Оснащение стеклодувной мастерской. Увеличение емкости ресивера фабричного компрессора

Продолжая тему оснащения рабочего места для стеклодувного дела в мастерской – одним из главных элементов для стеклодувных работ является специальная горелка. К ней предъявляются определенные требования, в числе первых – стабильный факел пламени. Питается горелка смесью горючего газа, и в числе его компонентов, чаще всего входит воздух. Понятно, что требуется его ровный, постоянный во времени поток.

В староглинянные времена сжатие воздуха для подачи его в горелку производилось при помощи мехов. Наверняка и сегодня, «Когда космические корабли бороздят Большой театр», можно найти небольшие бензиновые горелки вроде ювелирных или стоматологических, с ножными мехами. Это имеет смысл для переносных аппаратов – небольшой вес, энергонезависимость. Иногда, для получения сжатого до небольшого давления воздуха, в лабораторных условиях используется водоструйный насос.

Для настольных горелок, в частности, применяемых стеклодувами, сейчас применяются электрические воздуходувки – компрессоры. Эксплуатационные требования, предъявляемые к воздуходувкам, мастерами-стеклодувами – около горелки, сжатый воздух должен быть под давлением, избыточным над атмосферным на 100…150 мм.рт.ст. Воздух должен подаваться равномерно и без сбоев – прекращение подачи воздуха в ответственный момент работы может привести к гибели ценного изделия. В случае же работы с карбюратором при этом возникает угроза проскока пламени в карбюратор и возможен пожар.

Первое время, для экспериментов со стеклодувной горелкой на парах бензина, применял самодельный компрессор из холодильникового. Выяснилось однако, что ему приходится довольно часто включаться, в идеале — работать практически непрерывно. При этом давление будет наиболее стабильным. В таком режиме, на забор воздуха следует установить осушитель в виде коробки-банки с силикагелем. В противном случае, влага из воздуха будет накапливаться внутри компрессора в масле. Одна из особенностей конструкции компрессоров от холодильников – открытый электрический мотор плавает в масле. Накапливающаяся вода опустится на дно и может запросто стать причиной замыкания в обмотках.

Значительно более производителен фабричный «строительный» компрессор. Довольно длительную работу между включениями, обеспечивает его ресивер в 24 литра, соответственно работать удобнее. Кроме того, компрессор классической компоновки – поршневая группа отдельно, мотор отдельно — как гайки и котлеты в присказке, и нет забот с осушением входящего воздуха. Заводские настройки реле давления, позволяют компрессору автоматически накачивать емкость до 7 атмосфер, затем, разбор потребителем ведется через регулируемый редуктор. Совсем небольшое давление, необходимое для работы горелки, позволяет компрессору включаться довольно редко – раз в несколько десятков минут, в зависимости от мощности горелки. Тем не менее, каждый его пуск, прибавляет несколько седых волос неуравновешенному человеку – компрессор довольно шумный. Сидишь себе в тишине – только пламя горелки слегка шипит, в руках фигурные стекляшки – этакая застывшая музыка, в душе трепет… И вдруг за спиной – ДРРРРРРРРРРРР!!! Ох мать-моя-советская-женщина. Тут даже мастер Дзен подпрыгнет, на те самые полтора метра.

Конечно, наиболее радикальным способом, будет убрать шумный агрегат в отдельное помещение, собственно, так и делают в больших мастерских. А что прикажете делать дедушке Мазаю, в собственной, представляющей единое пространство? Тоже конечно думать в этом направлении, а пока, как компромиссный вариант – можно несложным способом уменьшить количество срабатываний компрессора, увеличив его ресивер.

Вообще говоря, компрессоры подобного типа (поршневые, «строительные»), могут при одинаковом компрессоре, но разной емкости ресивера, существенно отличаться в стоимости. Связано это, видимо не столько со стоимостью стали, пошедшей на баллон, сколько с весом и габаритами устройства и соответственно, стоимостью транспортировки и хранения.

