Социолог: Развитие фриланса в России очень полезно для экономики | статьи на bitclass

Пандемия стимулирует развитие фриланса в России. Кто популярен на этом рынке, за какими профессиями будущее, какими качествами должен обладать фрилансер, телеканалу «МИР 24» рассказал доцент факультета социальных наук ВШЭ, кандидат экономических наук Андрей Шевчук.

— Почему стал популярен фриланс?

Андрей Шевчук: Когда мы говорим о том, что фриланс получает бурное развитие, мы руководствуемся своими ощущениями. Но достоверных цифр пока нет. Целый ряд причин, почему это произошло. Фриланс – это риск, когда человек работает сам на себя, но сейчас все находятся в ситуации глобального риска: в любой момент нас закроют на карантин, в любой момент нам перестанут выплачивать зарплату или сократят, поэтому, возможно, забота о самом себе, об источниках дохода является менее рискованной стратегией, чем сидеть и ждать милости от начальства.

— Какие направления на рынке фриланса наиболее востребованы?

Андрей Шевчук: Рынок, связанный с довольно квалифицированными видами деятельности: со сферой IT, разработкой приложений, сайтов. Эта сфера легче всего переводится на удаленную работу и легче всего может существовать на условиях фриланса. Это услуги, связанные с дизайном, с написанием текстов, переводами. Каждый сайт требуется наполнять контентом – не только текстовым, еще и видео, фото. Это все востребовано. Даже услуги по разработке технических систем водоснабжения, электричества, отопления – все это можно делать на условиях самостоятельной занятости.

— Могут ли позволить себе быть вольнонаемными люди, имеющие детей, ипотеку?

Андрей Шевчук: Я изучаю этот рынок давно, явно заметна следующая тенденция: если 10 лет назад это были молодые люди, не обремененные семейными обязанностями, то сейчас все больше людей старшего возраста, состоявшихся, имеющих семьи, детей. Эта форма занятости получает распространение среди более широких слоев населения. Сегодня наличие детей и семьи – не самое большое препятствие, особенно, в условиях пандемии, когда мы все оказались в какой-то степени удаленными работниками, фрилансерами – не всегда до нас доходят указания начальства, мы предоставлены часто сами себе в своей работе.

— Фриланс – это история для жителей больших городов?

Андрей Шевчук: Фриланс распространяется во все более широкие массы населения. Раньше это были молодые люди, жители столиц крупных городов. Сегодня все больше фриланс получает распространение в регионах, потому что это инновационная трудовая практика. Любые инновации начинаются в столицах, среди наиболее рискованных молодых людей, потом их осваивают более широкие слои населения.

— Как фрилансеры находят себе работу?

Андрей Шевчук: Существуют специальные биржи для фрилансеров, сайты, которые между собой конкурируют, рассчитаны на разные ниши.

— У работодателей поменялось отношение к фрилансерам?

Андрей Шевчук: Если посмотреть со стороны бизнеса, он осторожно к этому относится и постепенно осваивает. Но я верю, что он будет открывать возможности удаленной работы с сотрудниками и с фрилансерами, потому что в этом есть ряд выгод: вы можете привлечь квалифицированного специалиста на небольшой объем работ, вы экономите на помещениях, социальных выплатах. Это дает вам гибкость в зависимости от того, сколько длится ваш проект, сколько рабочей силы вам нужно привлекать.

— Что такое гибридная занятость – частичная работа дома и в офисе? Надолго ли она с нами?

Андрей Шевчук: Есть и другие варианты гибридной занятости. Есть наемные сотрудники в офисе, есть фрилансеры, есть люди, которые совмещают обе роли: работают в организации, а вечером или в выходные подрабатывают как фрилансеры. Гибридные формы будут получать распространение, потому что они позволяют плавно перейти и попробовать себя в новом деле. Сначала ты получаешь возможность по выходным и по вечерам пробовать, что такое фриланс, потом принять здравое решение. Это лучшая стратегия, чем сразу в омут с головой.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным фрилансером?

Андрей Шевчук: Я с восхищением смотрю на людей, которые могут себя организовать, выстроить границы. Это ценное качество, которое сегодня весь мир почувствовал, которому мы все должны учиться – умение выстраивать временные и пространственные границы между работой и домом. Фрилансер должен быть и маркетологом себя, и уметь вести переговоры, быть ответственным за себя. Развитие фриланса в России очень полезно для экономики. У нас не так много людей, которые способны к самостоятельности в трудовой деятельности.

— Как всплеск фриланса повлияет на рынок труда в целом?

Андрей Шевчук: К той точке, где мы были, все не вернется. Мы находились в ситуации шока, принудительного обучения удаленной работе, самостоятельной занятости. Многие люди и фирмы открыли для себя новые возможности – они останутся на этих позициях, кто-то вернется на исходные. Я разделяю точку зрения, что мир никогда не будет прежним, что пандемия даст толчок этой сфере деятельности.