В самом центре исторического Санкт-Петербурга, на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, высится старейшая и самая роскошная гостиница северной столицы – Гранд Отель Европа. Это великолепный отель, сочетающий в себе очарование императорских времен и безукоризненный современный сервис.
Эти стены помнят весь цвет императорской России, а также аристократов, политиков и звезд, гостивших тут с конца XIX века до наших дней! Император Николай II принимал в этих стенах принца Сиама. Здесь бывали композиторы Петр Ильич Чайковский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Клод Дебюсси и Иоганн Штраус. В разное время здесь жили Иван Тургенев, Анатолий Луначарский, Иван Айвазовский, Владимир Маяковский, Максим Горький, Всеволод Мейерхольд, Бернард Шоу и Герберт Уэллс.
В наши дни здесь останавливались члены королевских семей Великобритании, Дании, Норвегии, Голландии и потомки семьи Романовых. Приезжали известные политики: Билл Клинтон, Жак Ширак, Гельмут Колль, Михаил Горбачев. А еще здесь останавливались многие артисты и музыканты. Среди них, например, Фаина Раневская, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Монсеррат Кабалье, Хулио Иглесиас, Джейн Фонда, Шерон Стоун, Элтон Джон, Уитни Хьюстон и другие.
Апартаменты Стравинского
В ресторане на крыше отеля побывал и поэт Александр Блок, который написал: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы. Вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем».
Сегодня здание и его внутренние апартаменты выглядит еще роскошнее, чем раньше. Множество архитекторов в разные эпохи трудились над его обликом. Но даже тогда, в момент открытия отеля в 1875 году, оно казалось грандиозным! Писатель Федор Достоевский не без юмора отмечал невиданный размах строительства. «Вот архитектура современной, огромной гостиницы – это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие, – писал он. – Тотчас же видно, что и мы вдруг очутились деловыми людьми». Невиданное достижение технического прогресса: гостиница уже тогда, в конце XIX века, была оборудована двумя лифтами. Одним – «во все этажи для публики и багажа», и другим – «для доставки из ресторана кушаний».
Апартаменты Кандинского
Здание и интерьеры отеля сегодня внесены в список культурного наследия. Пышный фасад, украшенный атлантами и кариатидами, оформлен архитектором швейцарского происхождения Людвигом Фонтана. В начале XX века главная лестница, интерьеры холла и ресторана были перестроены в стиле модерн, по проекту знаменитого русско-шведского архитектора Федора Лидваля. Благодаря ему в интерьере появились характерные для модерна широкие арки.
Вот уже более 140 лет этот отель играет важнейшую роль в жизни Санкт-Петербурга, а история здесь становится драгоценной оправой к современному комфорту и удобствам.
Магия благородной старины и современный комфорт
В отеле 266 номеров, оформленных в классическом стиле с использованием новейших технологий. На историческом этаже отеля расположены десять уникальных именных люксов, среди которых апартаменты «Романов», «Паваротти», «Фаберже» и другие.
Благодаря бережной реставрации, исторические люкс-апартаменты сохранили все старинные элементы декора. Сегодня петербургская элегантность императорских времен соединяется в них с современными стандартами комфорта. А название каждого номера отражает его историю и оригинальную концепцию интерьера.
Так, Апартаменты Лидваля названы в память об одном из крупнейших зодчих Санкт-Петербурга, который создавал гостиничные интерьеры в 1908-1914 годах. В номере сохранен дух, присущий эпохе Лидваля. Бережно отреставрирована лепка, украшающая стены гостиной. А в дизайне использована антикварная мебель из коллекции отеля.
Апартаменты Лидваля
Апартаменты Паваротти называются так потому, что именно в этом номере знаменитый итальянский тенор останавливался во время своих прощальных гастролей в 2004 году. Интерьер номера стилизован в духе лучших оперных театров мира – «Опера Гарнье» в Париже и итальянского «Ла Скала». В цветовой палитре преобладают золотые и красные оттенки.
Гостиница «Европейская» стала первым пристанищем композитора Игоря Стравинского после его возвращения из 48-летней эмиграции. Его музыка ассоциируется с весной и всеобщим пробуждением. Поэтому в цветовом решении Апартаментов Стравинского преобладают радостные оттенки весенней зелени.
Великий русский писатель Федор Достоевский неоднократно был гостем отеля. В Апартаментах Достоевского дизайнер выбрал свежие, но при этом глубокие и «серьезные» оттенки. В гостиной установлен массивный письменный стол, который наверняка полюбился бы писателю.
Интерьер Апартаментов Фаберже решен в лучших традициях, воплощенных в его ювелирных произведениях. В отделке преобладают розовые, лиловые и золотистые оттенки. Апартаменты обставлены мебелью светлых, почти белых тонов, инкрустированной драгоценными камнями и патиной.
