Хоббит и маньяк: как Элайджа Вуд потерял Кольцо Всевластья, снял фильм на фарси и похищал скальпы | статьи на bitclass

По-детски невинный и в чем-то даже ангельский взгляд пронзительно-голубых глаз стал его коронной «фишкой». Ничто не выдает в нем истинного возраста, и лишь отметка в паспорте отрезвляет и шокирует давних поклонников всеми любимого «хоббита»: Элайдже Вуду стукнуло 40!

Большинство зрителей, конечно же, знают его благодаря роли Фродо Бэггинса в фэнтези-саге «Властелин колец», которая стала его визитной карточкой. После съемок в трилогии Питера Джексона другие режиссеры буквально засыпали Вуда предложениями о съемках, но актер оказался очень избирательным. В последнее время Вуд все чаще выбирает роли в независимых проектах. Он признается: деньги его мало интересуют, главное – чтобы было интересно играть.

О том, как Вуд попал на экраны через модельный бизнес, сыграл лучшего друга Тома Сойера, снялся в клипе The Cranberries и чудом попал на съемки «Властелина колец» – читайте в материале «МИР 24».

Когда он вышел на сцену, в зале воцарилась тишина

Элайджа Джордан Вуд родился 28 января 1981 года в Сидар-Рапидс, в самом сердце американского штата Айова. Он – средний ребенок в семье Уоррена и Дэбби Вуд. Его старший брат Захария – продюсер видеоигр, а младшая сестра Ханна – поэтесса и актриса. У Элайджи богатая наследственность: в нем смешалась английская, австрийская, немецкая и датская кровь.

С самого детства он был очень активным и энергичным, за это мать дала ему прозвище «spark plug» (свеча зажигания). Еще Элайджу часто называли «обезьянкой» – мальчик обожал везде лазить. Но невзирая на свою непоседливость, он был очень одаренным ребенком. С ранних лет он учился игре на фортепиано и пению, в семь лет уже выступал с местным хором. Актерский талант Вуда также проявился рано: в младшей школе он играл в спектаклях «Звуки музыки» и «Волшебник страны Оз». Тогда Элайдже едва исполнилось восемь. Но его путь в большое кино лежал через модельный бизнес.

В 1988 году мать привела семилетнего Элайджу в модельное агентство «Авант Студиос». Там его быстро заприметили, и уже через полгода Вуд вместе с мамой полетел в Лос-Анджелес на конференцию Международной ассоциации моделей и молодых талантов. Голубоглазый мальчик с ангельской внешностью покорил всех с первого взгляда. Особое внимание на него обратил один из членов жюри – Гери Скалзо.

«Там было более 200 детей со всего мира и еще 300 человек в возрасте до 30 лет, также решивших испытать удачу. Многие мои коллеги спрашивали меня тогда, видел ли я Элайджу, и меня это заинтересовало. В результате я на протяжении целого дня с открытым ртом наблюдал за ним и не мог скрыть своего восхищения его бурлящей энергией и его талантом. Единственное, чего я опасался, так это того, сможем ли мы потом направить всю эту энергию в нужное русло», – вспоминал впоследствии Скалзо.

Он не был единственным, кто остался под впечатлением от юного Вуда. Другие члены жюри рассказывали, что, когда Элайджа впервые вышел на сцену, в зале воцарилась абсолютная тишина: «Он полностью контролировал аудиторию с момента первого своего появления. Его естественное обаяние, его улыбка и харизма мгновенно покорили сердца зрителей».

Уже через пару дней Скалзо связался с семьей Элайджи и пригласил на встречу, чтобы обсудить будущее мальчика. Сам Вуд вспоминает, что до того, как побывал на фестивале талантов, вовсе не помышлял об актерской карьере: он хотел стать моделью. Но когда Скалзо предложил ему прочесть несколько монологов и спросил, хочет ли он сниматься в кино, Элайджа тут же выпалил: «Конечно! Я стану актером».

Спустя месяц семья Вудов перебралась из Айовы в Лос-Анджелес. Так Элайджа оказался в Голливуде – сердце американского кинематографа. Первые несколько лет он работал под чутким руководством Гери Скалзо, который стал его персональным менеджером.

