«Подростков 13-14 лет отправляли в Ленинград, а меньше чем через год началась война» | статьи на bitclass

На телеканале МИР – премьера документального фильма «Фабзайцы» – о подростках из Белорусской ССР, которые приехали в Ленинград учиться в ремесленные училища накануне Великой Отечественной войны. Блокаду не пережили 12 тысяч мальчишек…

Работать над проектом телеканалу помогал Санкт-Петербургский Музей истории профессионального образования. Его главный хранитель – Алиса Спиркова – участница съемок. Перед премьерой мы поговорили с ней о профессии хранителя и историях, рассказанных в фильме.

Когда в России, считаете вы, музейщики, зародилось профессиональное образование?

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: Со времён Петра I, когда он создаёт Школу математических и навигацких наук в Москве в 1701 году. Наш музей рассказывает историю развития и становления профессионального образования в России. Залы музея разделены на периоды: от Петра до начала революции, потом идет Октябрьский зал, затем – зал Великой Отечественной войны. Отдельный блок посвящен блокаде Ленинграда. И далее, послевоенный советский период и современность. ​​​​​​​

А когда появился музей? Что сегодня хранится в его фондах?

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: Музей истории профессионального образования существует более 40 лет в нашем городе. Его фонд сегодня – около 35 тысяч единиц хранения и, на мой взгляд – это уникальные предметы! Фотографии, архив Ленинградского городского управления Трудовых резервов со списками педагогов и учащихся 1940-50-х гг., приказы, инструменты и предметы, созданные учащимися системы профтехобразования и многое другое. У нас есть полный комплект форменной одежды учащегося ремесленного училища 1940-х годов. Как раз в фильме это будет показано.

Чем занимается музейный хранитель?

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: Моя задача – сохранить и систематизировать музейную коллекцию, следить за сохранностью музейных предметов. Для временных выставок я стараюсь найти материалы, которые могут заинтересовать молодежь. Наши главные посетители – это будущие или нынешние студенты колледжей. Думаю, благодаря музею, им приятно видеть и осознавать свою причастность к системе профобразования.

Любой музей – организация консервативная. Бывают ли у вас необычные выставки?

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: Например, к 8 марта была выставка – «Женщина и мода». Частью временной экспозиции стали журналы 1970-90-х годов. Посетителям дали возможность их полистать. Женская аудитория была удивлена, насколько мода циклична! Параллельно, мы рассказывали о местах, где ведется подготовка специалистов для индустрии красоты в нашем городе.

Что в работе вам нравится больше всего?

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: К нам часто обращаются с просьбой найти информацию о родственниках. Например, совсем недавно, мужчина пытался выяснить судьбу своего дяди, который учился как раз в ремесленном училище в Ленинграде. Нам он назвал его имя, фамилию, и предоставил фотографию. Снимок в таких случаях помогает. Ремесленники носили форму с нашивками, и по ним можно определить номер училища. И да, мне удалось найти информацию. Мне нравится быть таким медиатором – между предметом, экспозицией и посетителем.

Как так получилось, что вы стали одним из рассказчиков в фильме?

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: К нам обратился «МИР» c просьбой помочь в поиске материалов. Поскольку я главный хранитель – этот запрос адресовали мне. А после знакомства с режиссером и сценаристом, они предложили мне от первого лица рассказать истории нескольких ребят.

Какая история тронула вас лично больше всего?

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: Для меня лично эта история уже давно известна. Она просто не была растиражирована. Я не могу назвать какую-то конкретную судьбу. Пугает сам факт, что подростков 13-14 лет отправляют в другой город, а меньше чем через год начинается война. Конечно, некоторые училища эвакуировали, но связь с домом была утеряна. Я тоже мама, могу представить насколько это тяжело. И я понимаю тех людей, которые сейчас обращаются к нам с просьбой найти хоть какую-то ниточку, зацепочку о своем родственнике.

После этого опыта не задумались о смене профессии? Может быть, телевизионная журналистика? Вы хорошо смотритесь в кадре!

Алиса Спиркова, главный хранитель музейных предметов: Вряд ли, я люблю своё дело, и не хочу его менять. В тех документах, которые я храню, еще множество историй. Нужно их систематизировать и постараться рассказать людям!