Вездесущий Чарльз Мэнсон, жертвы талидомида и «афрозомби»: почему мы любим хорроры? | статьи на bitclass

Жанр ужасов появился в кинематографе практически с самого его зарождения, первым подобным фильмом принято считать «Замок дьявола» (1896) – 12-минутное повествование о Мефистофеле, вызвавшем из небытия духов ада. Этот фильм стал также первым с использованием спецэффектов. Дальше были «Франкенштейн», «Кабинет доктора Калигари», «Носферату. Симфония ужасов» – режиссеры постоянно экспериментировали, пытаясь поразить зрителей, которых еще недавно приводили в ужас кадры прибытия поезда.

Хоррор, как жанр, с тех пор проделал большой путь. Выделилось множество поджанров, таких как слэшер, сплэттер, найденная пленка, зомби-апокалипсис и др. Ужасы облюбовали сериалы, очередной пример – прогремевшая по всему миру «Игра в кальмара», до этого «Американская история ужасов», а помните «Секретные материалы» и «Байки из склепа»? Если современные фильмы ужасов активно используют компьютерную графику, то старые впечатляют художественными решениями по части бутафории и грима. Таков, например, до сих пор популярный в России «Вий» – экранизация одноименной повести Н.В. Гоголя, в которой Наталья Варлей блистательно сыграла ведьму, а летающий гроб был не нарисованным, а действительно летающим.

Смотрите х/ф «Вий» (СССР, 1967) в пятницу, 24 июня, в 20:10 на телеканале «Мир». Режиссеры: Константин Ершов, Георгий Кропачев. В ролях: Леонид Куравлев, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко и др. Повтор в субботу, 25 июня, в 10:10.

Mir24.tv выяснил, какое влияние на современные хорроры оказал Чарльз Мэнсон, откуда взялся снафф и может ли ажиотаж вокруг маньяков привести к увеличению их числа в реальной жизни.

Истоки поджанров: от детских мутаций до Чарльза Мэнсона

Рассказывает Денис Салтыков, философ, социолог, исследователь фильмов в жанре ужасов:

«В разные времена фильмы ужасов, как любой вид искусства, отражали условия окружающей действительности. В 50-е нагнетался страх атомной войны между СССР и США, поэтому режиссеры обыгрывали темы безумных ученых и нашествия пришельцев, которые во многих американских фильмах четко ассоциировались с Советским Союзом. В середине 60-х началась сексуальная революция, были изобретены оральные контрацептивы и многие другие средства для женщин, и в фильмах ужасов появилась тема монструозных детей. Связано это было с громким скандалом – лекарство талидомид, поддерживавшее женское самочувствие во время беременности, оказалось недостаточно проверенным и, как выяснилось, влекло за собой детские мутации. Это находило отражение в кино: «Ребенок Розмари» (1968), «Омен» (1976), «Оно живое» (1974). Тема маньяков вышла в хоррорах на первый план в 80-е годы.

Я думаю, что сам феномен популярности маньяков во многом связан с фигурой Чарльза Мэнсона, члены «Семьи» которого в 1969 году совершили жестокие убийства. Это громкое дело вскоре стало обыгрываться на всех уровнях, и дальнейшие всплески популярности маньяков, именно как составляющих массовой культуры, – это наследие истерики вокруг Мэнсона, который воплотил в себе очень много обсуждавшихся в 60-70-х тем, таких как сексуальная революция, хиппи, нью-эйджевые религиозные культы. Мэнсон был с одной стороны яркой харизматичной фигурой, с другой – смешивал в себе много противоречивых мировоззрений, например, расизм и коммунизм, кроме того, считал себя воплощением Иисуса Христа.

«Гробовщик» и «Пиковая дама»Чего вы не знали о двух страшных повестях Пушкина?

