За рулем автобуса президент: как в Кыргызстане справляются с транспортным кризисом | статьи на bitclass

На этой неделе президент Кыргызстана Садыр Жапаров попробовал себя в роли водителя автобуса. Все подробности у корреспондента «МИР 24» в Бишкеке Бекмамата Асанбекова.

Это тот случай, когда не важно кто за рулем, даже если это президент страны. Все внимание прессы к новенькому «Белесу». Так назвали первый отечественный автобус, созданный на заводе в Чуйской области. Комплектующие из Европы, местные инженеры наладили сборку.

«Когда вы сможете собрать 10 единиц? Давайте мы закупим пробную партию. Протестируем их в городе пару месяцев. И посмотрим», – заявил президент Кыргызстана Садыр Жапаров.

В нем с комфортом разместятся 115 человек. Здесь предусмотрены пандусы для пассажиров с ограниченными возможностями. В салоне климат-контроль с функцией очистки воздуха. Двигатель отвечает всем современным стандартам Евро-5.

«Собрали прототип, сейчас подготовили всю документацию. Хотим повезти в Россию для сертификации. В дальнейшем начнем серию. Мы планируем в год делать 500 автобусов. У нас есть надежда, что и мэрия у нас закажет, чтобы первые автобусы были для Бишкека», – объяснил генеральный директор компании по сборке автобусов Мирбек Аскалиев.

С общественным транспортом в Бишкеке беда. Городу-миллионнику нужно не меньше двух с половиной тысяч автобусов, а в наличии всего штук 80. Плюс 130 городских троллейбусов.

Последняя крупная закупка автобусов в Бишкеке была в 2008 году. Тогда мэрия купила 450 вот таких красавцев прямиком из Китая. Через 13 лет они догнивают на кладбище автобусов. Из этой партии уцелели всего полторы сотни, да и те, как шутят водители, день работают, два на ремонте.

«Металл уже исчерпал свои возможности. Мы латаем уже сами. Какой-то залатанный автобус. Плюс один автобус появится в городе. Та же бабушка или студент доедут до места», – сказал директор Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия Эмил Бекмуратов.

Трагедия в ВоронежеКак контролируется соблюдение правил перевозки пассажиров?Самый удобный транспорт для горожан троллейбусы. Производства России и Беларуси. Но курсируют они только по центральной части Бишкека. Прокладывать новые линии для мэрии дороже, чем купить те же автобусы. Вот и приходится отдавать пустующие маршруты частникам, а в их распоряжении только маршрутки.

Маленькие и маневренные, они доезжают до всех окраин города. Для местных это единственный способ добраться до дома или работы, но и маршруток на линию с каждым годом выходит все меньше и меньше.

Пропихнуться в маршрутку тяжело, но все-таки возможно. Тяжелее закрыть за собой дверь. Порой без посторонней помощи не обойтись. Проблема с общественным транспортом – одна из главных причин бишкекских пробок. Тут все очевидно. Столько на дороге занимает место автобус, который может перевезти 70 человек. А столько, если каждый из них поедет на машине. Но жители кыргызской столицы выбирают личный транспорт.

Изначально, тогда еще советский Фрунзе, был рассчитан на 40 тысяч машин. Сейчас же на миллион жителей приходится полмиллиона автомобилей, еще столько же каждый день заезжает из городов-спутников.

Решить все проблемы города разом могла бы крупная партия «Белесов», но и у них есть конкуренты. Вот уже почти месяц по Бишкеку колесит белорусский автобус. Если он всех устроит, власти могут закупить две тысячи машин.