверена эксперт образовательной платформы ИнтернетУрок Ксения Марсова.

Так, например, недавно детская онлайн-школа английского языка All Right внезапно заявила о том, что не сможет выполнить обязательства перед российскими пользователями и провести оплаченные уроки. Выход нашелся благодаря SkyEng – компания взяла обязательства на себя и таким образом получила базу лояльных пользователей. Для кого-то заметным мог оказаться уход американской платформы Coursera – компания предлагала платные и бесплатные онлайн-курсы от ведущих мировых университетов и преподавателей.

«Сидишь себе на диване и сок пьешь»Плюсы и минусы дистанционного образования

Стоит отметить, что в нише профессионального образования у нас по-прежнему много игроков, таких как Skillbox Holding Unlimited (объединяет принадлежащие VK активы Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna), Яндекс.Практикум и Нетологию.

В сфере школьного онлайн-образования принципиальных перестановок тем более не предвидится. По-прежнему в лидерах остаются такие образовательные платформы, как Фоксворд , Учи.ру, ИнтернетУрок, ЯКласс, MAXIMUM Education. Основные запросы – это изучение школьной программы и подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, а в этих сферах традиционно также преобладают российские онлайн-школы, способные учитывать требования ФГОС и соответствовать им.

Другой вопрос – это безопасное хранение данных. Многие компании сейчас вынуждены переводить огромные массивы данных в облачные хранилища из зарубежных, чтобы не столкнуться с рисками отключения. Для пользователей этот процесс будет незаметным, однако здесь стоит отметить, что российские провайдеры уже заявляют о повышении цен по объективным причинам, добавляет Марсова.

«В России онлайн-школы существовали задолго до появления зарубежных решений. Именно в России в 2008 году появился первый интернет-университет «Интуит», в то время как та же Coursera вышла на российский рынок только в 2012 году. Площадки работали и наполнялись контентом, адаптированным под наши программы обучения. Обмен знаниями с зарубежными площадками всегда был интересен и помогал развиться практически в любом направлении», – говорит руководитель образовательных программ «Хаб Знаний МойОфис» Анастасия Горелова.

При этом сам контент сегодня никуда не уходит – меняется место его размещения. Так, многие вузы использовали для реализации системы дистанционного обучения как самописные решения, так и бесплатные продукты типа системы управления обучением Moodle. Существуют российские решения, поддерживающие SCORM-пакеты, которые являются стандартом для электронных курсов, подчеркивает эксперт.

Что изменится в российском онлайн-обучении?

Большая часть существующих российских образовательных онлайн-платформ продолжит работать в привычном режиме, вероятно, с незначительными доработками, связанными с изменением условий работы партнеров и зарубежных сервисов.

«Первое, что изменится – способы оплаты онлайн-обучения. Российские онлайн-платформы и сервисы обучения будут адаптироваться под современную реальность, поэтому будут появляться новые форматы оплаты, не менее удобные, чем были до этого. Из-за изменений, связанных с работой карт Visa и MasterCard за рубежом, российские онлайн-школы будут сфокусированы на внутреннем рынке, пока не появятся доступные варианты для работы со студентами из других стран мира», – рассказывает руководитель платформы онлайн-курсов Eduverse.ru Валерий Алексеев.

Стоит отметить, что, скорее всего, количество студентов и выручка EdTech-компаний будет расти. Онлайн-образование станет еще более востребованным, так как у многих есть желание не привязываться к месту и работать удаленно.

Отечественные образовательные платформы поддерживают возможность обучения с мобильных устройств, что решает проблемы с качеством и скоростью интернет-соединения во многих образовательных организациях страны.

По словам Алексеева, российский сектор онлайн-образования проделал огромный путь. Повысился уровень цифровой грамотности. Улучшилось техническое оснащение – появились интегрированные онлайн-платформы для хранения и обмена данными, средства беспроводной связи, видеоэкраны, студии и средства печати. Образовательные источники, учебные материалы, каталоги ресурсов оцифрованы и доступны удаленно, в структурированном формате.

Стоит помнить о том, что EdTech – это не только образовательные платформы. Это в первую очередь большая инфраструктура, требующая адаптации.

«Но в итоге, все это – лишь временная и неизбежная адаптациями российского рынка EdTech к внешним изменениям и современным реалиям. Скорее всего, сфера быстро придет в норму и продолжит свое уверенное развитие и рост», – заключает эксперт.