Абажур для настенного светильника-ящика – витраж Тиффани

Светильники, несть числа их. С одной стороны, сугубо утилитарный предмет, – «электрический свет продолжает наш день» и все в таком роде, с другой – эффектная деталь интерьера, невольно обращающая на себя внимание. Не случайно, любые светильники – достойное приложение сил, с позволения сказать, дизайнеров и благодарная почва для реализации творческих идей. Голая лампочка на проводе, не слишком вдохновляет, разве только сторонников отделки помещений в духе «ублюдоремонт», этакий панк, ну знаете – стены из не штукатуреного кирпича, перегородки из сетки-рабицы. В остальных, более распространенных случаях, лампочки как источник света несколько окультуривают. Принято снабжать их абажурами – некоей конструкцией, нужным образом распределяющей и направляющей свет, например, направляющей на рабочую поверхность, препятствующей попаданию в глаза. Держать около себя такие светильники значительно приятнее – нет ощущения операционной или допросной. Да в больших светильниках «общего освещения», часто используется некий рассеиватель света – как правило, это много стеклянных элементов – индеец из племени «Мумба-Юмба» цепенеет. Вообще говоря, для абажуров в частности и для оформления светильников вообще, какие только материалы не используются, но, пожалуй, именно стекло, просто таки напрашивается, из-за некоторых своих свойств. Прозрачность – в первую очередь. Умело им (ей) пользуясь, можно создавать весьма достойные штуковины.

Коль скоро было помянуто стекло для оформления светильников, нельзя не вспомнить о такой области бытия как витраж. Существует несколько техник изготовления витражей, речь, конечно идет о стеклянных, а не о поделках из цветной липкой пленки, кои, являются просто таки профанацией самой идеи витража. Да, так вот, существует, в том числе и техника изготовления витража, вполне подходящая для относительно небольших изделий с вполне сложными криволинейными краями у сопрягающихся стекол. Работу можно сделать довольно сложной формы. Все это дает возможность делать красивые абажуры – витражи. Сама же техника исполнения называется «Тиффани», по имени придумавшего ее и пользуется ныне изрядной популярностью.

Обобщенно говоря, процесс заключается в создании рисунка витража – «картона». Контуры отдельных элементов переносятся на соответствующих цветов стекла и относительно грубо вырезаются стеклорезом. После, края стекол шлифуются и подгоняются друг к другу на специальной шлифовальной машинке с алмазным инструментом. Затем, края стекол оклеиваются тонкой медной фольгой с липким слоем, стекла складываются в рисунок и спаиваются. В сущности все.

Вообще говоря, любой витраж выгоднее всего выглядит именно в проходящем свете – когда источник света за ним и в этом смысле, применить его (витраж) в качестве абажура, превосходная идея. При задействовании витражной техники Тиффани, форма готового изделия может быть довольно причудливой, получить же полусферу или форму близкую к ней более-менее обычных размеров, и вовсе не составляет особых затруднений. Придется только, заранее озаботится удобной для работы формой. Существует еще несколько распространенных форм абажуров (конструкций светильников) витражного типа, причем несколько упрощенной формы, позволяющие, тем не менее, оценить достоинства идеи. Более того, такие упрощенные светильники могут обладать несомненными достоинствами, например, светильник-картина располагается просто на стене, занимая минимум пространства, он весьма оригинален, наконец.

Не брезгуют такими лампами и маститые мастера, например, на выставке японского мастера Ichiro Tashiro такого рода светильники занимают изрядную часть экспозиции.

Первые опыты в витражном деле, стоит начинать именно с плоской конструкции из-за ее крайней простоты.

Что было использовано в работе.

Инструменты, оборудование.
При изготовлении витража не обойтись без некоторых специальных инструментов – главным и самым дорогостоящим из которых, является шлифовальная машинка с принадлежностями. Также понадобятся специальные инструменты – ломатель стекла, специальные кусачки. Удобно вырезать элементы витража специальным стеклорезом для криволинейных резов – головка у него значительно более узкая, в работе он удобнее. Сюда же, можно отнести хороший тонкий фломастер, рисующий на стекле с тонким стержнем, важно, чтобы его след не смывался водой (на шлифовальной машинке). Из обычных инструментов, понадобятся ножницы, для сметания стеклянных крошек образующихся при резке и откусывании стекла, пригодилась широкая малярная кисть с жестяной коробкой. Понадобился доступ к компьютеру с цветным принтером. Для фиксирования готовых стеклянных элементов, пригодились мелкие гвоздики или портновские булавки. Витражная техника Тиффани предполагает много пайки – понадобится довольно мощный паяльник 60…100Вт с принадлежностями, желательно оснащенный хотя бы простейшим регулятором температуры из последовательно включенного диммера. Кисточка для нанесения флюса. Следует позаботиться о хорошем освещении рабочего места – пригодятся пара настольных ламп.

Материалы.
Кроме самих цветных стекол, понадобились кусок толстой фанеры или ДСП – размером чуть более габаритов будущего витража, такого же размера куски линолеума – мягкая основа, в которую удобно втыкать булавки. Пригодился тонкий «колбасный» полиэтилен. Скотч, специальная медная фольга с клеящим слоем. Припой, флюс кислотный, химикаты для наведения патины нужного цвета, а также, некоторые специальные для витража. Возможно пригодится растворитель, вроде ацетона или спирта, «стальная вата». Ветошь хлопчатобумажная. Четыре рейки с мелкими гвоздиками, для «границы» будущего витража.

