Светлана Тома – известная российская и молдавская актриса театра и кино. Она сыграла много ролей, но слава к ней пришла после выхода фильма «Табор уходит в небо». 24 мая актриса отмечает 75-летие. Mir24.tv рассказывает, как она нашла свое актерское призвание благодаря главному мужчине всей ее жизни.
Поворот судьбы: готовилась в юристы, а стала актрисой
Будущая актриса родилась в Кишиневе Молдавской ССР. Ее папа, Андрей Васильевич Фомичев, работал председателем в колхозе «Правда». Мама – Идес Сауловна Сухая – была участницей коммунистического подпольного движения в Бессарабии во время войны. Детство Светлана провела в молдавской деревне, куда семья переехала из города.
С теплотой и любовью вспоминала она эти ранние годы. Мама вела домашнее хозяйство, Светлана помогала ей с полевыми работами: сажала, полола и убирала урожай. Жизнь проходила радостно и беззаботно, с простыми развлечениями в виде катания на коньках или игры в хоккей. Однако на каникулы Светлану отправляли к сестрам матери. Здесь царила другая атмосфера: тетушки прививали Светлане правила хорошего тона и приучали к чтению классической литературы.
По настояниям тетушек Светлана решила посвятить себя юриспруденции, но судьба сложилась иначе. Однажды на троллейбусной остановке к семнадцатилетней студентке Кишиневского университета подошел молодой мужчина с выразительными темными глазами. Он назвался режиссером и предложил роль в его новом фильме. Это был Эмиль Лотяну, тогда еще неизвестный широкой публике выпускник ВГИКа.
Сначала Светлана отказалась от предложения, но ее новый знакомый проявил необычайную настойчивость. Лотяну отправился к родителям девушки и уговорил их дать согласие на съемки. Такой поворот событий оказался неожиданным для всей семьи. Поддержала дочку только мама. Так, случайным образом Светлана в 1966 году снялась в первом в своей жизни фильме. Кинолента положила начало многолетней работе с Лотяну.
Уже вскоре она бросила юридический и поступила на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), параллельно продолжая сниматься у молдавского режиссера. Среди картин этого творческого союза – «Красные поляны» (1966), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976), «Анна Павлова» (1983).
Фото: Клюшкин Виктор/ТАСС
Образ вечной цыганки
Всесоюзную славу и международное признание актриса получила после съемок фильма «Табор уходит в небо». Кинолента имела грандиозный успех, став лидером проката в 1976 году. Зрителям понравились чарующая музыка и зажигательные песни, музыку для которых написал композитор Евгений Дога. В основе сюжета – ранние рассказы Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Главную роль режиссер отдал актрисе еще на стадии написания сценария, однако она дважды проходила пробы. В фильме Светлана исполнила роль гордой красавицы-цыганки Рады, погибающей от трагической любви к цыгану Лойко.
Народ рома:Историк рассказала об удивительных особенностях цыган
Съемки фильма проходили в Карпатах. Актеры вставали в пять утра и работали до самой ночи, испытывая перегрузки от изнеможения. Лотяну был не просто требовательным режиссером, он применял своеобразный подход к организации съемочного процесса. Создавая напряженную атмосферу, он держал актеров в стрессе, чтобы передать зрителям эмоции героев. Позже Светлана признавалась, что это была ее самая сложная роль в кино.
И действительно, роль Рады досталась ей нелегко. В этом фильме она одной из первых советских актрис решилась на откровенную сцену, в которой полуобнаженная цыганка появилась перед зрителями всего на несколько мгновений. К слову, во время съемок этой сцены режиссер проявил удивительную деликатность, оставив на площадке только оператора и костюмера. Сыграть эту сцену было морально сложно, но Тома полностью доверяла своему режиссеру.
Для того, чтобы образ цыганки получился убедительным, актриса шла на настоящие жертвы. Она красила волосы в цвет воронова крыла, а гримеры каждый день накручивали ей локоны и вплетали дополнительные пряди. К концу съемок волосы пришлось обрезать.
