Духовые музыкальные инструменты – обязательная составляющая симфонических оркестров, без них не обходятся выступления музыкантов на концертах – от джазовых до классических. И при этом для их производства и обслуживания требуется работа мастеров, которые годами шлифуют свои профессиональные навыки, чтобы музыканты могли играть, а слушатели наслаждаться музыкой. О том, как проходит реставрация музыкальных инструментов и почему для их ремонта важно самому играть на сцене, корреспонденту Mir24.tv рассказал мастер «Ателье Гончарова» Евгений Малых.
От студенческого общежития к собственному производству
Изначально ателье возникло из ремонтной мастерской 10 лет назад. Его основал Владислав Гончаров, который начинал как единственный работник своей мастерской. Первым местом для ремонта инструментов стала комната в общежитии Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в которой тогда учился Владислав. За несколько лет предприятие превратилось в ведущую мастерскую по ремонту и реставрации духовых музыкальных инструментов. А три года назад мастерская доросла до собственного производства, которое открылось в Нижегородской области. Сейчас ателье производит более 500 инструментов в год. Для сравнения: по данным консалтингового агентства Discovery Research Group, в 2020 году в России было произведено 9 245 духовых музыкальных инструментов.
«В 2021 году ателье получило статус отечественного производителя инструментов, что помогло заметно расширить рынок сбыта. Из духовых инструментов мы пока единственные производители, получившие официальную лицензию», – рассказывает Евгений.
В прошлом году появилось Распоряжение Правительства РФ от 10 сентября 2021 г. № 2526-р «О закупках музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств». Благодаря этой мере поддержки ателье нарастило производственные масштабы и смогло поставлять инструменты для комплектации детских духовых оркестров.
«На данный момент локализировано на 100 % производство только одного инструмента – фагота. При этом из всей линейки духовых инструментов – это самый сложный инструмент. Во-первых, он один из самых дорогостоящих, а во-вторых, его производство технологически очень сложное. Дерево для фагота выдерживается 10-15 лет. В качестве материала для древесины используется белый клен (явор), который специально закупается на Кавказе. Таким образом, от древесины до винтика в фаготах – все отечественного производства», – подчеркивает мастер.
Что касается медных духовых инструментов, то собственные токарные станки с ЧПУ оборудованием из Японии, Германии, Швейцарии и Тайваня дают возможность контролировать качество и изменять параметры деталей под запросы заказчиков. Часть комплектующих приобретается на фабриках французской компании Buuffet-Group, а также словацкой фирмы Bach.
О духовых музыкальных инструментах
Ателье производит порядка 50 наименований духовых музыкальных инструментов, которые делятся на деревянные и медные. К первым относят в основном кларнеты, саксофоны, флейты, гобои и фаготы. Ко вторым – трубы, тромбоны, валторны и тубы. Каждое семейство инструментов включает родственные модели, к примеру, саксофоны делятся на альт, сопрано, тенор и баритон. Все они производятся в ателье.
Деревянные духовые инструменты генерируют звук в результате колебаний заключенного в них столба воздуха. Высота звучания определяется в них размерами: чем больше заключенный в них объем воздуха и соответственно медленнее его колебания, тем ниже издаваемый инструментом звук. И наоборот, чем меньше объем воздуха, тем выше издаваемый инструментом звук. Дополнительно высота звучания регулируется специальными клапанами. Несмотря на название, многие деревянные духовые производятся из других материалов: пластика, алюминия и даже стекла. Например, саксофон, который относят к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.
Медные духовые инструменты называются так потому, что их первые представители изготавливались из меди, однако сейчас в производстве используют латунь, серебро и дюраль. Высота звука в медных духовых регулируется положением губ, силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), которые открывают и закрывают дополнительные трубки инструмента.
О ремонте инструментов и частых поломках
У каждого инструмента процесс эксплуатации занимает разные сроки. Многое зависит от качества ухода. Допустим, если взять саксофон, то как минимум раз в год его необходимо регулировать и примерно раз в 5 лет инструменту необходим капитальный ремонт. Что касается медных инструментов, то срок от начала эксплуатации до капитального ремонта увеличивается до 10-15 лет, в зависимости от того, как обращаются с инструментом.
«Знакомство с музыкальным инструментом начинается с поверхности. Покрытие инструмента может быть лаковым или гальваническим. Гальванику наносят серебром, золотом, родием и другими металлами. Это необходимо для того, чтобы защитить поверхность инструмента. Например, частым материалом является латунь, которая сильно окисляется, в результате чего инструмент теряет свой облик. Состояние защитного покрытия еще зависит от уровня кислотности (pH) человеческих рук, проще говоря – от потливости. Бывает, что спустя 2 месяца после того, как человек начинает играть на саксофоне, защитное покрытие сходит в местах, где руки соприкасались с металлом. И подновлять покрытие приходится тогда несколько раз в год», – говорит Евгений.
