Гафт выпрыгивал на туристок с кольтом, а Гердт радовался халявному коньяку: как снимали фильм «Воры в законе»? | статьи на bitclass

В 1988 году на экраны вышел фильм режиссера Юрия Кары «Воры в законе». Это была первая в СССР криминальная драма, которая по праву занимает особое место в отечественном кинематографе. Во многом, конечно, благодаря выдающемуся Валентину Гафту, который предстал перед зрителями в непривычном для себя амплуа криминального авторитета. Впрочем, даже вор в законе у Гафта получился необыкновенно обаятельным и даже благородным. В итоге критики сочли, что образ главаря преступной банды чересчур романтизирован, но зрители шли на картину валом: за год фильм посмотрело почти 40 миллионов человек!

Смотрите фильм «Воры в законе» в 17:10 в пятницу, 14 января, на телеканале «МИР». В главных ролях: Валентин Гафт, Анна Самохина, Владимир Стеклов, Борис Щербаков, Арнис Лицитис и др.

О том, как советские цензоры «проморгали» криминальный боевик и пустили его на экраны, почему действие фильма пришлось срочно переносить из Сухуми в Ялту и чего испугались абхазские власти, а также о том, как Валентин Гафт распугивал туристов, размахивая кольтом, а на роль его жены в картине взяли простую буфетчицу – читайте в нашем материале.

«Авторитетный» прототип: с кого списан образ героя Гафта?

В основе картины «Воры в законе» лежат произведения Фазиля Искандера («Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур»), а у героя Валентина Гафта есть реальный прототип. Образ главаря мафии Артура списан с абхазского авторитета Юрия Лакобы по кличке Хаджарат, некогда державшего в страхе весь Сухуми. Режиссеру Юрию Каре однажды даже довелось побывать на допросе этого колоритного персонажа.

«Его, помню, допрашивал лично министр внутренних дел Абхазии. Что интересно, дедушка Юры был основателем милиции Абхазии. Любопытно было смотреть, как под портретом дедушки-милиционера сидит в наручниках его внук, который тоже «держит» Абхазию, но совсем, так сказать, с другой стороны…» – вспоминал кинематографист.

Кара говорил, что тогда его совершенно ошеломила воровская мораль, оправдывающая убийство и любое другое беззаконие. Он загорелся идеей снять об этом фильм, однако хорошо понимал все риски. Чтобы историю о криминальном авторитете, который держит в руках южный курортный город, пропустили на экраны, пришлось идти на ухищрения. Долгое время Кара снимал картину под неприметным рабочим названием «Чегемские рассказы». В итоге ему все же удалось выпустить фильм, но не без трудностей.

кадр из х/ф «Воры в законе», реж.Юрий Кара, Киностудия им. М. Горького Э.Т.О. «Ладья», 1988

Проблемы начались еще на этапе выбора места съемки. Изначально снимать планировали в Сухуми, но местные власти зарубили все планы на корню. Как только чиновники узнали, что прототипом главного героя станет Лакоба, они тут же дали понять: ни на какое содействие киношникам рассчитывать не стоит. «Да вы что, с ума сошли! Он и так популярен у нашей молодежи, а после вашей картины его нужно будет ставить первым секретарем обкома!» – вспоминал Юрий Кара реакцию абхазской милиции. Ну а снимать погони со стрельбой, которых в сценарии немало, без поддержки правоохранителей было невозможно.

Пришлось срочно менять локацию съемок. Выбор пал на Ялту. В фильме действие разворачивается в условном «приморском городе», но Ялта, конечно, весьма узнаваема. Так, роль шикарного особняка, в котором живет Артур, исполнило здание местного ЗАГСа, а суд, куда приезжал адвокат мафиози в исполнении Зиновия Гердта, расположился во Дворце пионеров. Ну и, пожалуй, одно из самых узнаваемых мест в фильме – это гостиница «Ялта-Интурист» и знаменитый пляж напротив. Именно там, в «зеленом» баре, работает бармен Володя в исполнении Владимира Стеклова.