При эксплуатации, компрессор с небольшим ресивером, хорош для относительно мобильного применения, где его скромные габариты позволяют удобное перемещение, это может быть питание пневматического инструмента в подсобном хозяйстве или покраска, когда длины имеющихся шлангов может не хватать и удобнее перенести, перевезти агрегат к месту применения. При стационарном использовании, для однотипных задач, лучше бы емкость ресивера побольше. Однако в упомянутом подсобном хозяйстве могут возникать задачи как те, так и другие. Скажем, в холодное время года – стационарное применение в мастерской, с наступлением теплого, «строительно-полевого» сезона, относительно мобильное. Например, при достаточной температуре «за бортом», покраску удобнее выполнять на улице, ну и так далее. В таком случае, удобным, был бы изменяемый объем ресивера – на постоянном месте увеличенный, пусть это будет и более громоздко, «в поле» — штатный. Напрашивается решение с разъемным подключением к родному баллону, еще одной емкости.

Именно это и было проделано. В качестве дополнительного ресивера, был выбран бытовой газовый баллон для пропана емкостью 27л. После некоторой реорганизации своего газового хозяйства, оставшийся «на запасном пути». Решено было по возможности не вносить изменений в его конструкцию, чтобы при необходимости, можно было его задействовать по основному предназначению. Для этого использовались стандартные соединительные части от вышедших из строя газовых приборов. Также, удобным было бы применение стандартных спиральных пластиковых шлангов с быстросъемными разъемами, автоматически запирающими канал. Это позволит гибко изменять конфигурацию оборудования. Например, можно применить более длинный шланг, соединить их несколько, установить баллон другой емкости, несколько штук через стандартные «тройники» и так далее. К слову, при необходимости, можно накачивать в баллон сжатый воздух, например, для использования его в месте, где отсутствует электричество.

Итак. Что было использовано в работе.

Инструменты, оборудование.
Применялась конструктивная пайка – нужна небольшая газовая горелка с соответствующим припоем и флюсом. Нечто для сверления, набор обычного слесарного инструмента.

Материалы.
Кроме самого подопытного компрессора и газового баллона, понадобились – стандартные пневматические разъемы, лента ФУМ, припой №3 и пастообразный флюс к нему – от медного водопровода. Стандартный присоединительный штуцер к газовому баллону.

Местом присоединения дополнительной емкости, после раздумий, была выбрана заглушка на тройнике. На нее будет установлена стандартная быстрозапирающая пневматическая «мама». Кроме прочего, это позволит отсоединять и присоединять дополнительный ресивер в любой момент, в том числе под давлением, без потери сжатого воздуха.

Набор стандартных штуцеров был приобретен на АлиЭкспресс. «Мама» с внутренней резьбой. Паять ее непосредственно нельзя – можно повредить резиновые уплотнения внутри, а разобрать, не так то просто. Решено было в качестве переходной детали использовать одного из нескольких «пап» (шведская семья?) с такой же резьбой. Он без всяких резинок — можно смело паять.

После отвинчивании заглушки на компрессоре, выяснилось, что никакой это не тройник, но натурально – обратный клапан. Впрочем, дела это не меняет, нужно только позаботиться о том, чтобы впаиваемый «папа» не слишком торчал внутрь и не мешал нормальной работе клапана. С заглушки была удалена силиконовая прокладка и вложенная пружина с резинкой. Был найден центр, накернено и просверлено небольшое отверстие и расточено надфилем, а затем и напильником до нужного диаметра. «Папа» укорочен ножовкой по металлу, места пайки зачищены. Флюс, пайка, отмывка остатков флюса теплой водой, обратная сборка. Установка «мамы», на ленту ФУМ, испытание рабочим давлением.

Для присоединения к системе газового баллона без его доработок, придется воспользоваться стандартными присоединительными частями. Их добыл из вышедшего из строя бытового газового редуктора. Штуцер был доработан для плотной состыковки с «папой» из набора. Некрупным напильником. Ну и как обычно – зачистить места пайки, флюс, пайка, отмывка остатков. Да, не забыть одеть накидную гайку до пайки – она не снимается с готового спаянного переходника – мешают грани «под ключ», это и не плохо, не потеряется при эксплуатации.

Перед навинчиванием на баллон, не забыть установить резиновую прокладку. Резьба левая. Порядок, можно соединять и пробовать давлением.

Все работает, герметичность на высоте. Оказалось правда, что под полным рабочим давлением в 7 Атм. разъемы к баллону трудно рассоединить, однако, это не слишком важно. Если необходимо отсоединить накачанный баллон, его нужно перекрыть родным вентилем, а после уменьшения давления в штатном ресивере, все преотлично рассоединяется.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Подборки: Компрессор

Источник: usamodelkina.ru