От Гекльберри Финна до Фродо

Через полтора месяца кастингов и прослушиваний Вуд получил свою первую работу: мальчик снялся в клипе певицы Полы Абдул «Forever Your Girl», автором и режиссером которого был сам Дэвид Финчер. Затем последовали небольшие роли в кино. И пускай Элайджа возникал на экране лишь на пару минут, зато какие это были проекты! Например, его дебютом стал эпизод во второй части фантастической комедии «Назад в будущее 2». Вуд сыграл мальчика, который состязается с другом на игровых автоматах. После этого Элайджа снялся в картинах «Ребенок в ночи», «Свидетель» и исторической драме «Авалон» (все три фильма вышли в 1990-м году). В «Авалоне», который получил несколько номинаций на «Оскар», Вуд исполнил роль сына главного героя, и именно благодаря этой работе его заметили многие голливудские режиссеры и критики.

И все же первой серьезной работой юного Вуда стала роль в фильме «Рай». Здесь он сыграл мальчика, который пытается помочь героям Дона Джонсона и Мелани Гриффит пережить потерю ребенка и вернуть былую любовь и тепло в их семью. Искренность и непосредственность Элайджи растопила сердца даже самых суровых критиков: многие признали его лучшим актером картины.

В 1993 году Вуд снялся в фильме «Хороший сын», где компанию ему составила другая юная звезда – Маколей Калкин. Их тандем получился очень необычным: Элайджа сыграл роль ранимого, интеллигентного мальчика, а его партнер, которого весь мир до сих пор ассоциирует с рождественской комедией «Один дома», – ребенка-психопата, который из ревности убил родного брата. В целом картина получилась неплохой, но публика разгромила ее. Скорее всего, виной всему стало участие в фильме Калкина: зрители не были готовы к такой резкой смене его амплуа и ждали, что им вновь подадут комедию.

Но эта неудача никак не отразилась на карьере Элайджи Вуда. Напротив, следующий фильм сделал его еще более популярным и узнаваемым. В 1993 году на экраны вышла диснеевская экранизация повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», где Вуду досталась главная роль. Здесь он, прежде игравший чутких и ранимых детей с непростой судьбой, впервые примерил непривычный для себя образ хулигана. Судя по отзывам и кассовым сборам, справился он отлично.

Впереди Вуда ждали дуэты с блестящими голливудскими актерами: он снялся в драме «Война» вместе с Кевином Костнером, стал партнером Брюса Уиллиса и Скарлетт Йоханссон в фильме «Норт». В 1995 году Элайджа вновь снялся в клипе – на этот раз у популярной ирландской рок-группы The Cranberries. В видео на песню «Ridiculous Thoughts» он сыграл одинокого, бесцельно блуждающего парня, у которого нет ничего, кроме музыки, которая играет в его наушниках. Далее последовали роли в фильмах «Оливер Твист», «Ледяной ветер», «Факультет» и «Столкновение с бездной». Но мировая слава обрушилась на Вуда в 2001 году, когда на экраны вышла первая часть фэнтезийной киносаги Питера Джексона «Властелин колец».

Интересно, что на роль Фродо Бэггинса, которая прославила Вуда и сделала его кумиром миллионов, его никто не приглашал. Узнав о том, что Питер Джексон готовится экранизировать Толкина, Элайджа сам записал несколько отрывков из книги и прислал их режиссеру. Изначально Джексон собирался предложить роль другому известному актеру – Джейку Джилленхолу, но увидев игру Вуда, тут же понял: вот он – его Фродо Бэггинс. Помимо блестящей игры Элайджа обладал идеальными внешними данными для того, чтобы сыграть хоббита: юное лицо, выразительные глаза и небольшой рост – всего 168 сантиметров. Сегодня и правда трудно представить в этой роли кого-то другого.

Съемки картины проходили в Новой Зеландии, и на это время актеру пришлось туда переехать. Компанию ему составила целая плеяда выдающихся актеров: Иэн МакКеллен, Вигго Мортенсен, Кейт Бланшетт, Орландо Блум, Лив Тайлер и другие. Когда финальные сцены были отсняты, каждому актеру разрешили взять на память какой-то из атрибутов своего героя. Вуду досталось то самое Кольцо Всевластья, которое Фродо самоотверженно нес в Мордор все три фильма. Актер был так рад сувениру, что решил спрятать его как можно дальше, чтобы не потерять. И… забыл, куда положил!