Упражнения с кольтом и знакомство с настоящими мафиози

Валентин Гафт после съемок признавался: роль вора в законе оказалась для него одной из самых сложных в карьере. И это с учетом того, какой он разноплановый актер! Но вжиться в образ матерого преступника интеллигенту-Гафту и правда было непросто. Когда начались съемки, оказалось, что артист даже ни разу не держал в руках оружие.

«Помню, когда Гафту принесли кольт, он взял его осторожненько, кончиками двух пальцев, словно что-то неприятно пахнущее, – делился в интервью Юрий Кара. – Я не выдержал: «Валентин Иосифович, может, вы еще ножом и вилкой его возьмете?» «Ну, я никогда с оружием дел не имел, – ответил Гафт. – Дайте мне потренироваться». Способ тренировки он придумал весьма оригинальный: садился с кольтом в кустах, а потом внезапно выпрыгивал из них… Все бы ничего, но проделывалось все это возле гостиницы. Однажды Гафт выпрыгнул из кустов, когда навстречу шли три женщины. Те подняли крик, и вокруг «вора в законе» собралась толпа. Все не могли понять: то ли это сумасшедший с пистолетом, то ли актер Гафт…»

Да и в целом Валентин Иосифович на площадке частенько демонстрировал характер. Но самые жесткие требования он всегда предъявлял не режиссеру, оператору или другим актерам, а прежде всего – самому себе. В самокритичности и перфекционизме ему не было равных. Как выяснилось, из-за этого страдал не только Кара, но и другие режиссеры.

«Бывало, мы делали по 80 (!) дублей одного эпизода. Один раз я не удержался и говорю: «Как вы с другими-то работаете? С Рязановым, например?» Гафт отвечает: «Да сволочь он! Один дубль – и пошел вон! Не дает мне развернуться», – вспоминал Юрий Кара.

Впрочем, усилия актера и всей съемочной группы оказались не напрасными. Фильм посмотрели более 39 миллионов зрителей, а настоящие воры в законе даже признали в Гафте «своего». С одним из них актер познакомился на съемках в Ялте. Гафт внимательно наблюдал за своим новым знакомым и перенял у него некоторые повадки и фразочки («Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом» и др.).

В итоге образ мафиозного «короля» получился настолько убедительным, что после премьеры Гафта начали приглашать на криминальные сходки. Артист вежливо уклонялся, объясняя, что это – всего лишь роль. А вот Юрию Каре пришлось разбирать ворохи писем от «авторитетов», причем далеко не все из них содержали хвалебные отзывы.

«Мне приходило множество писем с текстом типа: «Что ты там наснимал с Искандером? Ерунду всякую! Приезжай ко мне в Воркуту (или в Магадан), я тебе про себя расскажу. Вот это будет кино!» Я испугался, что действительно выступлю этаким певцом воровского жанра, и не стал отвечать на письма. Может быть, зря – получил бы интересную информацию», – вспоминал режиссер.

Режиссер ревновал Самохину, а Гафт «взял в жены» буфетчицу

Главную женскую роль в картине исполнила блистательная Анна Самохина. Ей тогда было всего 24 года, и абсолютно все на съемочной площадке были очарованы юной красавицей. В жизни Самохина была куда скромнее, чем ее героиня Рита – девушка из бедной крестьянской семьи, ставшая любовницей мафиозного главаря. Но ей удалось идеально вжиться в роль страстной роковой красавицы.

Как вспоминал актер Сергей Силкин, сыгравший шофера и телохранителя Артура, даже режиссер, казалось, был неравнодушен к хорошенькой актрисе. «Мне кажется, Юра Кара был в нее немножечко влюблен – ограждал ее от любого избыточного внимания. Помню, приобнял ее вечером в шутку – прохладно уже было. Она говорит: «Согрей». И слышу, Юра кричит: «Сережа, в сценарии этого нет!»

Сам Силкин, как и многие актеры в фильме – родом из Ялты. После выхода картины его начали узнавать на улицах и просить автограф. Слава снизошла и на никому не известную Наталью Голубеву, которая сыграла жену мафиози-Гафта. Голубева не была профессиональной актрисой: она работала в одном из ялтинских кафе и изредка снималась в эпизодических ролях. Поэтому оказаться в одном кадре с такими именитыми актерами, как Валентин Гафт, Зиновий Гердт, Амаяк Акопян (он сыграл в картине роль фокусника и шулера), было для девушки невероятной удачей.

