35 лет скрывала отца своей дочери и жила на две страны: как сложилась судьба Марины Нееловой? | статьи на bitclass

8 января исполнилось 75 лет со дня рождения актрисы Марины Нееловой, о которой великая Фаина Раневская сказала: «Талант владеет ею в большей степени, чем она им». Ее обожали все дети СССР за роль Принцессы в фильме «Старая, старая сказка». А все советские взрослые – за образ Аллы в трагикомедии «Осенний марафон».

В честь юбилея актрисы телеканал «МИР» покажет посвященную ей телепрограмму и сразу два художественных фильма, в которых Марина Неелова сыграла главную роль.

кадр их фильма Дамы приглашают кавалеров, реж. И.Д. Киасашвили, 1980 г.

Рассказываем о детстве и ролях актрисы, а также о том, почему она жила на две страны и много лет скрывала, кто отец ее ребенка.

«Ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене»

Марина Неелова – коренная ленинградка: она родилась в послевоенной северной столице в 1947 году и с самого раннего детства мечтала стать актрисой. Лет в пять родители отвели ее на балет «Щелкунчик» и девочка несколько дней оставалась под впечатлением сказочной атмосферы всего, что происходило на сцене. Как рассказывала впоследствии сама актриса, это было настоящим наваждением. В результате мама, которая чутко прислушивалась ко всем пробуждающимся устремлениям дочки, отвела ее в балетную школу – пусть попробует.

Родители будущей актрисы Мстислав Павлович и Валентина Николаевна Нееловы были людьми далекими от искусства. Но горячо принимали все радости мирной жизни, включая кино и театр. Они прошли войну, оба служили на флоте (мать была радисткой). После войны отец стал работать инженером на заводе, а мама, поработав и там, и тут, после рождения дочери всецело посвятила себя ее воспитанию.

В детстве Марина была болезненным ребенком, и поэтому ни о каком детском саде речь не шла. По той же причине не состоялась и балетная карьера юной Нееловой. Она часто болела, пропускала занятия, а требования все возрастали, и через несколько лет пришлось признать, что балет – это тяжелый труд, который хрупкой и болезненной девочке не под силу. В школе Марина стала посещать кружок художественного слова.

По воспоминаниям актрисы, она везде принималась читать стихи и собирала вокруг себя заинтересованных слушателей. Стоило только маме отойти от нее на минутку, и, вернувшись, она находила девочку, вдохновенно декламирующую что-то, в окружении случайных почитателей ее таланта.

Уже в младших классах Марина выиграла один за другим несколько конкурсов чтецов – от школьного до всероссийского. Вышла на всесоюзный уровень, и, как молодое дарование, уже должна была ехать с детской делегацией за рубеж, в одну из соцстран. Но родители ее туда не пустили.

Марина Неелова – в роли Зои Акаемовой в телевизионном фильме по пьесе А.Н.Островского Красавец мужчина. Фото Валерия Христофорова, Фотохроника ТАСС

Девочка играла на сцене школьного театра, а на уроках мечтала о том, как станет настоящей актрисой. Впоследствии она рассказывала:

«Я ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене, рампе, занавесе, мысленно улетала куда-то далеко. Но вдруг меня вызывали к доске, и я долго не могла понять, о чем идет речь. Не представляла себе в то время, что настанет момент, когда я смогу заниматься только тем, что люблю больше всего».

Окончив школу, Марина Неелова точно знала, что станет актрисой. Она была уверена в своем успехе и без страха подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Однако оказалось, что конкурс там очень высокий и в результате девушку зачислили только в качестве кандидата. Это означало, что после первой сессии ее отчислят, если она не сможет получить «отлично» по актерскому мастерству.

На деле это была возможность для преподавателей присмотреться к первокурснице и в процессе учебы принять в отношении нее окончательное решение. Надо ли говорить, что проверку она выдержала и стала полноправной студенткой! Девушка училась на курсе очень известных театральных педагогов – актера Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд – дочери известного режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда.

«Берите кого угодно, только не эту»

Однако уже на третьем курсе ее чуть не оставили на второй год. Дело в том, что почти весь год она пропустила, снимаясь в своей первой роли. В институте и не приветствовали съемки в кино до окончания учебы, но как же можно было отказаться! Ведь ее утвердили на главную роль в фильме «Старая, старая сказка»!

