Причины психосоматики у детей. Как распознать и что делать

Вместе с психологом Еленой Ковалевой подготовили для вас материал о том, что такое психосоматика у детей, как ее распознать и что делать.

Психосоматика — это психологическая основа снижения иммунитета, от которого человек чаще болеет. Это скорее о насморке и расстройстве кишечника, что скорее всего интересует маму. Есть более сложные варианты. Такие как — хронические головные боли, гастрит, астма.

Нужно понимать, что психосоматика —  психологические предпосылки возникновения заболеваний. Есть несколько степеней тяжести: от соматизации, когда живот болит, если я переживаю, и до психогенных болей, когда реально проявление, как настоящее заболевание. Человек не может согнуться или ещё что-то, и важно вовремя обратиться к психотерапевту.

Существует несколько видов соматических симптомов и соответствующих расстройств.

Соматические симптомы могут быть подобными на неврологические расстройства (паралич или потеря зрения) или могут быть очень расплывчатыми (головные боли, тошнота). Иногда дети становятся одержимы ими же надуманным дефектом, склонны убеждать себя в том, что они страдают от серьезной болезни.

После обследования с целью исключения серьезных физических расстройств, которые также могут быть причиной возникновения определенных симптомов, только врачи могут установить диагноз.

Индивидуальная или семейная психотерапия, часто комбинируемая с использованием когнитивно — поведенческой терапией, может дать положительные результаты.

Лечение соматических симптомов и душевных расстройств подобно лечению тревожных состояний.

Соматические симптомы и душевные расстройства включают:

Конверсионное расстройство: Симптомы данных расстройств похожи на расстройства нервной системы. У детей может быть парализована рука или нога, они могут потерять слух или зрение, у них может возникать тремор, подобный захвату. Такие симптомы чаще всего обусловлены умственными факторами, такими как конфликт или стресс.

Расстройство, навязанное поведением другого человека: Опекуны, чаще всего родители, намеренно фальсифицируют или сами намеренно вызывают физические симптомы у детей.

Расстройство, спровоцированное самим ребенком: Ребенок может притвориться и приписывать себе несуществующие физические симптомы, а также с помощью определенных манипуляций может вызывать некоторые физические симптомы.

Тревожное расстройство: У детей возникает страх, основанный на их предположениях о том, что они сильно больны или могут заболеть. В действительности у таких детей могут вообще не наблюдаться или, в ином случае, наблюдаться физические симптомы или настоящие медицинские расстройства. Появление у детей симптомов или расстройств, стирают грань между обычной тревожностью и серьезной ситуацией. Такие дети, очевидно, взволнованы или находятся в подавленном состоянии.

Соматические симптомные расстройства: У детей может проявляться множество симптомов или всего один болезненный симптом, обычно это боль. Симптомы могут быть специфическими (боль в животе) или расплывчатыми (усталость). В подобных ситуациях симптомы могут возникать в любой части тела. У детей может появляться чрезмерная тревога по поводу появления таких симптомов и возможных последствий.

Соматические симптомы и душевные расстройства, в одинаковой мере, характерны и мальчикам, и девочкам чаще всего младшего возраста, но в большей степени они могут относиться к мальчикам и девочкам подросткового возраста.

Симптомы

Дети, страдающие от любого из вышеуказанных расстройств, могут иметь не только один симптом, но несколько, включая боль, затрудненное дыхание или слабость. Подобные состояния могут сопровождаться также другими болезнями.  

Часто дети самостоятельно могут провоцировать физические симптомы, наблюдая за состоянием другого болеющего человека в семье. Иногда симптомы, появляющиеся у ребенка, являются нормальной реакцией организма на дискомфорт, но родители или сам ребенок понимают это не совсем правильно.

Считается, что такие физические симптомы могут развиваться у ребенка неосознанно, они могут быть ответом на психологический стресс или внезапно появившуюся проблему. Симптомы не всегда бывают надуманными, и дети, в действительности, могут иметь описываемые симптомы.

Дети могут сосредоточить все свое внимание на своем здоровье и/или появляющихся симптомах, что потребует больших затрат времени и сил.

Диагноз

Физический осмотр врача, сдача определенных анализов, необходимы для выяснения расстройства.  Врачи просят детей описать симптомы, проводят осмотр, назначают анализы, чтобы верно установить реальное наличие или отсутствие физических расстройств, имеющих подобные симптомы. Однако, чаще всего, врачи стараются не использовать активные лабораторные исследования, чтобы дети не пугались и не травмировались при этом.

Любое из вышеуказанных расстройств может иметь серьезные симптомы, препятствующие нормальной жизни, но при осмотре ребенка следует учитывать то, что дети, обратившиеся к врачу, могут быть глубоко обеспокоены состоянием своего здоровьем и/или проявляющимися симптомами.

Если же не найдено никаких серьезных физических недостатков, то врач может использовать стандартные тесты, на состояние психического здоровья для установления характера расстройства: являются ли симптомы соматическими или уже относятся к наличию определенных расстройств. Врачи беседуют с детьми и членами их семей, пытаясь установить, являются ли проблемы детей психологическими по своей природе или просто объясняются определенными семейными проблемами.  

Лечение

Психотерапия

Для лечения данной категории детей используется программа реабилитации с целью восстановления нормального образа жизни. Иногда, для облегчения симптомов, используются лекарственные средства.

Дети могут уклоняться от посещения психотерапевта, так как могут считать свои симптомы чисто физическими. Однако, индивидуальная и семейная психотерапия, часто с одновременным использованием когнитивно-поведенческой терапии, могут помочь детям и членам их семей научиться распознавать стереотипы мышления и поведения, которые способствуют появлению определенных симптомов у детей.

Терапевты могут пользоваться гипнозом, клиническим мониторингом или проводить успокаивающую терапию.

Психотерапия обычно сочетается с программой реабилитации, цель которой:

  — помочь детям, способствовать их возвращению к нормальной жизни. Сюда также может быть включена физическая терапия, которая дает хорошие результаты

— вылечить реальные физические изъяны, такие как снижение двигательной способности, потеря мышечной массы, вызванные соматическими симптомами или подобными расстройствами.

-дать понять детям, что все меры направлены на их реальное излечивание

— активное участие самих детей в процессе выздоравливания.

Приняв первичные меры, лечащий врач продолжает постоянное наблюдение за ребенком и координирует самостоятельную деятельность самого пациента, способствующую его выздоравливанию.

Лекарственные средства, которые являются своего рода антидепрессантами и называются селективными ингибиторами обратного захвата серотонина, могут облегчить боль или уменьшить тревожность, или депрессию, которые обычно сопровождают такого рода расстройств.

Нужно понимать, что психосоматика – это психологические предпосылки возникновения заболеваний. Есть несколько степеней тяжести от соматизации, когда живот болит, если я переживаю, до психогенных болей, когда реально проявление настоящее заболевание. Человек не может согнуться или ещё что-то

02.12.2019

© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены
Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Источник: mamochki.by