Апартаменты Фаберже
Карл Росси имеет непосредственное отношение к отелю, поскольку является автором архитектурного ансамбля Площади искусств и Михайловской улицы. По его проекту был создан фасад отеля. Апартаменты Росси решены в классических для зодчего цветах – белом и желтом.
Апартаменты «Романов» названы по имени российской императорской династии, представители которой не раз бывали в отеле, а последний император Николай II устраивал в отеле дипломатические приемы. Этот номер обставлен роскошной антикварной мебелью, чтобы создать поистине дворцовую атмосферу.
Апартаменты «Императорская Яхта» названы в честь императорской яхты «Держава», которая поражала современников невиданным богатством своих интерьеров. В цветовом решении номера преобладают цвета морских оттенков.
В память о Янтарной комнате Екатерининского дворца в Царском Селе, которую иногда называют «восьмым чудом света», созданы Янтарные Апартаменты. Интерьер номера решен в теплых, характерных для янтаря тонах.
Апартаменты «Мариинские» названы в честь прославленного Мариинского театра. Они декорированы в голубых тонах, под стать интерьеру театра.
Апартаменты «Мариинские»
От русского авангарда до «Империала»
В президентском крыле отеля расположены самые большие в городе Апартаменты «Империал», а также номера, выполненные в духе русского авангарда.
Инновационные интерьеры авангардных апартаментов посвящены творчеству великих мастеров этого яркого художественного направления, сделавшего Россию лидером мирового искусства в начале ХХ века. Апартаменты названы именами художников Малевича, Кандинского, Архипенко, Родченко и Лисицкого.
Апартаменты Малевича
Геометрический рисунок шерстяных ковров в этих номерах перекликается с абстрактными сюжетами живописи, подобранной в соответствии с характерным стилем каждого из знаменитых художников. Неповторимый уют придает апартаментам обилие мягкой мебели – это и кушетки с валиками, и угловые диваны с множеством подушек, и глубокие кресла с пуфами. Для дам в каждом из люксов оборудован будуар с гардеробной, зеркалом «в пол» и изящным туалетным столиком.
Люкс-апартаменты «Империал» занимают 350 квадратных метров. Это целый дворец во дворце! Планировка щедрая и роскошная: с рабочим кабинетом, библиотекой, тренажерным залом, сауной, двумя спальнями. Плюс просторная гостиная, столовая на десять персон. А еще лаунж-бар с видами на уходящую вдаль Невскую перспективу и музыкальный зал с антикварным роялем. Особую пикантность декору люкс-апартаментов придают детали в стиле шинуазри – с использованием мотивов средневекового китайского искусства. Есть и помещения для свиты, и современная кухня, оборудованная по последней моде.
«С икрой и водкой»: ресторан как произведение искусства
И все же самым красивым местом в отеле по праву может считаться зал ресторана «Европа», оформленный в 1905 году архитектором Карлом Маккензеном. Это настоящее произведением искусства в стиле ар-нуво!
Зал ресторана «Европа»
Свет в величественный зал льется сквозь крышу, в которую встроено мозаичное панно, выполненное по эскизу знаменитого художника-витражиста Карла Бренцена. А одну из стен декорирует огромный витраж «Аполлон на колеснице» работы художника Леонтия Бенуа: сияющая колесница, запряженная четверкой лошадей, в окружении расходящихся солнечных лучей и светящихся облаков, мчит ликующего бога света и повелителя солнца.
Над главным залом ресторана расположены балконы, с которых открывается изумительный вид. А для желающих уединиться есть пять отдельных кабинетов, в которых роскошь соседствует с особым уютом.
Подлинные произведения искусства, датированные концом XIX – началом XX века, как магический кристалл, переносят посетителей ресторана в эпоху, наполненную голосами великих гостей, шуршанием шелков и блеском бриллиантов.
Впрочем, сейчас отель объединил под своей крышей уже целых четыре ресторана. Воскресные джаз-бранчи с устрицами и французским шампанским уже целых 20 лет знамениты на весь Петербург! А водочный сомелье в «Икорном баре» гениально проводит дегустации икры и водки. Современный французский прозаик и литературный критик Фредерик Бегбедер отозвался о них так: «Здесь, в «Икорном баре» Гранд Отеля Европа, я попробовал лучшее блюдо на свете. Это блины с красной икрой и рюмкой холодной водки. Фантастика! Во Франции не умеют готовить Сrepes, они там слишком толстые, а в России – пропеченные, тончайшие, хрустящие. Со сметаной, обжигающе горячие – я запомню это на всю жизнь!».