Проект Хохлома. Делаем «аэрографию» в домашних условиях

Идея перекрасить мотоцикл возникла от наличия свободного времени и желания что-нибудь сделать руками. Да и мотоцикл хотелось как-то выделить из общей массы транспорта на дорогах. В итоге решил сделать рисунок в стиле хохломы, можно сказать по мотивам русской народной живописи. Живя за границей очень скоро начинаешь скучать по Родине и всему русскому, хочется чего-то своего родного. Начав делать проект, я представлял его как жёлтый узор на красном фоне, простой, крупный и не очень затейливый, чтобы можно было всё сделать в домашних условиях без специального оборудования и инструментов. Что из этого получилось в итоге, читайте далее…

Материалы и инструменты:

1 Мотоцикл Kawasaky Vulkan EN400
2 Самоклеящаяся плёнка Oracal
3 Малярный скотч
4 Обычный скотч
5 Золотая краска Акриловая Windsor & Newton
6 Белая краска аэрозоль Sanol
7 Красная краска аэрозоль Sanol
8 Лак автомобильный
9 Грунтовка
10 Растворитель
11 Наждачная бумага разной зернистости (60, 150, 400, 1200, 2000)
12 Набор ключей
13 Плоскогубцы
14 Отвёртка
15 Напильник
16 Карандаш
17 Кисти (несколько разных)
18 Маркер перманентный (5 одинаковых) у меня были двухсторонние с толстым и тонким пером.
19 Рулетка
20 Канцелярский нож
21 Ножницы

Шаг 1: Разбираем мотоцикл.

Снимаем все окрашиваемые части: бензобак, заднее крыло и треугольные накладки под седлом. Переднее крыло решил не красить, так как в заводском исполнении оно хромированное да и сохранилось хорошо.

Чтобы снять все детали пришлось немного повозиться особенно с задним крылом. Через него пропущены проводка от заднего фонаря, поворотников и тросик замка сиденья. Всё немного осложнялось ещё тем, что на мотоцикле я планировал ездить и во время малярных работ, поэтому всё кроме крашенных элементов нужно было поставить обратно и закрепить. Ну и организовать что-то вместо бензобака (но это эже другая история)

Далее был взят ненужный кусок пластика, (специально подобрал кусок со сложной геометрией — загибами углами) и начались эксперименты с окрашиванием, сочетаниями цветов, способами нанесения жёлтого слоя, вариантами обводки и прочей малярки. До этого я никогда ничего подобного не красил, максимум забор на даче или что-то подобное. В итоге основной узор решил делать из золотой акриловой краски, а наносить её кисточкой через трафарет. Обводку по контуру лучше и проще всего оказалось делать перманентным маркером, любым же другим способом это было катастрофически сложно, примерно как закат солнца вручную без асбестовых рукавиц. А совсем без обводки рисунок выглядел куце и невзрачно.

Шаг 2: Шкурение, шпаклевание, грунтовка.

Снимать старую краску, пришлось что называется до металла. Потому что заводской рисунок был трех цветный и пока не слезла вся краска оставался рельеф от тонкой полоски между серым и бордовым цветами. На фото её почти не видно, она сделана из оракала (самоклеящаяся плёнка) и под ней краска не выгорела, потому имела отличную от всего остального покрытия плотность. Шкурил крупной наждачкой 60cw и 150cw, постоянно поливая водой.
Шпаклевать, пришлось совсем немного, буквально один квадратный сантиметр на бензобаке (там была маленькая вмятина)

И почему-то сфотографировать эти этапы я не догадался, как-то махом всё сделал и загрунтовал. И уже потом вспомнил про фотик.

За неимением краскопульта и грунтовки в балончиках, пришлось наносить грунт кистью, а потом тщательно шкурить (наждачка- 400 cw). Шпаклёвку и грунтовку, я взял на ближайшем СТО, даже денег им потом предлагал — не взяли. Единственное что купил, это растворитель для грунтовки, чтобы слои ложились ровнее.

Потом была сушка. Говорят грунтовку нельзя мочить водой, я так и не понял почему, но на всякий случай шкурил на сухую .

Шаг 3: Окрашивание.

