Соседство с Есениным, съемки 18+ и первая любовь в драмкружке: творческий путь Сергея Никоненко | статьи на bitclass

Заслуженный милиционер отечественного кино – так бы назвали его многие зрители. Сергею Никоненко всегда удавались роли людей в погонах, будь то образцово-неподкупный инспектор ГАИ, отважный начальник милиции, бросивший вызов терроризирующим город бандитам, или глава убойного отдела угрозыска, которого обожают подчиненные и боятся все криминальные элементы в округе.

Коллеги актера всегда отмечали: его невозможно переиграть, даже когда он на вторых ролях. И действительно, много раз непревзойденная харизма и искренность Никоненко смещали фокус внимания публики с исполнителей главных ролей на его второстепенных персонажей. Немало в его карьере и неподражаемо сыгранных главных героев – от Сергея Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» и графа Чернышева в «Виват, гардемарины!» до директора школы Ромахина в драме «Завтра была война» и бильярдного «аса» в криминальном боевике «Классик».

А ведь всего этого Никоненко мог никогда не сыграть, если бы не случай, который еще мальчишкой привел его в Театр имени Маяковского. Сегодня, 16 апреля, народный артист РСФСР, кинорежиссер и сценарист Сергей Никоненко отмечает свое 80-летие. О том, что связывает его с Сергеем Есениным, после какой роли его заметили «сериальные» режиссеры и какое предложение о съемках оказалось самым непристойным – читайте в нашем материале.

Юбилею Сергея Никоненко будет посвящен выпуск телевикторины «Игра в кино» на телеканале «МИР», который выйдет в пятницу, 16 апреля, в 20:15. Также судьбу артиста обсудят в программе «Любимые актеры 2.0» в воскресенье, 18 апреля, в 8:50.

Фото: Чумичев Александр/ТАСС

В драмкружок привела первая любовь

Сергей Никоненко появился на свет в тяжелый военный год – мальчик родился 16 апреля 1941-го, за два месяца до начала Великой Отечественной. Его родители были простыми рабочими: отец работал водителем, мать – стеклодувом на электроламповом заводе. Семейство из пяти человек (родители, двое детей и бабушка) ютилось в 13-метровой комнате в одной из коммуналок на Старом Арбате. Всего в квартире проживало 25 человек.

Когда Сереже исполнилось два месяца, мать поехала с ним на лето в Смоленскую область, к родственникам. Вдруг на полпути в небе показались истребители, воздух разорвали снаряды – началась война. Поздней осенью, когда немцы были на подступах к Москве, Нина Михайловна с сыном пыталась вернуться в родной город. Спустя годы Никоненко узнал, что тогда он едва не погиб. «Когда с мамой возвращался в Москву, ей советовали меня бросить в сугроб, чтобы самой выжить. Она не бросила и спасла мне жизнь», – рассказывал актер.

Отец будущего актера, хоть и не происходил из творческой среды, с юности интересовался искусством, поэзией и часто ходил в театр. Сын не отставал: Сережа с детства любил стихи, отлично декламировал, пел песни и играл на аккордеоне. Бойкий, открытый и энергичный, казалось, он был рожден для сцены – без него не обходилось ни одна школьная постановка. В 13 лет мальчик начал посещать драмкружок и студию художественного слова. Правда, привела его туда не любовь к театру, а первое юношеское увлечение. Сереже нравилась девочка из другой школы, и занятия в драмкружке были единственной возможностью видеться с ней. Но так или иначе актерская игра все больше увлекала его, а талант – раскрывался все ярче.

Сама судьба подталкивала Сергея к будущей профессии. Однажды он нашел потерянную кем-то контрамарку в Театр имени Владимира Маяковского. Решив воспользоваться случаем, Никоненко отправился на спектакль. В тот день он прочно и навсегда влюбился в театр, забыв обо всем остальном. Денег на билеты, понятное дело, не было, но парень проявил смекалку: он приноровился рисовать себе контрамарки от руки. Таким образом, вскоре Никоненко уже знал весь репертуар «Маяковки» наизусть.

Во всем, что касалось творчества, Сергей неизменно преуспевал. А вот учеба давалась не так хорошо: в дневнике будущего актера красовались сплошные двойки. В итоге школу он так и не закончил, а программу десятого класса осваивал уже в школе рабочей молодежи. Учась там, Никоненко параллельно подрабатывал кондуктором троллейбуса. Получив долгожданный аттестат, он отправился покорять ВГИК. Поступил с первого раза – никаких вопросов у приемной комиссии не было, педагоги сразу увидели в молодом человеке задатки большого актера. Никоненко попал на курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним на курсе учились многие будущие знаменитости: Лидия Федосеева, Галина Польских, Лариса Лужина, Николай Губенко и другие талантливые актеры.

За годы учебы Никоненко сыграл множество сложных классических ролей, в том числе мечту каждого драматического актера – Гамлета. И, хотя по внешним параметрам он уступал многим (рост актера – 177 сантиметров, он всегда обладал довольно хрупким телосложением), Никоненко выигрывал за счет своей харизмы и огромной самоотдачи.