В конце 70-х появился снафф – поджанр фильмов ужасов, в котором максимально достоверно имитируется документальная съемка пыток и убийства человека, как правило, женщины. Причем предварительно жертву насилуют. По сути, снафф рождается как городская легенда: никто точно не знает, но ходят разговоры, что, возможно, существуют такие видеозаписи. Рождение этой легенды также связано с именем Чарльза Мэнсона, один из членов секты которого в интервью рассказал, что якобы слышал о существовании записи одного из убийств. После этого началась настоящая охота: спецслужбы объявляли вознаграждение человеку, который обнаружит или приведет доказательства существования таких записей, но ничего подобного не нашли. А дальше маргиналы, мечтавшие завоевать популярность посредством шока и эпатажа, начали снимать подделки. В зависимости от того, ставился ли акцент на насилии или убийстве, поджанр пошел по двум разным веткам: порнография и хоррор. Все это сопровождалось скандалами, потому что такие фильмы молниеносно попадали в поле зрения полиции.

Гораздо интереснее вопрос, как само существование такой городской легенды сконцентрировало вокруг себя интересы различных групп, которые начали использовать снафф как элемент в политической борьбе. Прежде всего в этом контексте были феминистки, которые выступали против порнографии и для которых снафф стал экстремальным примером порно. С другой стороны – религиозные консерваторы, которые отвергали порнографию из соображений морали. Снафф делает связь между порнографией и фильмами ужасов видимой, на самом деле многие исследователи и без снаффа подчеркивают ее – ужасы часто сексуальны, порнография часто жестока.

Тема маньяков в поп-культуре, в первую очередь, связана с отдельным поджанром ужасов – слэшером и дискуссиями, которые велись в 80-х, когда широко обсуждалось влияние фильмов ужасов на маньяков. Этот период считается временем расцвета слэшеров, снимать их в США было прибыльно и популярно. По сюжету, группу молодых людей уничтожает, как правило, один, иногда группа маньяков, часто с мистическими способностями, как Фредди Крюгер или Джейсон Вурхиз. На формирование канонов слэшера среди прочих повлиял Том Савини – гример, режиссер и постановщик спецэффектов. Благодаря нему впервые стало возможно имитировать убийство, не используя монтаж. По его определению, в слэшере один из основных центров интереса – это именно способ убийства жертвы. Как правило, убийца орудует холодным оружием.

Что символизируют ведьмы, маньяки и зомби?

Фото: imago/United Archives/TASS

Знаменитый исследователь кино Робин Вуд предложил теорию, согласно которой ужасы всегда заигрывают с нашими представлениями о нормальности. У каждого человека всегда есть представления о том, что такое нормальный образ жизни, нормальная семья, нормальные взаимоотношения, и ужасы всегда работают с тем, что может этой нормальности угрожать.

Вуд говорил, что маньяки всегда олицетворяют что-то, что подавлено социальными нормами, в частности, чернокожих, восстающих эмансипированных женщин, гомосексуалов или пролетариев. Маньяк всегда угрожает кому-то, отстаивающему традиционную точку зрения, например, людям, которые зашли в супермаркет и хотят потреблять. И вдруг там появляются зомби – как символ людей, которые не могут так же потреблять, и это вызывает у них агрессию. Что касается чернокожих, есть мнение, что именно расовые вопросы проецируются на отношения зомби и обычных людей, это обыгрывалось в «Ночи живых мертвецов». Есть спор, расставлены ли эти позиции намеренно или это плод интерпретации, но, в сущности, это не столь важно, потому что человек может воплотить свои страхи в том числе и бессознательно.

До сих пор в мейнстримном кино есть отражение страха перед скорой женской эмансипацией. Очень интересно смотреть, как с одной стороны создатели фильмов стараются не прослыть сексистами, а с другой – отчетливо воплощают старые мифы. Например, кино про ведьм всегда интересно тем, что сама тема ведьмовства сама по себе отражает древний страх перед женщинами. Затрагивая ее, создатели сразу становятся объектом пристального взгляда феминисток и людей, которые заинтересованы именно в таком анализе фильма. И они начинают показывать, что есть злая ведьма, которая совершенно иррационально хочет уничтожит весь мир, и что есть мужчина, главный герой, который должен бороться с ведьмами, но при этом они не могут сделать просто мужчину-борца с ведьмами, потом что тогда их раскритикуют, что их взгляды столь же реакционные, сколь борцов с ведьмовством, инквизиторов и тех, кто осуждал этих женщин. Поэтому создатели фильма делают так, что не все ведьмы плохие – одну из них делают союзницей главного героя, появляется романтическая линия, и героиня согласна войти в нормы совершенно традиционных отношений. При этом по-прежнему остается посыл, что есть некое первобытное зло, которое воплощено именно в ведьме.

