Гончарное искусство: кто и как обжигал горшки на территории Казахстана | статьи на bitclass

Огонь, вода и земля. Что может соединить эти три стихии? Умелые руки мастера, работающего с глиной. Гончарное ремесло – одно из древнейших на планете. И у каждой страны своя история его развития.

Как труд превратил обезьяну в человека, так и глина помогла ему взойти на новую ступень развития. До знакомства с глиной наши прародители успешно использовали лишь палки, камни и кости – природные материалы. Первым же искусственным стала керамика. Человек создал ее своими руками, и это стало настоящим поворотным событием в истории цивилизации.

«Самые первые произведения искусства зародились еще в ледниковый период, появилась наскальная живопись и скульптуры зверей, все это носило ритуальный характер, связанный с образом жизни и магическими обрядами, которые проводились для успешной охоты. А глина и ее обработка появилась по завершении ледникового периода, в новом каменном веке, когда потеплело и люди стали менее зависимы от катаклизмов природы. Огонь стал служить не только для обогрева и приготовления пищи. Использование глины и появление керамики для нужд человечества можно назвать неолитической революцией», – говорит кандидат философских наук, искусствовед, член Союза художников Казахстана Галина Поваляшко.

Усмирять бесформенный, но пластичный материал научились повсеместно, ведь глина имеется везде. В Китае гончарное мастерство издревле находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора. В Древней Греции мастера также творили настоящие произведения искусства, оставив после себя изящные амфоры, вазы и другие изделия, известные всему миру. А некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.

«Как нельзя приписать только шумерской цивилизации изобретение колеса, так нельзя и приписать одной территории изобретение керамики. Глины везде много, но состав ее везде разный. Тонкостенный, но прочный слой дает не каждая глина. От химического состава зависело качество керамических предметов. Почему наша южно-казахстанская керамика, отрарская в частности, очень красива, прочна, имеет широкий ассортимент и функционал? Потому что в районе Отрара имеются большие залежи прекрасной, очень качественной глины», – отмечает Галина Поваляшко.

Сосуды маханджарской культуры, фото И. В. Шевниной.

На территории Казахстана первые изделия из глины обнаружены на памятниках неолита кельтеминарской, атбасарской, маханджарской культур.

фото И.В. Шевниной.

«Планомерные исследования памятников неолита начинаются А.А. Формозовым в 1940х гг. с изучением кельтеминарской культуры в Западном Казахстане, датированной концом IV – началом II тыс. до н. э. Керамические сосуды кельтеминарской культуры имеют разнообразную форму и орнаментацию. Это сосуды круглодонные, остродонные и плоскодонные с гребенчатым, гладким и накольчатым орнаментом. Кроме того, интересно, что эту посуду отличает также и состав глины, в которой выявлено значительное содержание раковины. Нахождение данной примеси в составе сосудов является маркером приаральской территории», – говорит кандидат исторических наук, научный сотрудник Национального музея Казахстана Сауле Рахимжанова.

фото И.В. Шевниной.

В Северном Казахстане керамические сосуды изготавливались по другой технологии: в глину добавлялся песок. А в Притоболье (маханджарская неолитическая культура) древние гончары в качестве добавки использовали шерсть или шамот. Сосуды имеют оригинальную форму удлиненных пропорций с шейкой, резко отогнутой наружу, и острым дном. А в технике нанесения орнамента превалирует зубчатый штамп.

На становление гончарного ремесла большое влияние оказывали предметы, попадающие в страну по Шелковому пути. Поэтому многие казахские лепные изделия того времени имеют общие черты с предметами иранского, китайского и даже японского производства. Изделия стали стараться делать не только практичными, но и красивыми. Их начали окрашивать в разные цвета и покрывать глазурью.

«Наибольший расцвет керамического искусства связан со средними веками. Изделия из глины тогда были также распространены, как сейчас изделия из пластмассы. Отрарская керамика превосходна не только по своему качеству, но и по декоративному оформлению. Была изобретена технология орнаментального декорирования цветом. Сложные приемы глазуровки позволяли наносить на обнаженный сосуд рисунок специальными красками и при повторном обжиге керамический сосуд приобретал дополнительную прочность, а декоративный узор становился более выразительным. Это очень тонкая и сложная технология глазуровки, утраченная рецептура которой позволяла мастерам создавать уникальный орнаментальный узор, за который мы ценим средневековую керамику», – рассказывает Галина Поваляшко.

В истории Центральной Азии своеобразна роль Отрарского оазиса – компактной зоны двух культур – кочевой и земледельческой. Отрарский оазис служил воротами не только на восток-запад, но также и на север-юг. Отрар известен как место рождения в 870 году великого ученого Востока Аль-Фараби и место смерти в 1405 году «Великого Хромца» эмира Тимура. В ходе раскопок позднесредневекового Отрара обнаружено немало чаш, тарелок, блюд, покрытых прозрачной и окрашенных в голубой и зеленый цвета глазурями. Собрана целая коллекция высокохудожественных чаш, орнаментированных растительным и геометрическим орнаментами.

Секреты наших предков пытались разгадать современные ученые. Но безрезультатно. Так, настоящим шедевром зодческой мысли стал мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, облицованный потрясающей красоты плиткой. Что помогло ей пережить столетия – загадка, до сих пор тревожащая умы современников.

«Существовал секрет поливной керамики (глазурь, условно говоря, поливалась), он был утерян, но он был настолько хорош, что плитки до сих пор сохранились в своем эстетическом совершенстве. Те же, которые по разным причинам пострадали, в результате войн, в советское время пытались восстановить, но они не выдержали проверки временем. Центральноазиатская керамика является прекрасным свидетельством высокого мастерства, непревзойденного по своим художественным качествам», – говорит искусствовед Галина Поваляшко.

фото А. Каменского.

Фото в статье предоставлены пресс-службой Национального музея Казахстана.

Добавить комментарий