Первым, наносил белый слой, чтобы основной красный как бы светился и вообще был ярче. Белого хватило одного слоя, а вот красный уже ложил в три. Краску купил в балончиках (самую дешевую) о чём позже неоднократно пожалел, но ничего более подходящего найти просто не удалось. В итоге могу сказать что краска Sanol вполне хорошо ложится, и вообще к нанесению никаких нареканий не возникло. А вот высыхает эта зараза примерно год-полтора(тогда я этого ещё не подозревал) и я нисколько не шучу! Может в ультрафиолетовой сушильной камере можно высушить её и в десяток раз быстрее, но в моём распоряжении был только застеклённый балкон.

Проблема несохнущей краски усугублялась тем, что дальше планировалось оклеить все детали трафаретами из плёнки-самоклейки. Не помню точно сколько месяцев я ждал, но весь проект занял больше года. Это дичайшее промедление научило меня не использовать больше для таких работ краску из балончиков. Я даже купил недорогой электрический краскопульт, но это было уже после окончания работ по этому мотоциклу…

Шаг 4: Трафареты и нанесение «золота».

На этом этапе моих художественных навыков уже было недостаточно. Вернее их изначально не могло хватить, поэтому всё что связанно с рисованием и тому подобными делами, я попросил помочь друзей. Вырезали трафареты мы вчетвером и это заняло у нас часов пять и это не считая разработки самого рисунка, изготовления лекал и переноса на поверхность самоклейки.

Вообще можно это нарисовать на компьютере за вечер и вырезать на плотере за час, наш же проект делался за границей и многое что в России легко решалось бы за пару минут, здесь создавало серьёзные проблемы. Просто было разве что с орлом на баке — я нашёл картинку в векторном формате (кстати скачал с сайта кремля) и заказал плотерную резку в рекламной студии. Так как нужен мне был только контур, самого орла я приклеил на ящик с инструментами. Получилось что самый сложный трафарет сделали за 2 минуты.

Золотую краску наносили кистью длинными мазками. Излишки краски между слоями снимал наждачкой после высыхания, орудуя шкуркой прямо поверх самоклейки (наждачка 1200cw). На финишном слое специально сохранил текстуру от кисти, чтобы рисунок выглядел «богаче». Понадобилось три слоя, кое-где четыре, чтобы красный фон перестал просвечивать. Крайний слой лучше не досушивать до конца, так будет легче снимать трафареты.

На левой накладке один слой, на правой два

Шаг 5: Снимаем трафареты.

Аккуратно, без резких движений снимаем плёнку, вооружившись канцелярским ножом. Акриловая краска, если резко потянуть трафарет может отслоиться, особенно в местах где слой толстый — в таких местах подрезаем краску по контуру ножом. И сразу же проверяем и удаляем случайные пятна золотой краски, если таковые образовались в процессе работы. Можно аккуратно счищать их ножом, а можно оттирать водой (акрил растворяется водой), но как показала практика ножом проще и удобнее.

Красная краска немного деформировалась от долгого соприкосновения с плёнкой (потому что трафареты наклеил не дождавшись полного высыхания) Но когда для закрепления акрила и удобства выполнения обводки я нанёс тонкий слой лака, все неровности красного слоя исчезли, потому что лак слегка растворил красный слой и поверхность «расправилась».

здесь видно повреждения на красном слое

а здесь уже слой лака исправил неровности

бак уже под слоем лака

после снятия трафаретов

Шаг 6: Обводка.

Хотя обводкой это можно было назвать только в начале проекта, когда планировалось просто обвести золотые узоры по периметру чёрным маркером и этим ограничиться. В ходе же проекта, обводка переросла в полноценный рисунок и лично для меня, с моими хромающими художественными навыками, её выполнение стало невозможным. На моё счастье, с художеством мне помогала девушка имеющая художественное образование. И если честно, то это она доработала мою идею до такого уровня. Она мне объясняла что так как хочу я, будет плохо и нужно сделать иначе. Можно сказать что всё получилось красиво, практически вопреки моим задумкам.