Роль у Голубевой была небольшая, почти без слов, но женщинам всего Союза запомнилась пикантная сцена, в которой она заботливо вытирает полотенцем «мужа», сидящего перед ней в расстегнутой белой рубашке. В этой же сцене присутствовала героиня Анны Самохиной. Позднее Голубева признавалась: Гафт настолько ее покорил, что ей не составило труда изобразить ревность и буквально испепелить «соперницу» взглядом.

«Все на съемочной площадке вертелось вокруг него, и все его замечаний боялись, – рассказывала Голубева о работе с Гафтом. – «Это моя жена или нет? – спрашивал он реквизиторов. – Тогда где наши кольца?» Я была в шоке – такая от него исходила энергетика: безупречный мужчина, великий актер – и в жизни он оказался еще лучше, чем на экране. И, конечно же, мне не составило труда в одной из сцен во дворе нашего киношного дома, по просьбе Юрия Кары, с ревностью и неприязнью посмотреть на свою соперницу Риту – героиню Анны Самохиной. Мне кажется, это у меня получилось».

Сползающий утюг и бесплатный коньяк для Гердта

Невзирая на общую гнетущую атмосферу фильма, который изобилует сценами драк, убийств и пыток, на съемках актеры по-настоящему веселились. Даже одна из самых пугающих сцен, в которой бандиты пытают очередную жертву при помощи раскаленного утюга, связана с забавной историей. Вот что рассказывал об этом эпизоде актер Анатолий Белевцов, которому «посчастливилось» вжиться в роль жертвы:

кадр из х/ф «Воры в законе», реж.Юрий Кара, Киностудия им. М. Горького Э.Т.О. «Ладья», 1988

«Успокою вас – ни один из фрагментов моего тела при съемках не пострадал! А вот моя жена умудрилась порезаться об этот… «ожог». Как это случилось? Утюг на животе плохо держался – сразу падал, как только я начинал «корчиться от боли». И тогда гримеры придумали пропитать марлю клеем и затонировали ее под цвет кожи. Все держалось хорошо – даже очень: Каре пришлось за шнур дернуть, чтобы утюг в нужный момент отлетел на плюшевого мишку с деньгами. Съемка закончилась поздно ночью, а тогда в Ялте с водой было плохо – отключали до утра. Ну, я думаю – утром и отмоюсь. Так и лег с «ожогом» спать – марля же к этому времени уже затвердела, как стекло. Жена во сне рукой повела и порезалась!»

Вносил свою лепту во всеобщее веселье и неподражаемый Зиновий Гердт. Артист без конца смешил съемочную группу своими прибаутками, а однажды сразил Валентина Гафта своей любовью к «халяве». Как-то раз они втроем с Анной Самохиной ужинали в ресторане, и Гафт предложил заказать коньяку. «Нет-нет, Валя, подождите. Ну что вы торопитесь? Смотрите меню спокойно», – возразил Гердт.

«Ровно через десять минут официант приносит бутылку шампанского и ставит на стол, – вспоминала Анна Самохина. «Это для вас – с того столика». Оборачиваемся – там кланяются. «Спасибо. Спасибо». Потом появляется еще шампанское. Следом – бутылка коньяку, за ней – бутылка вина. И через час полстола уставлено всевозможными бутылками. Зиновий Ефимович, довольный собой, говорит: «Ну вот, Валя, а вы собирались заказывать!»

После выхода фильма многие критики, как коршуны, набросились на режиссера: дескать, в рассказах Искандера центральное место занимает трагедия жизни человека, которого захватил вихрь опасных, темных игр преступного мира, а сам криминальный сюжет отходит на второй план. У Кары же все совсем наоборот: на первый план он вывел как раз проблемы коррупции и организованной преступности в СССР. Но этим его работа и хороша: «Воры в законе» – одновременно остросюжетный боевик и социальная драма, в конце которой автор делает неутешительный вывод: какие бы силы ни стояли у власти, коррупция и мафия всегда находят себе место под солнцем, и искоренить их практически невозможно.