Картина «Табор уходит в небо» стала прорывом в актерской карьере Светланы, закрепив за ней образ «главной цыганки страны» с необычной фамилией. Именно Лотяну, который привел ее в кино, посоветовал актрисе взять творческий псевдоним – «Тома», который, кстати, часто произносят с ударением на первый слог. Однако это неправильный вариант, поскольку псевдоним актриса заимствовала у прабабушки-француженки, а значит, фамилию следует произносить с ударением на последний слог.
Однако после звездной роли цыганки Рады актриса получала однотипные предложения, играя преимущественно экзотических восточных женщин. В картине «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) Светлана Тома вновь появилась в образе цыганки. Перспектива стать актрисой одной роли все больше ее угнетала. «Когда меня на каких-то форумах представляли: «главная цыганка страны» – для меня это было ужасно. И тогда я начала сниматься в бытовых амплуа. Сломала стереотип, но прорывов не было. Я ждала хороших ролей, как ждут принца, которого нет», – признавалась актриса.
В начале актерской карьеры Светлане не суждено было сыграть обычных советских женщин. Но в 1982 году режиссер Ян Фрид пригласил ее на съемки фильма «Благочестивая Марта» по произведению испанского драматурга Тирсо де Молина. Томе предложили роль сестры главной героини; ее реплики озвучивала актриса Ирина Мазуркевич, а вокальные номера исполняла сама Светлана. С тех пор в ее карьере стали появляться разноплановые роли.
Фото: Микляев Сергей/ТАСС
Любовь сквозь годы и вечная молодость
До середины 1970-х годов в профессиональной и личной жизни актрисы главным человеком оставался Лотяну, у которого она сыграла самые яркие роли. Рабочие отношения с режиссером переросли в роман, продолжавшийся десять лет. Их отношения складывались непросто. Как и все талантливые люди, Лотяну был сложным человеком, временами резким и жестким. Светлане, обладающей покладистым, мягким характером, ужиться с ним оказалось не под силу. Кроме того, Лотяну пользовался успехом у женщин, заводил многочисленные романы.
Отношения Светланы с Эмилем Лотяну так и не переросли в брак. Их роман то утихал, то вспыхивал с новой силой. Она мечтала о настоящей семье, хотела красивую свадьбу с фатой и белым платьем. Неожиданно предложение руки и сердца актрисе сделал ее однокурсник Олег Лачин, на которого она раньше не обращала внимания. Он был статным голубоглазым красавцем, который выбрал именно Светлану.
После выпуска молодых людей распределили в один театр в городе Тирасполе, где они пересекались ежедневно во время спектаклей и репетиций. Но девушка даже не думала, что станет женой Лачина. Несмотря на протесты родителей, актриса приняла предложение коллеги по театру. И снова резкий поворот судьбы: их семейная жизнь внезапно оборвалась. В 1971 году у супругов родилась дочь Ирина, но когда малышке было всего восемь месяцев, Олег трагически погиб. Светлане пришлось самостоятельно воспитывать дочь. Однако актерскую карьеру она не бросила, а ухаживать за ребенком ей помогала мама Идес Сауловна.
Впоследствии Светлана Тома еще раз вышла замуж – за драматурга Андрея Вишневского, но их брак продлился всего несколько лет и закончился разводом. По признанию самой актрисы, в ее жизни было много мужчин, но главным навсегда остался Эмиль Лотяну, который увидел в ней актрису. Она продолжала любить его всю жизнь. Между ними годами существовала особенная связь, он поддерживал актрису в трудное время, когда скончались ее родители. А когда в 2003 году не стало самого Лотяну, Светлана ощутила себя по-настоящему одинокой.
Сейчас, вопреки возрасту, актриса находится в отличной форме. Ежедневно занимается гимнастикой, летом катается на велосипеде, а зимой – на лыжах. Светлана Тома продолжает сниматься в кино, в последние годы – преимущественно сериалах. В одном из интервью она однажды сказала: «Возраста нет. Его придумал человек. Наше состояние зависит от внутреннего ощущения. Надо любить себя и вести здоровый образ жизни».