Могут ли хорроры провоцировать насилие?

С ростом популярности слэшеров пошли разговоры о том, что фильмы ужасов повинны в увеличении числа маньяков, вокруг них начались скандалы. Один из них связан с фильмом «Тихая ночь, спокойная ночь», который вышел на киноэкран в 1984 году. Действие разворачивается на Рождество: маньяк, одетый в костюм Санта Клауса, убивает людей, которые, как ему кажется, плохо себя ведут – например, занимаются сексом. Понятно, что сюжет был ориентирован на стандартную аудиторию фильмов ужасов, но трейлер шел по телевизору, фигуру персонажа в костюме Санты включили в трейлер, а на афише оказалась рука Санта Клауса с топором. Это спровоцировало большую волну протестов среди родителей маленьких детей, им удалось добиться, чтобы фильм сняли с проката – и подобных историй было много. Обсуждение влияния фильмов ужасов и порнографии на степень агрессии общества велись и среди ученых, и среди журналистов. Была создана комиссия, которая писала доклад для Рейгана. В нем говорилось, что порнография влечет за собой рост сексуального насилия.

Все исследования в этой области осложняются тем, что никакой статистики предоставить невозможно. Даже если маньяк утверждает, что совершал убийства, насмотревшись фильмов ужасов, это все еще не довод. Для таких людей поводом к убийству может стать все что угодно, в частности, один советский маньяк совершал убийства под воздействием фильма «А зори здесь тихие…».

Американский ученый Эдвард Доннерстейн пошел другим путем: в лабораторных условиях он показывал мужчинам фильмы, в которых содержался ненасильственный секс и насильственный, после чего старался замерить, изменилось ли после просмотра их отношение к женщинам. По его данным, отношение к женщинам ухудшалось после просмотра сцен насильственного секса. На основании экспериментов Доннерстейна начали говорить о том, что слэшеры, которые были связаны как раз с убийством множества девушек, влекут за собой увеличение насилия. Сам Доннерстейн пояснял, что мужчины не были склонны действовать иначе после просмотра – они были склонны иначе оценивать. Например, как относиться к изнасилованию женщины. Часть мужчин стала говорить, что женщина, может быть, сама виновата в том, что не так оделась, или что она тоже могла получить сексуальное удовольствие. При этом эти же мужчины не были готовы идти и насиловать, то есть образ действия не менялся. Сейчас большинство исследователей считает, что не меняется и отношение. Есть даже мнение, что просмотр фильмов ужасов, наоборот, гуманизирует, так как человек, как правило, сочувствует жертве, а не маньяку. Но даже те люди, которые сочувствуют маньяку, не обязательно сочувствуют ему на буквальном уровне. Это вовсе не значит, что они хотят убивать».

Судебный эксперт-психолог, медицинский психолог Олег Долгицкий:

«Любовь человека к фильмам ужасов обусловлена желанием столкнуться с тем, что обычно вытесняется из сознания. Яркий тому пример – это темы, связанные со смертью, неспроста уже самый первый фильм ужасов «Замок дьявола» демонстрировал людям потустороннюю нечисть из подземного мира, о которой в обычной жизни не говорят и не думают, потому что боятся. Вся эта нечисть является теневым компонентом человека и окружающего мира, которые не могут быть интегрированы сознанием. Именно поэтому в 20-х и 30-х годах с развитием кинематографа мы видим таких персонажей, как горбун, вампир, призрак, голем.

Когда человек сталкивается с этими образами, в его психике возникают два основных эффекта. Во-первых, он сталкивается со своей тенью в фильме, после чего у него появляется возможность осознать ее и в некоторых случаях, при высоком уровне осознанности, даже интегрировать ее на пути к индивидуализации. Во-вторых, субъекты испытывают эмоциональное возбуждение, которое может быть недоступно им в условиях однообразных будней.

Неспроста уже в 1970-х годах маркетинговые исследования показали, что основными потребителями фильмов ужасов являются подростки. Вытесняемый архетип тени здесь стал более конкретно ориентированным на подростков, желающих проявить свою агрессию и сексуальность, которые ограничены в повседневной жизни. Примерно так зародился жанр слэшеров, который позволял выплеснуть все вытесняемые и потаенные желания подростков.

Существует ошибочное мнение, что хорроры и слэшеры вызывают агрессию и приводят к насилию, однако это совершенно некорректно. Фильмы ужасов скорее позволяют выпустить пар и снизить уровень напряжения в череде серых будней, в которых агрессия и сексуальность подавляются. Если человек особенно влюблен в этот жанр, можно с большой уверенностью утверждать, что в повседневности его теневые стороны подавляются обществом и вызывают желание проявить свою сексуальность или насилие. Просмотр фильмов является допустимой формой, которая позволяет выразить эти желания, пережить их, интегрировать. В этом смысле можно точно утверждать, что фильмы ужасов осуществляют психотерапевтическую практику, в целом снижая уровень насилия, агрессии и преступлений на сексуальной почве во всем мире.

Проблема начинается тогда, когда уровень напряжения в обществе становится настолько высоким, что «выпуск пара» становится недостаточным. И в этом случае, действительно, культурные формы могут воспроизводиться так же, как у школьных стрелков. То есть воспроизводится социальная модель, которая дополняется отдельными деталями. Однако сам фильм не может быть предметом, побуждающим к совершению насилия».

Сергей Кумченко, психолог, исследователь истории сексуальности и девиантного поведения:

«Фильмы ужасов могут подтолкнуть к убийствам в основном людей с инфантильно неразрешенными вопросами и подростков, как это было после выхода «Прирожденных убийц» – тогда в США прокатилась волна подобных преступлений. Подростки объединялись парами и убивали людей, им казалось, что это свобода и романтика.

Однажды ко мне обратился человек лет 30-35, который хотел, чтобы ему отрубила голову сильная женщина, как в одном снафф-фильме. Мужчина был из неблагополучной семьи, и все шло к тому, чтобы как-то девиантно вылиться. Для таких людей вообще характерна своеобразная инфантилия, они остаются с детским сознанием из-за неразрешенных конфликтов.

Если у человека вызывает удовольствие просмотр фильмов ужасов, того же самого снаффа, это значит, что он внутренне причастен к этому, у него есть какое-то желание. Но это вовсе не значит, что ему точно так же нравилось бы убивать. Возможно, ему бы нравилось быть пассивным зрителем реального убийства.

Фильмы ужасов имеют много общего с порнокультурой. Вообще все состояния возбуждения имеют между собой много общего – радость, ужас, сексуальное возбуждение, агрессивное возбуждение имеют одну и ту же физиологическую основу. Феномен вуайеризма присутствует не только в сексуальной сфере, он присутствует в наблюдении за драками, за жестоким поведением окружающих. То, что происходит по ту сторону экрана, будь оно реализовано в реальной жизни, порой не вызывает у этих людей такой же эмоциональный положительный отзыв. Кино можно на паузу поставить, сделать звук потише, а в реальной жизни это совершенно другое дело и гораздо более яркие образы. Интерес к хоррорам может говорить об особенностях подавления. Человек, у которого есть какие-то проблемы, обиды, который вообще отличается ранимостью, при этом не показывая свою ранимость, может иметь в качестве своих интересов такой. Или какие-нибудь особенности в сексуальной сфере, например, БДСМ».