Маньяк с ангельской внешностью

После съемок во «Властелине колец» все критики, как один, прочили Вуду незавидное будущее. Многие считали, что он навсегда останется актером одной роли. Похожие вещи примерно тогда же говорили о его коллеге – Дэниеле Рэдклиффе, который в свое время оказался заложником роли Гарри Поттера. Но, к счастью, оба актера сумели преодолеть эти стереотипы. Вся дальнейшая карьера Элайджи Вуда наглядно показывает: он не согласен играть только «хороших парней».

Всего за несколько лет его фильмография пополнилась несколькими работами. Так, он сыграл Патрика в «Вечном сиянии чистого разума» и Кевина в «Городе грехов». Особенно сильное впечатление на зрителей произвела его игра в криминальной драме «Хулиганы зеленой улицы», посвященной футбольным фанатам.

«Самое главное, что я усвоил после «Хулиганов», заключается в том, что иногда те люди, которые кажутся нам жестокими и отталкивающими, живут более нормальной жизнью, чем мы», – сказал Вуд об этой работе.

Стоит отметить, что в карьере Элайджи Вуда очень много психологических триллеров и фильмов ужасов. При своей кукольной внешности «пай-мальчика» он удивительным образом перевоплощается в маньяков и психопатов всех мастей, и выглядит это по-настоящему жутко. К примеру, вышедший в 2012 году хоррор «Маньяк» стал настоящей сенсацией. В нем Элайджа исполнил роль психически больного мужчины, который коллекционирует человеческие скальпы. Это кино с невероятно мрачной, гнетущей атмосферой сделано в лучших традициях жанра нуар. Конечно, вершиной искусства его сложно назвать, но то, что игра Вуда там на высоте – это неоспоримый факт.

То же можно сказать о фильме «Хроники ломбарда», где бывший хоббит вновь перевоплотился в хладнокровного маньяка. Картина состоит из трех разных новелл, сюжеты которых никак не связаны между собой: объединяет главных героев лишь местный ломбард, куда они время от времени наведываются. Элайджа Вуд сыграл утонченного интеллигента, который похищает девушек и держит их у себя в рабстве, а те, к удивлению зрителя, не особенно хотят с ним расставаться. В том же 2013-м году на экраны вышел еще один яркий триллер с Элайджой Вудом – «Торжественный финал». Здесь ему пригодилось умение играть на фортепиано: Вуд сыграл пианиста, который на этот раз сам противостоит маньяку – тот угрожает убить его семью, если музыкант допустит ошибку во время выступления.

Некоторые фильмы Вуд продюсирует сам, он даже основал собственную кинокомпанию. Одна из его продюсерских работ – вампирский фильм ужасов «Девушка возвращается одна ночью домой», снятый на языке фарси. Но зрители уже привыкли: такие странные, эксцентричные вещи – вполне в духе Элайджи.

«Я фанат хорроров. Их сейчас довольно легко снимать и продавать. Хорошие фильмы ужасов всегда начинались как независимое кино – у этого жанра богатая традиция в этом плане», – любит повторять он.

В последние годы Вуд все чаще выбирает малоизвестные и необычные проекты. Так, с 2011 по 2014 год он снимался в черной комедии «Уилфред», сюжет которой, мягко говоря, необычен. Главный герой, которого играет Вуд, страдает от посттравматического расстройства и после неудачной попытки самоубийства начинает видеть соседского пса в облике человека, который одет в плюшевый костюм собаки, без конца ругается матом и превращает его жизнь в сущий ад. Зрелище очень своеобразное, но наблюдать за игрой Элайджи в таком антураже еще интереснее.

А в 2017 году актер снялся в остросюжетной комедии «В этом мире я больше не чувствую себя, как дома». Образ чудаковатого парня-интроверта, увлеченного восточными единоборствами и повсюду таскающего с собой сюрикены, удался Вуду на пять с плюсом. Кстати, на съемках этой картины он встретил свою любовь – продюсера Метте-Мари Конгсвед, которая в 2019 году родила ему сына.