Собственно говоря, все начинается с эскиза рисунка витража и вырисовывается в «картон». Это готовый эскиз, в натуральную величину, с которого рисуют, лепят или вот, вырезают стекла. Для применения в качестве витража, рисунок должен отвечать некоторым специфическим требованиям – части его не должны быть слишком сложными, слишком тонкими. Иначе их будет трудно вырезать и подогнать. Лучше разбивать большие и сложные фрагменты на несколько простых, но без фанатизма. Рисунок витража, трудно сделать с очень мелкими проработанными деталями, здесь нужно либо применять смешанную технику, например комбинировать с росписью по стеклу или «фьюзингом» — сплавлением цветных стекляшек в печке. В общем случае, с довольно грубой стилизацией, приходится смириться. Впрочем, такого рода эскизы, также могут быть вполне выразительны.

Цветное витражное стекло вкупе с некоторыми специфическими витражными материалами (химикаты, медная фольга) заказывал у специальных товарищей торгующих такого рода вещами. Как правило, у них продается бой, обломки витражного стекла, для небольшой работы, удобнее заказывать именно их.

Рисунок сфотографировал для оцифровки. Теперь, при необходимости его можно распечатать в любых количествах и любых разумных размеров – мой принтер печатает формат А4, так что приходилось задействовать режим «плакатной» печати – рисунок разбивается на несколько листов.

Из одного из распечатанных рисунков вырезал шаблончики – контуры будущих элементов. К слову сказать, линии границы между элементами должны быть четкими, но возможно более тонкими, это даст минимальную погрешность при разметке элементов на стекле и при обработке уже стекла, края элементов придется меньше обтачивать.

В качестве ровной основы, использовал кусок фанеры с двумя слоями линолеума поверх нее. При размере витража сколь ни будь более существенном, основу лучше взять поровнее и потверже – ДСП например. Подстилка из линолеума – чудо как хороша для втыкания булавок, держатся они довольно прочно, втыкать достаточно легко. Втыкать их придется много, так что момент важный.

Поверх линолеума, уложил распечатанный рисунок – «картон» и для защиты его от капель воды, замотал «колбасным» полиэтиленом – при подгонке стеклянных элементов их обтачивают на станке с алмазным, омываемым водой инструментом и влажные стекла приходится прикладывать к рисунку – чернила струйного принтера расплываются. К слову, именно поэтому фломастер для рисования на стекле также должен быть водостойкий.

В целом, основной процесс выглядел так — из распечатки «картона» вырезал несколько фрагментов, чтобы не путаться, фрагменты были логически связаны – лепестки, части листика и т.п. Перед вырезанием, каждый фрагмент был пронумерован и номер этот перенесен на общий, целый рисунок. Будущий витраж собирается с изнаночной стороны, то есть на цветной стекляшке расположенной лицом к «оператору» шаблончики переворачиваем обратной стороной. Обрисовываем шаблончик спиртовым несмываемым фломастером, нумеруем, вырезаем. На фото обычный роликовый стеклорез с подачей масла. Из хозяйственного магазина. Вырезать им кривые не слишком удобно, но можно. Потом ко мне добрался специальный стеклорез с узкой головкой и стало повеселее.

Вырезанные стеклышки обтачиваются на шлифовальной машинке и примеряются к рисунку и друг другу, после приданию краешкам стекол ровности и подгонки, элементы укладываются на рисунок и закрепляются булавками.

После сборки всего рисунка переходим к следующему этапу – оборачивание фольгой. Рулончики фольги можно приобрести там же где и цветные стекла, специальную фольгу для изготовления витражей, вполне можно заменить аналогичной, используемой для оклеивания неметаллических коробок электронных приборов для экранирования схем. Работают неплохо, но клеятся несколько хуже и набор размеров гораздо меньше, без «десятых». Для ходового витражного стекла толщиной 3мм, хорошо подходит лента шириной 5.5мм.

После оклеивания элементов фольгой, скрепил витражик по контуру пайкой, так чтобы он не распался при переезде, паял оловянно свинцовым припоем, с кислотным флюсом, позволяющим не зачищать места пайки. Грел очень осторожно, чтобы не поплавить полиэтиленовую подложку. После, когда витраж стал более-менее, транспортабельным, осторожненько перетащил его на плоскую деревяшку для полновесной пайки.

После пайки обратной стороны, витраж переворачиваем и паяем лицевую. Коль скоро мы применяем кислотный флюс, обязательна его отмывка – теплой водой, с жесткой щеткой. Если планируется нанесение на паяный шов патины, отмывка должна проводится особенно тщательно, с применением химикатов для нейтрализации остатков кислоты. В конце, отмыл спиртом фломастерные технологические надписи. При необходимости, паяному шву можно придать черный либо золотистый цвет специальными химикатами. Начинающим рекомендуется черный цвет – с этой патиной на основе медного купороса проще достичь хорошего результата.

Абажур готов и ждет установки в коробку с подсветкой.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru