История на колесах: как грузинские коллекционеры охотятся за легендами советского автопрома | статьи на bitclass

Охота за автобусами, грузовиками, тракторами и легковыми автомобилями времен СССР в Грузии продолжается. Коллекционеры готовы отдать круглую сумму ради того, чтобы приобрести доживающие свой век машины. Многие из тех, для кого дороги раритеты, может, даже и не помнят, когда же этот транспорт ходил по городам и селам: или были совсем маленькими, или еще не родились.

Львовский красавец на гурийской земле

ЛАЗ-695 в ожидании второго дыхания. Легендарный автобус, который выпускался на заводе во Львове, был одним из массовых в СССР. В Грузии ЛАЗы ходили и по городским маршрутам, и по междугородним. В селе Земо Шухути, расположенном на трассе, ведущей из Гурии в Батуми, этот автобус виден водителям и пассажирам проезжающих автомобилей. Многие останавливаются для того, чтобы сфотографироваться на фоне теперь уже редкого экземпляра. Как говорит владелец раритета Зураб Беридзе, в период туристического сезона у автобуса выстраиваются очереди.

«На этом автобусе работал мой отец. Тридцать лет крутил баранку. Маршрут Кутаиси – Ланчхути – Батуми. А так как наш двор прямо на трассе, он никогда не оставлял его в гараже. После рейса приезжал домой, здесь же ремонтировал, а я вместе со сверстниками его мыл, убирал, доводил до блеска», – говорит Зураб Беридзе.

В начале двухтысячных автотранспортное предприятие расформировали, а автобус так и не списали. «Достояние республики» переоформить так и не удалось. Автобус повис в воздухе. Вроде нигде не числится, но реально он есть. Зураб долго ходил по инстанциям для того, чтобы привести в порядок документы. Однако чиновники разводят руками – транспорт нигде не числится, поэтому приватизировать его невозможно.

«Я давно хотел и хочу его отреставрировать. Но для этого необходимо отвезти его в мастерскую. Однако автобус своим ходом не поедет. Нужно везти на специальном тягаче. Без документов передвигаться нельзя. Полиция оштрафует», – говорит Зураб Беридзе.

Так и застрял ЛАЗ во времени и пространстве. Кстати, Зурабу коллекционеры предлагают большие деньги за машину. Однако, узнав о проблемах с оформлением, опускают руки. Между тем, машина ржавеет и вот-вот превратится в груду металлолома.

Такси из 60-х

«Волге» ГАЗ-21 повезло больше. Старушка вот-вот окажется в боксе для реставрации. Около сорока лет она честно трудилась. Пригородное такси. Трафарет «Тбилиси» сохранился до сих пор. Водитель несколько лет назад пересел на иномарку. Однако пенсионер решил не расставаться с железной подругой.

«Мой сын настоял на том, чтобы «Волгу» мы отреставрировали. Отмечу, что удовольствие это не из дешевых. Но после того, как машина обретет вид, мы будем возить туристов на экскурсии. Думаю, что расходы быстро окупятся», – говорит Вахтанг Лобжанидзе.

Труженики села

Хочешь увидеть весь советский автопором – отправляйся в Кахетию. Там до сих пор «бегают» лекговушки эпохи СССР. «Москвичи», «Жигули», ГАЗы и УАЗы. Практично, экономично, а самое главное – привычно. Вторую молодость «автопенсионерам» дают местные умельцы. Однако машины на селе нужны не для коллекционирования. Они – надежные помощники по хозяйству. И до виноградника довезут, и до персикового сада. Испортятся в дороге – не беда. Водители так хорошо знают характер своих машин, что могут починить с закрытыми глазами: ведь постарели вместе. У шумного рынка в Гурджаани стоянка такси. Все машины родом из Советского Союза.

«Я пенсионер. У меня две машины 2103. Одну покупал для себя, вторую – для супруги. Она в свое время была агрономом. Теперь за руль садится редко. Занимается хозяйством. А я подрабатываю. От рынка до близлежащих сел довожу пассажиров. Плата символическая – доллар с пассажира. Если машина наполнится, то получу 3-4 доллара. За день можно сделать рейсов 10. Так что мои машины до сих пор меня кормят», – говорит водитель такси Гоги Квириашвили.

Увы, в Грузии не осталось ни одного трамвая. Этот вид транспорта в Тбилиси появился в конце XIX века. А в 2006 году трамваи и троллейбусы были упразднены. Машины разрезали на части и продали в соседнюю Турцию как металлолом. А вместе с ними провода, рельсы, контактные системы и подстанции. О том, куда и в чей карман пошли вырученные деньги – ничего неизвестно. Идея создания музея истории транспорта в Тбилиси повисла в воздухе. О том, какие машины возили пассажиров, теперь можно будет узнать только по фотографиям и кадрам из кинохроники.