Подготовка к ЕГЭ-2016 по физике, русскому языку и математике на нашем новом сайте Lampa.io

Функционально-смысловые типы речи

Принято выделять три основных типа речи: повествование, описание и рассуждение.

Повествование — рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени.

В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего. Это рассказ о том, что произошло. Для повествования характерно (хотя и не обязательно) употребление глаголов совершенного вида в прошедшем времени.

Николка запер предохранитель и сунул револьвер в карман. Полез по куче битого кирпича, а затем, как муха по отвесной стене,вставляя носки в такие норки, что в мирное время не поместилась бы икопейка. Оборвал ногти, окровенил пальцы и всцарапался на стену. Лежа наней животом, услыхал, что сзади, в первом дворе, раздался оглушительныйсвист и Неронов голос, а в этом, третьем, дворе, в черном окне из второгоэтажа на него глянуло искаженное ужасом женское лицо и тотчас исчезло.Падая со второй стены, угадал довольно удачно: попал в сугроб, но все-такичто-то свернулось в шее и лопнуло в черепе. Чувствуя гудение в голове имелькание в глазах, Николка побежал к воротам...
(М.А. Булгаков. «Белая гвардия»)
В этом отрывке перечисляются последовательные действия героя. Это повествование.

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какой-либо объект или явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была унего короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова егоказалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетениемпротивоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегдабеспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны быливкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались всветло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черногоцвета.
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)
В этом отрывке изображается внешность героя. Это описание.

Описание можно противопоставить повествованию в том смысле, что описание представляет собой статическую картину действительности, а повествование рассказывает о динамике событий.

Чаще всего описываются внешность или личные качества персонажа, пейзаж, интерьер, место и время действия (например, город и эпоха).

Если в тексте рассказывается о регулярно повторяемых действиях (например, описывается типичный день персонажа), то это описание, а не повествование.

Утром он пьет два стакана холодного молока: достает из буфета кувшинчик, наливает и пьет, не садясь.
(Ю.К. Олеша. «Зависть»)
Хотя в данном отрывке перечисляются действия персонажа, это описание, а не повествование, потому что действия эти носят регулярный характер и повторяются каждое утро.

Рассуждение — ряд мыслей на какую-либо тему. В таком тексте излагается точка зрения говорящего и приводятся аргументы за или против этой точки зрения.

В рассуждении высказывается точка зрения автора или героев, излагаются причинно-следственные связи событий или явлений, обоснования, доказательства или опровержения какой-либо мысли. Часто рассуждение заканчивается выводом.

Последняя статистическая перепись определила численностьнаселения союзных республик в сто сорок три миллиона человек.Если отбросить девяносто миллионов крестьян, предпочитающихстульям лавки, полати, завалинки, а на Востоке истертые ковры ипаласы, то все же остается пятьдесят миллионов человек, вдомашнем обиходе которых стулья являются предметами первойнеобходимости. Если же принять во внимание возможные просчеты висчислениях и привычку некоторых граждан Союза сидеть междудвух стульев, то, сократив на всякий случай общее число вдвое,найдем, что стульев в стране должно быть не менее двадцатишести с половиной миллионов. Для верности откажемся еще отшести с половиной миллионов. Оставшиеся двадцать миллионовбудут числом минимальным.
(И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»)
В этом отрывке дана исходная информация — численность населения, из которой путем логических умозаключений делается вывод — оценка минимально возможного количества стульев в стране. Это рассуждение.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
(Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»)
В этом предложении автор высказывает свою мысль на определенную тему, поэтому это рассуждение.

В одном отрывке текста и даже в одном предложении может содержаться сразу несколько типов речи. Довольно часто встречается повествование с элементами описания.

У входной двери послышались шаги, и княгиня Бетси, зная, что это Каренина, взглянула на Вронского. Он смотрел на дверь, и лицо его имело странное новое выражение. Он радостно, пристально и вместе робко смотрел на входившую и медленно приподнимался. В гостиную входила Анна. Как всегда, держась чрезвычайно прямо, своим быстрым, твердым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских женщин, и не изменяя направления взгляда, она сделала те несколько шагов, которые отделяли ее от хозяйки, пожала ей руку, улыбнулась и с этою улыбкой оглянулась на Вронского. Вронский низко поклонился и подвинул ей стул.
(Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»)
В этом отрывке, с одной стороны, рассказывается о последовательных действиях (послышались шаги, княгиня Бетси взглянула на Вронского; Анна сделала несколько шагов, пожала ей руку, улыбнулась и оглянулась; Вронский поклонился и подвинул ей стул). С другой стороны, описываются выражение лица Вронского и походка Анны. Поэтому это повествование с элементами описания.

Возможны сочетания и других типов речи.

(1) Гриф спал, пахло озоном. (2) Я посмотрел на часы: было двадцать минутпервого. (3) Я немного постоял над цилиндриком, размышляя над закономсохранения энергии, а заодно и вещества. (4) Вряд ли грифы конденсируются изничего. (5) Если данный гриф возник здесь, в Соловце, значит, какой-то гриф(не обязательно данный) исчез на Кавказе или где они там водятся. (6) Яприкинул энергию переноса и опасливо посмотрел на цилиндрик. (7) Лучше егоне трогать, подумал я. (8) Лучше его чем-нибудь прикрыть, и пусть стоит. (9) Япринес из прихожей ковшик, старательно прицелился и, не дыша, накрыл имцилиндрик.
(А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»)
В предложении (1) представлено описание: описывается обстановка, в которой находился герой. В предложениях (2), (3), (6) и (9) представлено повествование. В предложениях (4), (5), (7) и (8) представлено рассуждение.

При выполнении задания А29 ЕГЭ важно обращать внимание на то, как сформулировано задание. Если в задании говорится, что во фрагменте представлено описание (или любой другой тип речи), это утверждение верно, только если в данном фрагменте других типов речи нет. Другими словами, «во фрагменте представлено описание» означает «фрагмент является описанием». Если в задании говорится, что во фрагменте содержится описание, это утверждение верно, даже если в том же фрагменте есть и другие типы речи.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко,
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл —
И в квартире исчез...

(С.Я. Маршак)

Какой тип речи представлен в этих стихах?

В этой строфе рассказывается о последовательных действиях персонажа. Причём описываются не регулярные повторяющиеся действия, а один конкретный случай. Это повествование.

Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. Вспомните, милостивый государь <...>, английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности.
(И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Какой тип речи представлен в этом отрывке?

В тексте излагается точка зрения говорящего и приводятся аргументы в поддержку этой точки зрения. Использование наречия потому указывает на наличие причинно-следственных связей между частями предложения. Можно заключить, что в этом отрывке представлено рассуждение.

С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу.
(Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)

Какой тип речи представлен в этом отрывке?

В первом и последнем предложениях этого отрывка рассказывается о последовательных действиях героя: он подошел к дому и проскользнул на лестницу. Все остальные предложения служат для описания дома. Можно заключить, что в отрывке представлено повествование с элементами описания.

При подготовке статьи использовались материалы сайта gramma.ru.