Опрос, проведенный сервисом объявлений «Юла» вместе с платформой по подбору психотерапевтов «Мета» и аналитическим агентством ResearchMe, показал, что незапланированные покупки в онлайн-сервисах совершают 50% россиян. Большая часть спонтанных покупок приходится на одежду (31%), на втором месте – электроника (29%), на третьем – косметика и украшения (19%). Причем 70% от числа совершающих спонтанные онлайн-покупки россиян признались, что потом не пользуются приобретенными вещами. Mir24.tv поговорил с психологом Александром Корпусовым о том, что заставляет людей тратить зачастую последние деньги на ненужные вещи.
«Надо понимать, в какое время и в какой ситуации мы живем. Чем хуже реальность, тем привлекательнее виртуальность. Если человеку не хватает положительных эмоций, у него депрессивные, апатичные настроения, человек пытается с этим что-то сделать. От просмотра картинок с котиками в интернете до импульсивных покупок. Это способ получить некоторый заряд положительных эмоций», – говорит Корпусов.
При этом интернет в современной жизни стал путем наименьшего сопротивления. Зачастую люди, приходя с работы уставшими, не находят в себе моральных сил на то, чтобы заняться чем-то полезным. Интернет становится механизмом, который позволяет с наименьшими усилиями что-то сделать: посмотреть, послушать, купить.
Маркетолог о «черной пятнице»:Продажа ниже себестоимости возможна
«Я бы сравнил спонтанные покупки с пирожным, – отмечает психолог. – Человек его покупает в надежде на то, что он его съест. Во-первых, сам процесс покупки доставляет некоторое удовольствие, кроме того, он еще в момент покупки представляет, какие положительные эмоции будет испытывать потом. Удовольствие он получает уже здесь и сейчас, поэтому само это пирожное уже может не оправдывать возложенных на него надежд. Со спонтанными покупками примерно то же самое. Условная беговая дорожка – человек ее покупает с мыслью, что завтра, а лучше с понедельника, а лучше с понедельника следующего месяца он будет заниматься, начнет новую жизнь. Дело в том, что для человеческого мозга момент здесь и сейчас гораздо важнее того, что было вчера и что будет завтра. Поэтому, совершая покупку, человек получает эмоциональное поощрение, награду. Потом же он сталкивается с тем, что эта идея требует дополнительных усилий или времени, и он уже не готов здесь и сейчас на это тратить время».