Но вернёмся к технической части. Сначала на всех элементах мы обвели узоры по периметру, а потом начали «раскрашивать» мелкими деталями и всяческими завитушками. А когда закончили нам показалось что промежутки между узорами, тоже стоит заполнить узорами. Это объединило все элементы в единую композицию, слегка приглушило красный и подчеркнуло золотистый цвета . Дальше на фотографиях будет видно насколько стало лучше. Собственно весь проект, так и рождался уже на ходу, а задумывалось всё сильно проще и вообще немного иначе.

Шаг 7: Защитный слой лака.

Научившись на своих ошибках, я решил отказаться от лака в балончиках. Потому что на этом этапе предстояло нанести крайний слой всего покрытия и если он будет сохнуть год, я просто не выдержу, одену детали на мотоцикл и конечно же испорчу всю проделанную работу. И так как краскопульта у меня небыло, а наносить автомобильный лак кистью было просто глупо, пришлось отвезти детали на СТО и заплатить за нанесение нескольких слоёв лака и сушку. По рыночным расценкам с меня взяли совсем недорого, но относительно всех затрат на проект очень ощутимо.

Уже на СТО появилась ещё одна проблема. Мастер сказал что вся поверхность залапана руками (рисовали без перчаток и вообще не подумали об этом) и её обязательно нужно либо обезжирить спиртом или пройти мелкой наждачкой. Вариант со спиртом был исключен, потому что спирт — сотрёт весь рисунок сделанный маркером. Пришлось шкурить (наждачка 2000cw), а потом прорисовывать чёрные линии там где они были повреждены. На это было потрачено пол дня, не считая нанесения лака.

Заплатить за три слоя лака пришлось больше чем было потрачено на все остальные расходы. Но это всё же стоило того, потому что через сутки я забрал детали, которые уже можно было трогать руками не боясь повредить покрытие. А через неделю сушки на балконе можно было начинать сборку.

На этом этапе я понял что нельзя прикасаться руками к промежуточным слоям лакокрасочного покрытия, в противном случае финишный слой лака может отслоиться, потому что на руках человека всегда есть жир (независимо от чистоты рук). Работайте только в перчатках!

Верхняя часть заднего крыла была покрыта лаком в два раза более толстым слоем, потому что там у меня обычно ездит рюкзак и прочая поклажа. Вся поверхность на ощупь получилась рельефной, можно было сделать ровной просто отполировав, но мне показалось что так даже интересней.

Шаг 8: Сборка.

В процессе сборки никаких сложностей не возникло. Результат проделанной работы более чем удовлетворил всех участников проекта. Детализация рисунка получилась настолько высокая, что даже на крупных планах есть на что полюбоваться. Мотоцикл стал приковывать к себе внимание на дорогах, а на парковках собирать вокруг себя, иногда целые толпы народа, которые трогали его и рассматривали разве что не под лупой. Около торговых центров иногда приходилось подождать когда люди закончат фотографироваться на фоне байка, а уж потом заводить и ехать. Кстати на СТО, работники побоялись сами наносить лак — позвонили хозяину, он приехал и лично всё сделал.

В этой стране (где делался проект) вообще не принято чтобы кто-то что-то делал сам, тут все даже самые мелкие работы выполняются в специализированных местах. Тем больший фурор вызывал факт, что рисунок был выполнен самостоятельно в домашних условиях.

Заключение.

Весь проект занял около полутора лет. Если использовать качественные материалы, то можно сократить этот срок примерно до месяца, а при наличии опыта проведения подобных работ и вовсе до недели, а то и меньше.

На материалы потрачено около 2000 рублей, плюс за услуги на СТО 3000 рублей. Выводов сделано много, опыта получено ещё больше, все нюансы на которых «погорел» наш проект я постарался обозначить в тексте.

При сборке оказалось что шильдики (заводские эмблемы) совсем не гармонируют с новой раскраской и было решено вовсе их не прикреплять.

В России мне оценили нанесение подобного рисунка в 100 тысяч рублей. Качество исполнения там было бы, конечно, в разы выше, но 100, блин, тысяч!
Занимайтесь самоделками — это интересно, полезно, и очень выгодно.
Спасибо за внимание.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru