«Алыстағы ағайыннан, жақындағы көршін артық», – говорят казахи. В переводе это означает «сосед намного ближе, чем дальний родственник». В суровых кочевых условиях справляться одному с трудностями было нереально, поэтому степняки издревле берегли и ценили тех, кто рядом. Если в ауле появлялись новоселы, старожилы обязательно приглашали их на ерулик – это щедро накрытый дастархан, за которым происходило знакомство и сближение соседей.
Представьте себе быт степняков лет так 100-200 назад. Небольшие аулы, стоящие посреди степи, на многие километры вокруг – одна степь, со всех сторон пронизываемая ветрами. У тех, кто позажиточнее – юрты пошире, из большего числа кереге и толстого войлока, у бедняков – маленькие и невзрачные, снаружи заставленные связками из камыша и прутьев, чтобы хоть как-то защититься от буранов. Такими же связками утепляли стойла животных. Джут, засуха, набеги барымтачей – испытаний на долю казахов тех времен хватало. А потому и старались они держаться друг друга, чтобы вместе выживать в таких непростых условиях. Хороший сосед был на вес золота. Хотя, впрочем, почему был?
«Я увлекаюсь охотой, и однажды, когда в горах меня застал сильный дождь, я подъехал к первой юрте, оттуда выглянула лысая голова и приказным тоном говорит: «Мотоцикл туда ставь, под навес, сам заходи». Я зашел внутрь, меня обогрели возле буржуйки, накрыли дастархан, накормили, кумысом напоили, а потом еще и в дорогу с собой 5-литровую баклажку кумыса вручили. Так я познакомился с Ермеком. Теперь это мой жекжат – названный брат, чем я очень горжусь», – рассказывает житель Алматинской области Андрей Батанов.
Дружбе Андрея с Ермеком и другими чабанами и фермерами алматинских жайляу уже больше 10 лет. Но ерулик – обычай гостеприимства – здесь проводят ежегодно. К своим друзьям-казахам Андрей приезжает вместе с супругой Еленой.
«Ерулик – праздник, который переходит из поколения в поколение. Думаю, что суть самого праздника наши казахи немного видоизменили, но не коренным образом, а дополнив его событиями, по которым он проводится. Ерулик – это обновление, последовательность во всем. Сменяются времена года, идет обновление скота, как ни печально – людей. Но радость от встреч не становится меньше. В традицию ерулика наши казахи заложили не только дружескую встречу новых соседей, но и радость общения со старыми друзьями, радостный обмен от прибыли в разведении скота», – говорит Елена.
Лучше всего беседа с новыми соседями и друзьями завязывается, конечно, за дастарханом. Хозяева дома режут барашка, достают деликатесы из конины, готовят ароматный горячий бешбармак, ставят на стол разные угощения, сладости.
«Казахи славятся своим гостеприимством, и, конечно, любого гостя встречают радушно, накрыв стол и накормив его всем, что у них есть, может даже и последним. Идет не только вкушение пищи, но и общение, построенное на добром участии друг к другу, на шутках и песнях. Поражает масштаб казахской души, ее непосредственность, простота и доброта, любовь к людям и необыкновенная щедрость», – делится Елена.
После такой теплой встречи новоселам было гораздо проще адаптироваться на новом месте. Если, к примеру, в первое время у них не было дров или питьевой воды, в это время и приходили на выручку соседи.
На ерулик всегда звали целыми семьями, чтобы между собой сдружились не только взрослые, но и дети. Для них на улице устраивали веселые конкурсы, состязания, игры.
В конце застолья на главу семейства новоселов надевали праздничный чапан. Жене дарили вещи, которые будут пригодны для домашнего хозяйства. После этого для новоселов делали шашу – торжественное разбрасывание конфет и других сладостей, и только после этого провожали гостей. Но затем новоселов приглашали и другие соседи, жители аула. Так постепенно они знакомились со всеми и потихоньку становились своими.
Сейчас такой добрый обычай соблюдается не везде. В городах, к сожалению, многие уже не то что не могут запросто зайти к соседу за солью, но зачастую даже и не знают, кто живет на одной с ними лестничной площадке. А вот в селе без общения никак. Видимо потому, что, как и раньше, помощь соседей временами ой как нужна. Вместе ведь легче и забор поставить, и дрова распилить, и погреб выкопать, и за скотом присмотреть, да мало ли работ на земле?
А потому, даже если молва (ұзынқұлақ) уже донесла, что ты за человек, откуда приехал и чем интересен, но все равно обычай есть обычай. Новоприбывшего зовут домой, накрывают для него дастархан, общаются – и за песнями, шутками и прибаутками сближаются. Не зря ведь умные люди говорят: «Не дом надо выбирать, а соседа». Чтобы жить в мире и согласии. Именно этому нас учили наши мудрые предки и древний казахский обычай ерулик.