Правда, она могла и не сыграть эту звездную роль. Ведь ее партнер Олег Даль, которому показали кинопробы начинающей актрисы, поначалу сказал режиссеру Надежде Кошеваровой: «Берите кого угодно, только не эту!». Актер был на пике популярности и с его мнением считались. А все дело было в том, что Марина Неелова была очень стеснительной и неуверенной в себе. Она терялась перед камерами, и ассистент режиссера, заметив ее состояние, посоветовал ей открыться и показать все, на что она способна.

«И я открылась, да так, что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты», – рассказывала актриса впоследствии. «Я тогда насмешила всех своим отчаянием. Кошеверова – нежный, чуткий человек – нашла в этом что-то и утвердила меня на роль», – рассказывала в одном из своих интервью актриса.

С Олегом Далем они потом подружились, и ей даже пришлось специально работать над собой, чтобы не влюбиться в него. Об этом девушку специально попросила режиссер, Неелова рассказывала: «Олег был очень красивый. Когда он появлялся на сцене или в жизни, люди мгновенно замирали и смотрели только на него. Он обладал магнетизмом, устоять против которого было невозможно». Эти съемки стали для Нееловой сильной школой, Олег Даль очень помогал ей, и она была ему искренне благодарна.

кадр их фильма Старая, старая сказка, реж. Н.Н. Кошеверова, 1969 г.

В 1969 году Марина Неелова окончила актерский факультет и была принята в штат киностудии «Ленфильм».
А в 1971 году она снова снялась с Олегом Далем, на этот раз – в фильме «Тень» по одноименной комедии-сказке Евгения Шварца. Актриса исполнила одну из главных ролей – дочь хозяина гостиницы Аннунциату.

«Это же – Анни Жирардо!»

К тому времени в жизни Марины Нееловой уже появился ее первый муж – режиссер Анатолий Васильев. Он влюбился в нее с первого взгляда, когда из почти ста претенденток выбирал актрису на главную роль в своей картине «Цвет белого снега». Причем худсовет не хотел утверждать ее кандидатуру. Вмешался режиссер Марлен Хуциев, который бросился яростно ее защищать: «Это же – Анни Жирардо!». Это убедило худсовет, и Неелова снялась в картине.

Отношения между актрисой и режиссером завязались еще на съемочной площадке, и скоро пара стала жить вместе. В 1970 году молодые люди поженились, а еще через два года Марина окончательно переехала к мужу в Москву. По воспоминаниям Анатолия Васильева, жили они в ужасной развалюхе – квартира была в крайне запущенном состоянии. Васильев занимался ее ремонтом, сам перекрывал полы. И вроде бы все шло хорошо. Однако в столице Неелова оказалась невероятно востребованной.

Актриса Марина Мстиславовна Неелова. Точная дата съемки не установлена. Валерий Христофоров, ТАСС

Она играла в театре и снималась в кино практически непрерывно! И чем больше она снималась, тем сложнее становились ее отношения с мужем. Актрисы все время не было дома, а Васильев не был так востребован в профессии и начал ревновать ее к работе. Так или иначе, после восьми лет брака чувства сошли на нет и пара распалась. Супруги расстались спокойно, без скандалов и ссор.

В Москве Марина Неелова сперва была приглашена в театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Правда, она была занята в единственном спектакле «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом». А главную роль в спектакле «Турбаза» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского, которую она репетировала, актрисе так и не пришлось сыграть – спектакль запретили.

Однако уже тогда за безусловный талант и способность хорошо играть комедийных героев актрису прозвали в профессиональных кругах «молодой Фаиной Раневской». Это было невероятно лестно!

В 1974 году Марину Неелову пригласили в театр «Современник» на главную роль в постановке «Валентин и Валентина» – вместо актрисы, которая ушла в декрет. После премьеры спектакля карьера Нееловой пошла в гору – ей стали предлагать новые роли в спектаклях «Современника», и она наконец окончательно ушла из Театра имени Моссовета, где еще продолжала играть до этого.

В «Современнике» Неелова сыграла более чем в тридцати спектаклях. Среди ее ролей были Любовь Раневская в «Вишневом саде», Виола в «Двенадцатой ночи», Елизавета в спектакле «Играем Шиллера!», Шарлотта в «Осенней сонате» Ингмара Бергмана и даже Акакий Башмачкин в «Шинели».

От сказок до фарса: удивительные судьбы героинь Нееловой

В кино Марина Неелова вплоть до середины 1990-х снималась практически постоянно. После первых сказочно-романтичных ролей она была нарасхват. Очень скоро режиссеры оценили, насколько велик ее творческий диапазон. Лирическая сказка, комедия, мелодрама и легкий фарс – ей подвластны практически все жанры. У ее героинь были непростые судьбы, и Нееловой удавалось быть органичной в каждой роли.

