4 ноября россияне отметят не только День народного единства, но и День почитания Казанской иконы Божией Матери. По сути, это один и тот же праздник, поскольку в дореволюционной России Казанская икона в этот день чествовалась в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
В чем состояла роль Казанской иконы, рассказал в интервью «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак.
– Дмитрий Сергеевич, почему Казанская икона – это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России?
Дмитрий Гасак: Я думаю, что мы вряд ли найдем здесь строгие исторические или какие-то вероучительные основания. В отношении почитания Казанской иконы Божьей Матери применимы слова «так исторически сложилось».
Конечно, есть упоминания о явлении Казанской иконы в связи с такими важными и судьбоносными для России событиями, как расширение Русского царства на восток, взятие Казани и особенно обретение этой иконы в конце XVI века, после казанского пожара. Она была обретена именно в Казани, на той земле, которую за четверть века до этого взяли русские войска по приказу Ивана Грозного. Поэтому явления иконы в Казани трактовалось как знак того, что казанская земля не оставлена Богом, как особое благоволение свыше.
Особенным почитание Казанской иконы стало после преодоления смутного времени, после собирания второго ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и освобождения Москвы.
– В этом ведь была и особая роль патриарха Гермогена, который в смутное время обратился к народу с призывом об объединении для похода на поляков?
Д. Г.: Да, святой патриарх Гермоген сыграл важную роль в русской истории. Он находился в заточении (а это редко с кем случалось – из русских патриархов), он принял мученическую смерть: его уморили голодом. Оставаясь в тюрьме, он сопротивлялся, и проявил себя не только как политик, но и как пастырь. Он повелел доставить в Москву из Казани Казанскую икону. Это было необходимо для того, чтобы не только организовать народ на сопротивление, но еще и духовно укрепить его. И ополченцы восприняли это обращение патриарха. Они принесли к стенам Москвы икону и победили польско-литовских захватчиков. Таким образом Москва была освобождена, а народ объединен. Поэтому патриарха Гермогена особо почитают и в Русской церкви.
Эти исторические события наложились на особо трепетное отношение к Божьей Матери, которое всегда существовало в русской традиции. Не случайно посвященные Богородице Успенские храмы – одни из самых древних на Руси. Все это вместе сложилось в особое почитание Казанской иконы Божьей Матери.
Этой иконе посвящен очень красивый тропарь, который начинается со слов «Заступница усердная». С образом Казанской иконы связано представление об особом покровительстве Божьей Матери в отношении нашего народа, русской земли, Русской православной церкви. Вот такая совокупность исторических и духовных обстоятельств обусловила почитание этой иконы.
– Почему все-таки для чествования этой иконы было выбрано 4 ноября?
Д. Г.: Мы празднуем в ноябре день Казанской Божьей Матери, поскольку освобождение Москвы от поляков произошло под сенью Казанской иконы. Она была знаком, символом, который сопровождал войско Минина и Пожарского для освобождения Москвы. Причем эта победа имела не только политический, но и духовный, религиозный смысл. Это принципиально важно для всей последующей истории. Даже для того, что земский собор впоследствии избрал династию Романовых на царство. Это важный поворотный период в истории России.
Победа над поляками носила не просто тактический характер, но она еще имела объединяющее, собирающее значение для народа. Кризис смутного времени был осознан не просто как экономический или политический, но он был осознан духовно и религиозно.
Поэтому так велика была роль патриарха Гермогена. Его покаяние, его молитвы за Россию широко известны. И его роль патриарха, который благословил ополчение – все это очень важно для понимания нашей истории. Поэтому почитание Казанской иконы именно в этот день совсем не случайно.
– Почему у Казанской иконы молятся о помощи тем, кто служит в армии?
Д. Г.: Не думаю, чтобы она стала защитницей всех служащих в армии: в Красной армии и ее не почитали. Это скорее связано с самосознанием воина, с пониманием смысла воинского служения. В русской традиции этот смысл выражался в первую очередь в том, чтобы полагать жизнь свою за друзей своих, защищать землю и народ. И пафос этот не был ложным.
Фото: ТАСС/ Алеев Егор
В новейшее время мы существуем в идеологическом вакууме. И поэтому есть попытки возродить религиозное самосознание, в том числе тех, кто избрал своим делом службу в армии. Но для того чтобы эти корни проросли снова, должно пройти время. И должны произойти внутренние изменения в понимании смысла современного воинского служения: ради чего и ради кого люди держат в руках оружие.
