В выходные дни и на Радоницу многие люди пойдут в храмы и будут подавать записки о близких. Зачем их пишут, как правильно их подавать и что происходит с ними во время богослужения, рассказала в интервью корреспонденту Mir24.tv старший преподаватель Свято-Филаретовского института, литургист, специалист по истории христианского богослужения Зоя Дашевская.
«Наше стремление поименно помолиться о людях, которых мы знаем лично, и попросить Господа о них особым образом имеет древние церковные корни. С помощью записок мы можем деятельным образом проявить свою любовь по отношению к тем людям, за кого мы чувствуем ответственность, тревогу, о ком хотим проявить заботу, – говорит православный педагог. – К тому же это одна из немногих на сегодняшний день форм нашего личного участия в богослужении, связанная с ходатайственной молитвой за других людей».
Как правильно писать записки
Записки подаются до начала службы или накануне вечером. «Во время литургии верных, особенно после того как пропели Херувимскую песнь, где сказано «всякое житейское отложим попечение», никаких списков имен уже не принимают, всякая суета должна прекратиться. Так что нужно заранее позаботиться, чтобы все успеть», – говорит литургист.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Вот основные правила составления записок:
- Писать нужно разборчиво, крупными буквами Сверху написать «о здравии» или «о упокоении» Имена людей записываются в родительном падеже, в полной форме (О здравии Михаила, Сергея, Ирины и так далее) Фамилии в записках не указываются К именам детей добавляют слова младенец (до 7 лет) или отрок (от 7 до 15 лет) Можно перед именами сокращенно писать такие слова, как воин, путешествующий, болящий, заключенный, монах Перед именами священнослужителей положено указать сан (диакон, иерей, протоиерей и т.д.) В записках об упокоении к имени добавляются пояснения: новопреставленный (если с момента кончины не прошло еще 40 дней), приснопамятный (если на эту дату выпадает день рождения или день смерти), убиенный Писать можно только имена крещеных людей
Чем отличается поминовение на разных частях богослужения
Можно подать записки на первую часть службы, которая называется Проскомидия (там за каждое из указанных имен из просфор вынимаются частицы, которые позже опускаются в чашу для причастия с молитвой о прощении грехов). А можно на основную – обедню, тогда во время литургии священнослужители прочитывают имена перед Святым Престолом. Если вы подали записки на Ектинию, имена также зачитывают во всеуслышание. Кроме того, подаются записки на молебен (молитва о здравии и помощи в различных житейских нуждах) и панихиду (молитва об упокоении).
Тот человек, который принимает записку в церкви, должен спросить, куда вы ее подаете. А если не спрашивают, то вы сами можете об этом сказать. Но это не значит, что то или иное поминовение является «особо сильным», такое утверждение, скорее, относится к области суеверий и предрассудков.
«Скорее, различие между записками, подаваемыми на разные части богослужения, связано с разной степенью нашей ответственности за тех или иных людей, – поясняет Зоя Дашевская. – На проскомидии, где происходит то самое вынимание частиц из просфор, предполагается поминовение только церковных людей. Потому что изъятие этих частиц означает, что мы с ними разделяем одну божественную трапезу – либо фактически, либо таинственно, мистически. А на других частях богослужения можно поминать всех».
Фото: Shutterstock/FOTODOM
По словам специалиста, подавая записку, нужно понимать церковный статус человека, о котором мы молимся.
«Одно дело молиться за близкого друга, о котором мы знаем, что у него добрая совесть и что он живет по правде. А другое – молиться о человеке, который ведет неправедную жизнь. Который, возможно, совершил какое-то преступление. Чтобы о таком человеке молиться, нужно сугубое дерзновение и особая сила любви. Иногда надо с кем-то объединить усилия в молитве за него, ведь по одиночке у нас может и сил не хватить», – говорит Зоя Дашевская.
«Разделяя ответственность за близких», или зачем все это нужно
Важно понимать, что молитва – это труд, и, подавая записку о поминовении, мы возлагаем на церковное собрание – на предстоятеля, на сослужащих, на весь остальной церковный народ – определенное бремя, бремя ходатайства за этих людей.
«Бремя состоит не в том, что им приходится читать длинный список, а в том, что мы вместе разделяем ответственность за жизнь людей, упомянутых в записках. Это не так, что имя написал, отдал куда-то, как в магазине – и там его где-нибудь оприходуют должным образом. Господь имеет с людьми отношения личные, и каждого Он знает по имени. Это имя мы и должны указать».
По словам литургиста, может случиться, что в каком-то храме не примут записку о человеке нецерковном.
«Но, вообще, апостол Павел говорит, что надо молиться за всех людей. В конце концов, есть даже целые молебны за людей, страдающих недугом пьянства, за тех, кто находится в заключении, или тяжелоболящих. Предполагается, что тяжелоболящие исключительно христиане бывают? Наверное, все-таки нет. В разных обстоятельствах находятся люди, и разными извилистыми путями идет их жизнь. И мы призваны молиться о них, разделять ответственность за то, чтобы их жизнь изменилась. Конечно, можно о таком человеке помолиться и самому. Никто вам это в вашей личной молитве делать не запретит. Это мера вашей ответственности, вашего дерзновения.
В конце хотелось бы вспомнить слова святого Иоанна Златоуста, епископа, церковного учителя. Он говорил о том, что мы не должны быть наивными и думать, что наша молитва за других людей такая крепкая и сильная. Это не обязательно так. То, что мы собраны вместе – вот это действительно делает нашу молитву крепкой, сильной и дерзновенной.
Это значит, что мы всегда должны стремиться нашу молитву возносить в церковном собрании. Но, конечно, и в личной молитве важно не забывать тех, кто нуждается в особом Божьем милосердии», – заключила Зоя Дашевская.