«Я халтурить не умею нигде. Еще в молодости это у меня вошло в привычку. Когда снимался у других режиссеров, знал, что мой мастер Сергей Аполлинариевич Герасимов обязательно посмотрит. А что он скажет? Он остановит меня в коридоре института: «Сережа, здравствуй! Видел твою работу». И дальше продолжалось образование… А надо сказать, что он во всем требовал органики. Можно было любую эксцентрику допустить, считал он, но все должно быть органично. И действительно, сегодня многие артисты уверяют: «Я там так сыграл!» А я вижу, что он играет. Но я не должен этого видеть. Есть такое хорошее латинское изречение: «Искусство – это убить искусство». Или по-другому: искусство – это убить искусственность», – говорил Сергей Никоненко.

В 1964 году он окончил ВГИК и сразу же был принят в труппу Театра-студии киноактера, где прослужил до 1974 года. А в 1972 году по совету Василия Шукшина, с которым они дружили много лет, вновь поступил во ВГИК – на этот раз на факультет режиссуры. Причем попал Никоненко к тем же мастерам – Макаровой и Герасимову. Но еще во времена учебы на актерском факультете в его жизни появилась новая большая любовь – кино.

Фото: Ковтун Анатолий/ТАСС

Есенин за стенкой

Как и большинство молодых актеров, молодой Никоненко начинал с маленьких эпизодических ролей, которые помогали ему наращивать опыт съемок. Сам он считает своей дебютной работой в кино фильм Владимира Довганя и Ивана Кобозева «Сердце не прощает» (1962), в котором он сыграл 17-летнего сына главных героев – Гришу Топилина. Затем он снялся в картине Сергея Герасимова «Люди и звери». По признанию актера, для него это была «настоящая серьезная актерская работа».

Второй запомнившейся зрителям ролью Никоненко стала работа в фильме Виллена Азарова «Это случилось в милиции». Картина рассказывает о том, как группа советских милиционеров помогает людям, разлученным войной, отыскать друг друга. Но, вопреки названию, здесь Никоненко досталась роль солдата – амплуа стража правопорядка он примерил на себя несколько позже. Зато в фильме Азарова он своей игрой совершенно затмил главных героев. После выхода ленты на экраны режиссеры наперебой стали приглашать актера в свои проекты.

Шестидесятые и семидесятые стали периодом расцвета для Никоненко-актера. Среди самых ярких его работ стоит отметить фильмы «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, «Журналист» Сергея Герасимова, «Завтра была война» Юрия Кары, «Классик» Георгия Шенгелии. Как признавался сам актер, первая известность пришла к нему после роли редактора провинциальной газеты Александра Реутова в фильме «Журналист»: «Вот тогда меня стали уже и на улице узнавать, и автографы просить».

Особую роль в жизни Никоненко сыграл поэт Сергей Есенин. В марте 1973 года на экраны вышел фильм режиссера Сергея Урусевского, состоящий из нескольких новелл и иллюстрирующий жизненный и творческий путь поэта. Главную роль в картине сыграл Сергей Никоненко, которому на момент завершения съемок исполнилось 30 лет (в этом возрасте не стало Есенина). Творчество народного поэта-«скандалиста» преследовало Никоненко всю жизнь: даже свое имя он получил в честь Есенина – настолько мать Сергея Петровича обожала его стихи.

Но на этом удивительные совпадения не заканчиваются. В 1994 году Никоненко решил организовать в Москве музей, посвященный Есенину. Он долго искал подходящее место, пока не наткнулся на записи о доме на углу Сивцева Вражка и Денежного переулка, в котором когда-то жила первая гражданская жена поэта Анна Изряднова. Долгое время она проживала здесь вместе с сыном Юрием, который был расстрелян в 1937 году. В той же квартире под номером 14 с октября 1938 по апрель 1939 года жила мать поэта Татьяна Федоровна. Сам Есенин неоднократно бывал в этой квартире, там же он сжег свои рукописи в сентябре 1925 года перед отъездом в Ленинград, где его подстерегала смерть. Каково же было удивление Никоненко, когда он взглянул на номер дома и понял, что это то самое здание, в котором он родился и прожил всю жизнь! В тот момент было принято окончательное решение: музей будет здесь.

Но работа предстояла нелегкая. Квартира находилась в ужасном состоянии: полы прогнили, повсюду сновали крысы, в комнатах часто ночевали бомжи. Но Никоненко при помощи жены сумел вернуть легендарной квартире былой облик и создать там Есенинский культурный центр. Были проведены восстановительные работы, собрано большое количество экспонатов, оформлена экспозиция, для всех желающих организованы экскурсии. Официальным исполнительным директором центра в настоящее время является супруга Сергея Никоненко, актриса Екатерина Воронина.

