В Театре Табакова – «Схватка»: «Добро пожаловать в адское логово!» | статьи на bitclass

В Московском театре Олега Табакова премьера. Художественный руководитель Владимир Машков поставил комедию по пьесе американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии, номинанта на премию Тони, автора сценариев к фильмам «Чернильное сердце», «Полтергейст», «Кроличья нора» Дэвида Линдси-Эбера. Оригинальное название Ripcord в переводе означает «вытяжной трос» – веревка, которая раскрывает парашют. В России постановку назвали «Схватка».

«Это как в жизни – сначала тебя швыряют в полную неизвестность, потом ты в ужасе падаешь в свободном полете, уверенный в своей неминуемой гибели, а потом находишь кольцо и вытяжной трос, дергаешь, и вуаля. Медленно летишь и наслаждаешься видами…»

фото предоставлены пресс-службой Театра О. Табакова

Действие разворачивается в комнате пансионата, где живут пожилые люди. Абби (Яна Сексте) – угрюмая сварливая старушка, которой ужасно не нравится новая соседка по комнате – уж больно много от нее шума. Мэрилин (Алена Лаптева) – жизнерадостная бабуля, обожающая розовый цвет, никогда не раздражается по пустякам и мечтает занять кровать у окна. Абсолютно разные, они устраивают бой без правил. Какие испытания предстоит пройти обеим, чтобы добиться желаемого – места у окна или выселения соседки? Обеим предстоит свободное падение в неизвестность. А вот сработает ли ripcord, узнаем в финале.

Огромные стеклянные окна как напоминание о том, что мир не ограничивается одной лишь спальней в пансионате, полузасохшие цветы в горшках, которые, кажется, вянут не столько от недостатка воды, сколько от бездушности Абби, и бесконечное количество портретов, рисунок внука, огромный шкаф с яркой одеждой, постоянно вываливающейся наружу, боксерские перчатки – кажется, пространство Мэрилин наполнено гораздо больше, чем у ее сожительницы: хозяйка этих вещей привыкла ярко заявлять о себе и занимать максимальное пространство, где бы она ни находилась. Словом, сценография и костюмы максимально реальны и продуманы до мелочей, впрочем, как и всегда в Табакерке.фото предоставлены пресс-службой Театра О. Табакова

«Когда спина согнулась, душу распахни…»

Но на этот раз вполне себе реальная история, разворачивающаяся в комнате, «выходит» за ее пределы: есть и элементы хоррора, и прыжки с парашютом – впрочем, всех карт раскрывать не будем. Пожалуй, самое интересное в этом спектакле – это даже не само действие, а именно персонажи. Почему люди становятся именно такими, какие они есть – очень разные, но в то же время такие похожие друг на друга? Почему кто-то не скрывает своей злости и обиды на весь белый свет, а кто-то прячет все это под маской жизнелюбия? «Уже давно ничего не пугаюсь», – говорит одна и, конечно, лукавит. «Я вообще никогда не злюсь», – утверждает другая и тоже, безусловно, говорит неправду.

Так что же победит – жизнелюбие и оптимизм или серьезность и суровая действительность? Что легче – растопить сердце человека или превратить его в камень? Можно ли вернуть чувственную память и почему мы все-таки порой ее утрачиваем? «После 20 лет срывов и вранья становится трудно верить», – говорит Абби. И с этим трудно поспорить. Но можно ли вновь обрести счастье? Стоит ли попробовать еще раз поверить близкому человеку и дать ему второй шанс после долгих лет обид и разочарований? А что скрывается под «розовой» маской великодушия и оптимизма? И действительно ли она безобидна?

фото предоставлены пресс-службой Театра О. Табакова

Удивительно, что обе роли старушек исполняют довольно молодые артистки. И, надо сказать, делают это мастерски. Но почему режиссер использовал именно такой ход?

«Во-первых, пьеса дает прекрасный материал для абсолютного перевоплощения. Во всех возрастных ролях – молодые артисты: обитателей пансионата для пожилых людей играют студенты, а главных героинь-старушек – Алена Лаптева и Яна Сексте. Реализация такой сложной актерской задачи любопытна для зрителей, чрезвычайно увлекательна для артистов и очень полезна для студентов. А во-вторых, пьеса современная, диалектическая, и она лихо написана. Единство и борьба противоположных характеров героинь здесь не только источник комичных и трагичных ситуаций, но и залог бесконечного творческого освоения мира», – говорит Владимир Машков.

фото предоставлены пресс-службой Театра О. Табакова

До глубины души трагический спектакль про одиноких старушек в Табакерке вызывает улыбку и даже смех. Но в финале все же щемит сердце – настолько все это трогательно. Однако главному принципу – чтобы зритель ушел в позитивном расположении духа – здесь не изменяют. Так что есть и о чем подумать, и над чем посмеяться, и даже, возможно, прослезиться. Сочувствие, любовь, внимание – а как без этого? А еще любимый современным театром гротеск. И самые главные слова в финале: «Я чувствую!!!» Вот, пожалуй, ради этого и стоит жить. Не так ли?..