Горный инженер объяснил возможные причины аварии на «Листвяжной» | статьи на bitclass

Авария на шахте «Листвяжная» является типовой, и ее причина — нарушение техники безопасности, заявил горный инженер Александр Балахнин 5 декабря в беседе с «Известиями».

«Такие аварии типовые. Это нарушение техники безопасности прежде всего, нарушение производства проведения работ и собственно безалаберность со стороны людей. А основная причина — экономическая подоплека. Люди хотят заработать денег. Если начальство гонит в шахту, тем более если, как на «Листвяжной», мол, не пойдете, то завтра можете быть уволены, то, конечно, напрягаются и идут в шахту, несмотря на опасность», — отметил Балахнин.

Он рассказал, что в свое время при работе на опасной шахте, в которой внезапный выброс метана мог превышать 20 куб. м на тонну добываемого угля, все шахтеры четко соблюдали технику безопасности. Проводились спецмероприятия по обеспыливанию шахты, смывали пыль, которая в соединении с метаном взрывоопасна. Специальной инертной пылью посыпали борта выработок. Следили за электричеством, которое отключается автоматически при превышении концентрации метана от 2%, так как при объеме от 2% до 9% происходит взрыв, а потом газ горит.

Копейка уголь бережет: поможет ли ЧП на Кузбассе сохранить жизнь горняков Условия оплаты труда нарушаются на многих шахтах России, отмечают эксперты

Балахнин указал, что при нарушении одного фактора системы безопасности может возникнуть искра, за которой последует серия взрывов в шахте. Он вспомнил о трагедии на шахте «Распадская» в 1983 году, где погибли 20 человек. И шахтеров специально возили посмотреть, что происходит при взрыве такого масштаба.

«Что мне там довелось увидеть — это производит очень сильные впечатления, потому что после взрыва живым в шахте остаться невозможно. Как правило, виновники погибают первыми. По степени повреждения людей там несколько факторов. <…> Давление высокое при взрыве, огонь и, если вдохнуть этот воздух, один вдох, и человек умирает от ожога легких», — рассказал он.

По его словам, последствия взрыва, где удалось побывать после аварии на шахте, были ужасными. На 3 км выработка была завалена, кровля и крепь обрушились, найти людей в таком месте спасателям тяжело.

«На шахте, где я работал, каждый шахтер имел свою степень ответственности. Если ты первый раз нарушил, тебе дают специальный предупредительный жетон. Если ты получил их несколько, то тебя увольняют и больше никто на работу не возьмет. Потому что от одного человека зависит жизнь десятков людей. И поодиночке шахта не забирает при взрыве», — подчеркнул специалист.

Балахнин напомнил, что теперь довольно низкий уровень ответственности за аварии на шахтах. В 1983 году за гибель 20 человек в тюрьму отправились 20 человек, а в 2010-м за смерть 91 человека на «Распадской» никто не сел, отметил Балахнин.

Трагедия на шахте произошла 25 ноября. Утром началось задымление. Как подтвердили в МЧС 30 ноября, в шахте произошел взрыв. В результате аварии погиб 51 человек, в том числе пятеро спасателей. Пострадали 99 человек. После произошедшего в регионе ввели режим ЧС. Всего в шахте на тот момент находились 285 горняков.

По факту произошедшего возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч. 2 ст. 217 УК РФ («Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть человека»), а также уголовное дело по факту халатности сотрудников отдела Ростехнадзора.

По некоторым данным, работники шахты неоднократно сообщали об опасной концентрации метана, но их заставляли работать. Фигурантами дел являются пять человек — руководители шахты и инспекторы Ростехнадзора.

2 декабря в ходе онлайн-совещания, которое провел президент России Владимир Путин по ситуации в угольной отрасли Кузбасса и ЧП на шахте «Листвяжная», гендиректор АО «СДС-Уголь», которому принадлежит шахта, заверил, что готов понести наказание за произошедшее.