В 70-80-е годы прошлого века популярность этой замечательной актрисы была просто невероятной. На экраны постоянно выходили фильмы с ее участием. И это при том, что она часто отказывалась от ролей, хотя и говорила в интервью: «Артист должен использовать свой шанс всегда и должен быть эгоистом».

В эти годы она воплощала образы ранимых, хрупких женщин, а также героинь, которые отстаивают личную независимость. «С тобой и без тебя», «Слово для защиты», «Осенний марафон», «Фантазии Фарятьева». Очень хороша актриса в лирической комедии «Красавец-мужчина», «Дамы приглашают кавалеров», «Чужая жена и муж под кроватью» и «Мы веселы, счастливы, талантливы».

Марина Неелова в роли Аллы в фильме Георгия Данелии Осенний марафон.Фотохроника ТАСС.

С конца 80-х и в 90-х актриса снималась то в драматических ролях – «Дорогая Елена Сергеевна», «Ты у меня одна», «Тюремный романс», то в костюмно-исторических – «Ревизор», «Сибирский цирюльник». Фильмы с участием Марины Нееловой вошли в золотой фонд советского кинематографа, и интерес к ним не угасает. Актриса до сих пор является кумиром нескольких поколений.

Секрет крепкого брака – жить «пунктиром»

После того, как первый брак Марины Нееловой сошел на нет и распался, эта замечательная актриса и красивая женщина недолго оставалась одна. В середине 80-х стало известно о ее романе с тогда еще юным, амбициозным шахматистом Гарри Каспаровым. То, что он был младше на 16 лет, не останавливало ни его, ни ее. Будущий чемпион мира жил тогда в Баку, а в Москве бывал наездами.

Марина Неелова очень поддерживала его, познакомила со многими влиятельными людьми, к чему молодой человек горячо стремился. Они два года появлялись вместе на светских мероприятиях. Когда Каспаров впервые встретился в матче за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым, Неелова сидела в зале рядом с мамой шахматиста. Однако именно его властная мама настояла на том, чтобы ее сын разорвал отношения с Нееловой, когда та стала претендовать на официальное оформление их отношений.

Честолюбивый Гарри Каспаров, уже завоевавший к тому времени титул чемпиона мира, легко согласился с мамой. Несмотря на то, что Неелова уже ждала ребенка. Коллеги актрисы были глубоко возмущены поступком молодого гроссмейстера. А Валентин Гафт даже заявил, что «Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме».

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Актриса тяжело переживала предательство Каспарова, вычеркнула его из своей жизни и не соглашалась обсуждать, кто отец ее ребенка. Но остаться одной ей было не суждено: очень скоро коллеги познакомили ее с будущим супругом – блестящим дипломатом Кириллом Геворгяном. С ним Марина Неелова наконец смогла найти настоящее семейное счастье. Он стал приемным отцом для ее дочери и воспитал девочку, как родную.

В первый класс Ника пошла в Париже. Благодаря приемному отцу она побывала во множестве стран и выучила несколько иностранных языков. А когда выросла, стала скульптором, окончив в Нидерландах Королевскую академию искусств. Единственная дочь Нееловой – жгучая брюнетка и настоящая красавица.

Сама же актриса после замужества вынуждена было жить на две страны. Сперва она уехала вместе с мужем во Францию, куда Кирилла Геворгяна отправили по службе. На несколько лет она взяла перерыв: не играла в театре и не снималась в кино.

Актриса Марина Неелова в сцене из спектакля Осенняя соната по киносценарию драматурга Ингмара Бергмана в постановке Екатерины Половцевой в театре Современник. Фото ИТАР-ТАСС, Александр Куров

Лишь в 1996 году Неелова вернулась в Россию, чтобы возобновить выступления на сцене «Современника». Оставить профессию и стать просто женой оказалось для нее невозможным. С тех пор она всю жизнь жила «пунктиром». Примерно так: 20 дней – с мужем и дочерью, 20 дней – в Москве, с театром и ролями.

Сейчас Кирилл Геворгян является вице-председателем Международного суда OOH. Марина Неелова не раз говорила, что ее муж – очень умный человек, и он никогда не требовал от нее невозможного. В том числе – оставить сцену и не сниматься в кино. В этом году их браку исполнится 35 лет.

Сейчас Марина Неелова взяла творческую паузу на большом экране. В «Современнике» актриса играет в постановках «Собрание сочинений». «Осенняя соната», «Крутой маршрут» и «Играем Шиллера!».