Музыканты, опередившие свое времяНоваторы, изменившие мир музыки от классицизма до электроники
Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание инструмента в рабочем состоянии. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление исполнительских качеств инструмента. У медных инструментов наиболее распространенными дефектами являются вмятины на поверхности металла и пайка соединений.
Металл у них достаточно тонкий, от 0,25 до 0,6 мм, особенно на раструбах и мундштучных трубках, и легко подвергается механическим повреждениям. Что касается деревянных инструментов, то поломки случаются в регулировке механизмов, что связано с большим количеством клапанно-рычажных элементов (на саксофоне – до 25 клапанов). Каждый клапан должен четко работать и сам по себе, и в коннекте с другими клапанами.
Иногда вместо ремонта требуется модификация инструмента. К примеру, бывает необходимо изменить звучание на трубе. Для этого заменяют раструб, мундштучную трубку или меняют покрытие, вплоть до полного обезлачивания поверхности – некоторые музыканты верят, что так улучшается акустика инструмента. По словам мастера, «профессиональные музыканты склонны считать, что каждая мелочь имеет значение для инструмента. Бывает, что маленькие металлические пластинки крепят к основному телу инструмента. Это, по мнению музыкантов, заставляет инструмент играть лучше благодаря дополнительным вибрациям, доступным для самого тонкого уровня профессионального слуха».
О редких музыкальных инструментах
«На моей практике как мастера медных духовых инструментов попадался экземпляр начала XVIII века. Это была труба, которая в фактическом состоянии плохо сохранилась, но с помощью современных технологий нам удалось восстановить корректную работу пистонного механизма (вентиля для регулирования подачи воздуха), не меняя в основном действующие запчасти. Затем гальваническим покрытием мы придали ему вид почти нового инструмента», – вспоминает Евгений.
По словам мастера, самым дорогостоящим видом ремонтных работ является покрытие защитным слоем. В зависимости от материала покрытия инструмент можно сделать дороже в несколько раз, например, покрыв трубу слоем платины или 24-каратным золотом.
Мастера – это не только ремесленники, но и музыканты
Все работники реставрационного ателье имеют музыкальное образование, а также играют на музыкальных инструментах. Поэтому каждый мастер не только ремонтирует инструменты, но и самостоятельно проверяет свою работу и настраивает инструмент перед сдачей заказчику. Иногда бывает, что в сложных случаях проводятся коллективные тестирования инструмента. Для этого собираются консилиумы: например, несколько саксофонистов по очереди пробуют инструмент на исправность и качество звучания, после чего каждый высказывает свое экспертное заключение по улучшению качества выполненных работ. Тем самым мастера могут корректировать работу друг друга и совместными усилиями выявляют недоработки, которые исправляет мастер, непосредственно работающий с этим инструментом.
И, разумеется, мастера ателье играют в музыкальных оркестрах. Один из мастеров ателье – Станислав Пялов – выступает в составе Российского квартета саксофонистов. При этом Станислав является сертифицированным мастером по ремонту саксофонов и доводке мундштуков.
Как музыкальные мастера становятся профессионалами
В основном мастера по ремонту музыкальных инструментов, работающих в России, являются самоучками. Тем не менее специалисты ателье получают профессиональный опыт на стажировках в Европе. Полученные в ходе обучения за границей навыки мастера передают молодым ребятам, которые приходят работать в мастерскую.
Ритмы для здоровьяКак музыка Моцарта лечит эпилепсию?
Евгений говорит, что лично он учился сборке и ремонту инструментов на заводах Юргена Фохта и Энгельберта Шмида в Германии – по тромбонам и валторнам, соответственно. Несколько мастеров проходили стажировку на заводе «Selmer» во Франции и стали сертифицированными специалистами. Эта компания-производитель музыкальных инструментов основана в Париже в 1885 году Анри Сельмером и считается одним из ведущих в мире производителей высококачественных деревянных и медных духовых инструментов. Наибольшую популярность у музыкантов завоевали их фирменные саксофоны.
Как отмечает Евгений, в стране существуют ассоциации фортепианных и скрипичных мастеров, но ассоциация духовых мастеров пока не создана. Поскольку производство музыкальных инструментов в основном перенесено в Россию, индустрию необходимо обслуживать профессионалам. Поэтому среди работников ателье появилась подобная инициатива – создать отечественное профессиональное сообщество, как это распространено в Европе, где развита сеть мануфактур и мастерских, объединенных в Гильдию музыкальных мастеров.