Фото: Тер-Ованесов Георгий/ТАСС

Успех «Колобка» и непристойное предложение

В кино Никоненко однозначно повезло: он не стал заложником одного образа. Ему доставались роли военных, журналистов, летчиков, аферистов, дворян XVIII века и т.д. Но дополнительную популярность актеру, конечно, принесли съемки в многочисленных сериалах. Так, читатели наверняка помнят и любят его персонажа из сериала «Каменская», где Никоненко сыграл полковника Гордеева («Колобка»). Впрочем, амплуа благородного и честного сотрудника органов он примерил на себя задолго до этого. В 1982 году Сергей Петрович снялся в фильме Эльдора Уразбаева «Инспектор ГАИ», где блестяще сыграл в паре с Никитой Михалковым. Герой Никоненко поражает всех вокруг своей неподкупностью и железными принципами. Ему все равно, кто сидит за рулем – простой бомбила или местный авторитет. Главное для него – закон. С тех пор образ положительного милиционера если не «прилип» к Никоненко, то, во всяком случае, у многих стал с ним ассоциироваться.

После съемок в «Каменской» Никоненко тут же заприметили создатели сериалов. Актера буквально закидали приглашениями: «Невозможные зеленые глаза», «Одна любовь души моей», «Пан или пропал», «Ребята из нашего города», «Тяжелый песок», «Родина ждет», «Граф Крестовский», «Гибель империи», «Право на правду», «Станица», «Письма на стекле» – и это далеко не полный список сериалов с участием Никоненко.

В общей сложности на счету Сергея Никоненко – более 240 экранных ролей. Он и сегодня не собирается на покой, активно снимается в кино и играет в театре. Правда, далеко не всегда артисту делают достойные предложения. Так, однажды Сергея Никоненко позвали сниматься… в порнофильме! Актер, конечно же, отказался. Правда, за один проект ему до сих пор стыдно: однажды Никоненко уговорили сняться в рекламе элитных коттеджей. После этого в одном из интервью он попросил за это прощения у всех своих поклонников.

Как и многие актеры с богатым опытом съемок, Никоненко реализовал себя в режиссуре. На его счету 15 полнометражных фильмов, наиболее известные из которых – «Трын-трава», «А поутру они проснулись», «Хочу в Америку» и «Семьянин». Также Сергей Петрович неоднократно выступал в качестве сценариста. Так, по его сценариям сняты фильмы «Птицы над городом», «Цыганское счастье», «Люблю. Жду. Лена» и комедия «Хочу вашего мужа», где главную роль исполнил сатирик Михаил Задорнов. В 1991 году Сергею Никоненко было присвоено звание Народного артиста РСФСР. С 2014-го года он возглавляет Гильдию актеров кино России.

Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

Одна сделала аборт, другая – ушла к космонавту

В жизни Сергея Никоненко было немало ярких романов, но главные места в его сердце заняли три женщины. Первой женой артиста, как ни удивительно, стала та самая девочка из драмкружка – Ира Мельникова. Они познакомились на отдыхе, когда ему было 13, а ей 10 лет. Первая влюбленность редко заканчивается чем-то серьезным, но в этом случае она привела к отношениям и даже браку. За своей избранницей Сергей ухаживал целых десять лет. Но, к сожалению, союз оказался непрочным: спустя два года супруги расстались.

«Своего жилья у нас не было, жили с тещей, которая была начальником милиции. Пришло время – надо было искать жилье, но Ира не хотела. Она стала слушать маму и быстро сдалась… Через два года мы развелись», – рассказывал актер в интервью. Кроме того, он признался, что Ирина втайне от него сделала аборт – этого он ей так и не простил.

Второй женой Никоненко стала Евгения Соловьева. Они познакомились в Ялте на съемках картины «Я уезжаю домой», где Сергей играл летчика, а Женя снималась в небольшом эпизоде. Как позднее признавался сам Никоненко, это была, скорее, не любовь, а всепожирающая страсть.

«В одиннадцать часов утра увидел, спустя пять часов уговорил, а еще через пару часов познакомился с родителями», – рассказывал актер. На следующий же день после знакомства молодые люди отправились в ЗАГС. Этот союз, как и первый, просуществовал около двух лет. Однако после развода Евгения 12 лет носил фамилию бывшего мужа и сменила ее лишь тогда, когда вышла замуж за летчика-космонавта Германа Соловьева.

С третьей женой, актрисой Екатериной Ворониной, Сергей Петрович познакомился во ВГИКе, когда получал второе образование. Екатерина в то время училась на актерском факультете. Никоненко долго ухаживал за девушкой, в 1972 году они поженились, а через четыре года у пары родился сын. Мальчика назвали в честь деда – Никанором. Никоненко-младший не пошел по стопам отца: Никанор окончил Институт иностранных языков, некоторое время работал в корпорации «Volksvagen». Но в конце концов гены все-таки взяли свое, и молодой человек решил попробовать себя в творчестве – поступил на режиссерские курсы Аллы Суриковой и стал режиссером.

У Сергея Петровича двое внуков – Петя и Катя. Артист в шутку называет их «Петр I» и «Екатерина II». Несколько лет назад семья пережила тяжелую утрату: жена Никанора Вера скончалась от рака мозга в возрасте 29 лет. С тех пор Сергей Петрович и его жена Екатерина стараются еще больше внимания уделять семье Никанора, помогая в воспитании малышей. А Никоненко в тайне надеется, что когда-нибудь у него появится третий внук, которого назовут Сашей: тогда в семье будет еще и «Александр III», шутит актер.

Добавить комментарий