Не случайно же Кутузов на Бородинском поле молился именно перед Казанской иконой. Явление на Бородинском поле Казанской иконы должно было возродить память о славных временах русской истории, напомнить воинам о том, ради чего они идут на битву.
Но нам нынешним трудно связывать 19-й век и 21-й, потому что 20-й век просто так не обойдешь. Пока мы еще не изжили трагедию России 20-го века.
– Вокруг обретенного в Казани лика Богоматери возникло множество историй, связанных с чудесной помощью иконы в обороне страны. Как к ним относиться?
Д. Г.: Безусловно, это часть мифологического сознания народа. Но миф – это не сказка, не выдумка. Это определенный язык, которым народ выражает внутреннее понимание своего исторического многовекового пути. Есть вещи, о которых иначе не скажешь.
Поэтому, если мы начинаем возвращаться к корням, то мы конечно находим важным, что Кутузов вышел на Бородинское поле и прежде сражения поклонился Казанской Божьей Матери. Из песни слова не выбросишь. Это очень глубокие вещи. Это не просто символ: тут много связано с надеждой народа, с его верой.
Конечно, на поле брани многое зависит от тактических соображений военачальников. Но также многое зависит и от духа народного, от понимания смысла этой борьбы: ради кого и ради чего люди кладут свои жизни? И подлинность этого чувства подменять ни в коем случае нельзя. Сейчас мы порой мучительно эту подлинность ищем. И дай нам, Бог, ее найти.
– Перед Казанской иконой молятся также и о прозрении, в том числе духовном. С чем это связано?
Д. Г.: Каждый день мы отмечаем какой-то христианский праздник, вспоминаемкого-то из святых. И о каждом дне мы можем сказать какие-то особенные вещи. Например, о Казанской иконе мы говорим, в том числе, что она особо покровительствует воинству и что перед нею молятся о духовном прозрении. Но если мы попытаемся обозреть все церковные праздники, то мы увидим, что о духовном прозрении молятся не только перед Казанской иконой. К тому же нужно помнить, что молятся не самой Казанской иконе, а Божьей Матери перед ее Казанским образом. Но, кроме того, о духовном прозрении молятся также и другим святым.
А в археологическом кабинете Московской духовной Академии обычно показывают икону Богородицы «Прибавление ума», которая, понятно, особенно почитается студентами. Конечно часто люди не доверяют современным попыткам восстановить отношение к иконам или святым, как к якобы имеющим свою «специализацию». Часто можно услышать, что этому молятся связисты, этому – ракетчики, этому – десантники и так далее. Это справедливо воспринимают со скепсисом. Хотя люди чувствуют, что здесь что-то есть, но чувствует также и странность такого «разделения труда» между святыми. Но, повторяю, есть в жизни вещи, которые иначе как языком мифа не не выразишь.
– Все-таки в чем смысл этого праздника?
Д. Г.: Прежде всего, важна историческая память. События смутного времени чрезвычайно интересны не только исторически и сюжетно, они важны для понимании русской духовной истории: и подвиг патриарха Гермогена, и подвиг ополченцев. В нашей исторической памяти это событие осталось как единый акт собирания русского народа для объединения и для преодоления смуты в стране. Однако это была не просто борьба с захватчиком, но и преодоление смуты внутри народа. Ведь оккупация было осмыслена как падение русского народа, который так разъединился, что не смог противостоять захватчикам, и позволил им дойти до Москвы. Поэтому патриарх Гермоген и ставил задачу объединения народа. И земский собор, который выбрал Романовых на царство – это прямое следствие этого объединения.
Такой смысл праздника – самый важный и самый актуальный на сегодняшний день для нашей страны.
Из истории нужно извлекать уроки! А сейчас у нас духовного единства нет, и поэтому мы пытаемся рассказать всем – и верующим и неверующим, и христианам и мусульманам, и всем остальным – что же все-таки произошло в этот день.
Не случайно в новейшее время День народного единства решили отмечать именно 4 ноября. Надо было найти такой день в истории, который объединял бы всех. И то, что этот день нашли и им стал день преодоления смуты и почитания Казанской Божьей Матери, – это не пустое дело для памяти народа.