Вороток-трещотка из муфты Бендикса (обгонной муфты привода стартера)

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «В гостях Самоделкина». Сегодня я хочу показать вам очередную мою самоделку.

Это ключ-«трещотка», которую я сделал из так называемого «бендикса» — обгонной муфты привода стартера легкового автомобиля.
Слово «трещотка» я взял в кавычки неспроста… Там ничего не трещит! Просто, название это я применил по аналогии с «народным названием» выпускаемых промышленностью воротков для торцовых ключей с односторонним рабочим ходом. Они, как всем известно, в самом деле имеют такое свойство — трещать при отводе воротка в сторону, обратную рабочему ходу. (Щелчки издаёт подпружиненый клин, проскакивающий по зубьям храповой шестерни).

В ключе, получившемся у меня ничего не трещит, потому что устроен он по совершенно другому принципу. В отличии от «трещоток», изготовленных по принципу храповика, «бендикс» представляет собой роликовую обгонную муфту, в которой несколько подпружиненных роликов, попадая в сужение, плотно заклинивают внутреннюю обойму в наружной при вращении обоймы в одну сторону, и выталкиваются в более широкое пространство (и тем самым освобождая обойму) при вращении в другую сторону.

Именно такое устройство обгонной муфты, приводимое в действие соленоидом, запатентовал в 1910-м году изобретатель и промышленник Винсент Хьюго Бендикс. Прошло более ста лет, но до сих пор не найдено более удачного решения для ввода стартера в зацепление с венцом маховика, при этом предотвращая обратную трансмиссию после заводки двигателя. Слово «бендикс» уже стало народным названием этого узла. И мало кто из автолюбителей знает, что это — фамилия великого инженера…

Сама идея была взята мною из интернета. (На авторство идеи я не претендую.))) В сети есть много публикаций такого плана. Но, как правило, люди ограничиваются тем, что изготавливают и приваривают сам собственно вороток, а в качестве рукоятки просто приваривают гаечный ключ:
(фото взято из интернета)

В итоге у них получается громоздкая и неудобная конструкция, мало применимая на практике, так как редко приходится заворачивать/отворачивать гайки «в чистом поле», а подлезть этим воротком в недоступное место достаточно проблематично.

К тому-же, просматривая ролики с изготовлением этой «нереально крутой самоделки» я обратил внимание на то, что авторы зачастую, видимо, не знают устройства обгонной муфты, потому что нещадно перегревают её сваркой!!! А ведь там — пружины! После перегрева ресурс этого устройства (и без того не особо большой) снижается в разы, если не на порядок…

Конечно-же, у меня есть в наличии «трещотки» самых разных размеров и модификаций. Но эту я решил изготовить по другой причине. В данное время я изготавливаю одно самодельное приспособление (оно не закончено, поэтому опишу я его позже). И это приспособление нужно будет приводить в действие вращением болта. Соответственно, надо бы укомплектовать его и соответствующим ключом, чтобы «не искать инструмент для инструмента», когда придёт пора его использовать!)))). Для укомплектовки других своих самоделок я использовал дешёвые китайские воротки-трещотки с Али-Экспресс. Но не в этом случае! Ведь здесь нужно будет вращать болт М10!! А это — головка 17 миллиметров! Как правило, под такие нужен уже вороток большего размера.

Порывшись в своих запасах, я нашёл вот такую мощную «головку» на 17 ещё советского производства:

Она изготовлена под вороток с гранью 10 мм. У меня нашлась такая «трещотка». Но она оказалась хорошего качества, и мне не хотелось её «портить», кладя в комплект к инструменту, пользоваться которым я буду, возможно, не каждый год!))). Да и «взыграла кровушка истинного самодельщика», и я решил изготовить самодельную «трещотку»!!! Да так увлёкся, что отложил на время даже сам инструмент для которого её сделал!!

Вот что мне для этого понадобилось:

1. Обгонная муфта («бендикс»).
2. Профильная труба сечением 20 на 20 мм. (Для изготовления рукоятки).
3. Стальной пруток диаметром 12 мм (для изготовления воротка).
4. Заглушка пластиковая для профильной трубы.

Начинаем. Сам «бендикс» мне достался после замены его на автомобиле «Тойота-Ярис», а потому он оказался достаточно компактных размеров:

Устройство его ничем не отличалось от устройства почти всех «бендиксов» — внутренняя обойма жёстко связана с шестернёй, которая входит в зацепление с венцом, наружная — с корпусом, имеющим с другой стороны выступающую ступицу с наклонными шлицами, посредством которых устройство совершает поступательное движение при входе/выходе в это зацепление…

Вначале я, при помощи УШМ, отрезал шестерёнку:

Потом отрезал и ступицу. При этом я оставил с обеих сторон по небольшой выступающей части:

Далее я приступил к изготовлению рукоятки. Для этого я взял отрезок профильной трубки со стороной 20 мм, и стенкой 1,5 мм. Это было обусловлено тем, что толщина обоймы «бендикса» оказалась 17 мм — как раз внутренний размер трубки.

На конце трубки я сделал в противоположенных гранях по два пропила так, чтобы впоследствии эти грани разогнуть, а в двух других сделать полукруглые выемки:

Это необходимо для того, чтобы потом плотно вложить «бендикс» в получившуюся рукоятку и приварить. При этом следует обратить внимание на то, чтобы со стороны ступицы рукоятка прилегала как можно плотнее, а вот со стороны шестерни не доходила до неё:

После этого осталось приварить рукоятку к корпусу и зачистить… Это лучше сделать, конечно, при помощи полуавтомата, ведь кожух обоймы, к которому нужно приварить, выполнен из металла малой толщины. Но у меня была только дуговая сварка, поэтому места сварки выглядят не очень красиво. Ведь варить пришлось маленькими каплями, опуская после каждой в воду. (Не забываем, что пружины внутри могут «сесть» при перегреве!!!)

Окончательно зачищал при помощи наждачно-лепесткового круга:

Теперь приступим к изготовлению собственно воротка. Я выбил изнутри втулку

Внутренний диаметр шестерни оказался около 12,5 мм. (У ступицы — на миллиметр больше). Поэтому сам вороток я решил изготовить из прута, диаметром 12 мм, обрезок которого нашёл в своём «металлоломе»:

Для начала я выровнял торец:

Потом, работая «болгаркой» с зачистным кругом, придал концу прутка на длину 10 миллиметров квадратную форму со стороной, равной тоже, примерно 10 мм.

(Примерно — потому что я просто использовал в качестве шаблона посадочное отверстие нужного мне торцового ключа. Взять штангенциркуль руки так и не дошли)))).

Потом я вставил пруток в ключ, выровнял и отметил на другой стороне маркером размеры, по которым потом отрезал и обработал. Ведь переключение на реверс в моей «трещотке» не будет предусмотрено!))) Поэтому необходимо просто сделать два посадочных места подголовки с разных сторон. Одним будем отворачивать, другим — заворачивать…:

Продумывая эту самоделку, я решил сделать на воротке шариковую фиксацию головок. Для этого уже добыл подходящие шарики из подшипников и пружинку из зажигалки.))). Но, изготовив вороток, я заметил, что, благодаря достаточно точной подгонке и отказу от тонкой шлифовки и полировки, одетый на вороток торцовый ключ держится достаточно плотно! Его трудно сбросить даже если очень сильно и резко трясти инструмент, держа за рукоятку!!! Поэтому я решил не заморачиваться и не делать никаких фиксаций!!! Тем более, что использовать мою «трещотку» я буду очень редко и только для одной операции..

Поэтому я просто вставил вороток внутрь «бендикса»

И приварил к тому, что осталось от шестерни.

При этом опять таки, периодически охлаждая, и следя за тем, чтобы не случилось перекоса — с другой стороны он должен свободно вращаться в отверстии ступицы, не задевая её стенок:

И зачистил сварочные швы:

После этого я покрасил изделие. Использовал начатый баллончик с чёрной эмалью, который попался под руку:

Ну вот, моя «трещотка» почти готова! Осталась окончательная «доводка». В торец рукоятки я забил пластиковую заглушку для профильных труб подходящего размера. (Я часто использую в самоделках трубы квадратного сечения, поэтому в запасе есть много различных заглушек. Ведь стоят они совсем копейки, а «законченный вид» изделию придают очень даже хорошо:

И напоследок, решил сделать инструмент более ярким. От меня инструмент постоянно «прячется» (а, тем более, чёрный))), поэтому я стараюсь добавить в него какой-либо яркий цветной элемент. Самым простым способом является обматывание рукоятки жёлтой, или красной изоляционной лентой…

На этот раз опять под руку попалась красная:

Вот и всё!! Инструмент готов к использованию…
Напоследок хочу сказать, что использовать такой вороток для затягивания и срыва гаек нельзя!! Конечно же, и обычные «трещотки» не предназначены для этого!!! Все мы знаем, что для этого в каждом комплекте торцовых ключей обязательно присутствует обычный стальной вороток!!! Именно им и необходимо сорвать гайку, и, только после этого, переставить головку на «трещотку», чтобы удобнее было её прогнать на всю длину резьбы…. То-же самое и в обратной последовательности — прогоняем гайку до упора, снимаем «трещотку», устанавливаем вороток, и затягиваем….

…Э-э-э… Только вот покажите мне человека, который никогда не нарушал эти инструкции…))))
А вот, в случае с роликовой обгонной муфтой такие номера могут не пройти…)))). Ведь ролики при затяжке вжимаются в узкую часть просто таки с колоссальным усилием!!! При этом они выполнены хоть и из высокоуглеродистой, но, в то-же время, из достаточно пластичной стали (иначе они будут скользить и не смогут исполнять свою функцию). А посему, может быть такое, что даже после одного очень сильного затягивания на них просто появятся небольшие приплюснутости в местах сжатия…

И всё!!! Они уже не смогут перекатываться, и будут всегда раположены именно в этом одном положении, что приведёт к очень быстрому их истиранию!!! Ведь, не катаясь, они будут истираться и на «рабочем ходу», и, даже на «холостом»!!! А до полного отказа достаточно стереть лишь малые доли миллиметра!

Поэтому рассматривать такую «трещотку» как полноценный рабочий инструмент всё-же не стоит…. Но для нечастых операций она, безусловно, подойдёт.

Ну и, как водится у нас- самодельщиков, не стоит забывать об удовольствии от изготовления нужной вещи из того, что собирались выбросить!

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru