Как «Алые паруса» стали символом прекрасной эпохи? | статьи на bitclass

Начало XX века в российском искусстве было поистине волшебным. Это тяжело отрицать, особенно на контрасте с тем, что ожидало всех художников – в широком смысле слова – спустя всего пару десятилетий. Пока весь мир упивался зарождающимся постмодернизмом, деконструкцией всего, что так долго развивалось в Европе, но так и не спасло ее от Первой мировой войны, в России шли иным путем. Да, безусловно, базисом была вся та же предпосылка о несостоятельности современной культурной парадигмы, но цель была другая. Не разрушить, а создать что-то новое сверх.

На протяжении всего XIX века Россия будто накапливала свой интеллектуальный капитал. Каждое десятилетие дарило все более совершенных художников, музыкантов, но в первую очередь, конечно, писателей и поэтов. Первые два десятилетия новой столетки благодаря этому взорвались невиданным ранее обилием талантливых людей. Им было тесно в существующих рамках. Ведь никто не называет Сергея Есенина «новым Пушкиным», а Максима Горького «вторым Достоевским». Они – другие. Акмеисты, футуристы, имажинисты, младшие и старшие символисты, не важно. Главное, что у них получалось проложить дорожку к сердцу читателя в совершенно новых формах.

Кадр из фильма

Впрочем, новых, да не совсем. Если положить перед человеком, который никогда не слышал об Александре Грине, книгу «Алые паруса», сможет ли он определить, когда повесть была написана? Что это, романтизм начала XIX века? Символизм начала XX-го? Может, новая искренность, которая разрослась ближе к концу прошлого века? Наверное, все вместе. Грин написал вневременную книгу, которая покажется актуальной человеку из любой эпохи. В конце концов, что может быть более современным каждому веку, чем мечта?

Посмотреть советскую экранизацию «Алых парусов» можно будет в пятницу, 17 сентября, в 17:05 и в воскресенье, 19 сентября, в 7:05 на телеканале «Мир».

Так почему же все-таки «Алые паруса» и что они символизируют? Чтобы ответить на этот вопрос, придется углубиться в черновики писателя. Он называл повесть «феерией». И не просто так. Эта книга должна была стать его откровением, главным произведением в жизни. Сначала она вообще была посвящена конфликту автора с собственным литературным талантом. В поисках какого-то синонима ликованию от творчества, Грин отправился в город, где на одной из витрин и обнаружил ту самую лодочку с парусом. Правда, белый шелк показался писателю слишком скучным. Нет, полотно непременно должно быть красным. Вернее – алым.

Кадр из фильма

Первоначально в книге главный герой должен был рассуждать о тонкостях восприятия и о том, как писатель продумывает сюжет и реализует свой замысел, где находит образы. Алые паруса должны были стать катализатором творческого процесса для главного героя. У этого есть интересная подоплека: на самом деле полотнище корабля, по замыслу Грина, оставалось белым. Просто персонажи книги видят его на закате, когда Солнце багровеет на самом горизонте, окрашивая все вокруг в кроваво-алый цвет. Приглушенный шум моря, яркий свет, переливающиеся красным паруса – все это должно было помочь герою начать работать над своими произведениями.

А затем Грину пришла в голову еще более интересная мысль. Ведь действительно, никто и никогда алые паруса на свои суда не ставит. Это дорого и непрактично. Зато красиво и захватывающе. Главный герой хотел увидеть что-то подобное, что-то столь же потрясающее, вот и принял эффект от заката за настоящие алые паруса. Это великолепная метафора исполнимости мечты, которая в конечном итоге в глазах смотрящего и в руках делающего. Так изменилась тема повести.

Главный герой феерии, несмотря на то, что кажется на первый взгляд, вовсе не девочка Ассоль. И даже не Артур Грэй. Их ветка, пусть и занимает большую часть страниц, является побочной. На самом деле это повесть о старике Эгле, собирателе песен, легенд, преданий и сказок. То есть, по сути, авторе. Вспомните, ведь именно он рассказывает Ассоль о некоем корабле с алыми парусами, который он якобы придумал и обманул бедную девочку. Ничего он, конечно, не придумывал. Это он должен был стоять на берегу моря по первоначальному замыслу Грина. Это он видел судно с белыми полотнами, которое озарялось солнцем и казалось кроваво-красным. И в первую очередь ему нужно, чтобы Ассоль действительно забрал принц на таком корабле. Потому что только тогда его произведение, пересказанное девочке в лесу, обретет хоть какой-то смысл, подарит хотя бы одному человеку счастливую жизнь. Можно ли автору мечтать о большем?

Кадр из фильма

Впрочем, конечно, речь вовсе не о судах и принцах. Ассоль просто дарят смысл жизни. С самого начала повести читателю показывают, как несчастно она живет. Никому не пожелаешь такой жизни, как у дочки моряка, которого ненавидит весь город. В результате с детства у нее вырабатывается защитный механизм. Героиня живет в мире сказок, она постоянно о чем-то мечтает и переносит себя из жестокого мира в собственные сны. Чтобы выйти из этого состояния, ей просто необходим некий образ из жизни, которыми и становятся алые паруса, а вернее, само Солнце. Всю дальнейшую жизнь, с момента встречи с Эглем, она посвящает стремлению к нашей звезде. Недаром Грин дал ей столь символичное имя – Ассоль. Будто «к солнцу» по-латински. Мечта о счастливой жизни, которой она никогда не знала, мечта о солнце, мечта о принце – все это двигало главную героиню день за днем, пока она трудилась, собирая игрушки на продажу, пока выживала в том мире, в котором она родилась, но не хотела бы рождаться.

Артур Грэй, в свою очередь, стал для Ассоль проводником в новый, счастливый мир. И сделал это максимально правильным способом. Да, он действительно просто влюбился в девушку и хотел забрать ее себе в жены, но ведь принцу ничего не стоило просто снарядить красивый королевский корабль, приехать к возлюбленной и попросить у нее руки и сердца. Или, в конце концов, прийти к ней домой пешком. Нет, Грэй подслушивает разговор о мечтах девушки, о ее вожделенных алых парусах, и намеренно покупает красную ткань, чтобы водрузить ее на свой небольшой корабль. Он хочет не столько жениться на девушке, не столько увезти ее с собой в страну, где он наследный принц, сколько реализовать ее мечту, ее желание. Довезти Ассоль до Солнца. Он становится вторым элементом в паззле, который дарит душевный покой главному герою Эглю. Ассоль была той, кто искренне поверил в его сказку и сделал ее смыслом своей жизни, спасительной веточкой из серого мира, а Артур Грэй не просто сам спас девушку. Он воплотил сказку. И это главный итог произведения.

Грин считает, что человека от его мечты отделяет толстое и мутное стекло реальности. Через него очень тяжело увидеть то, что делает нас по-настоящему счастливыми. И Ассоль, и Грэй, и Эгль сумели в какой-то момент посмотреть сквозь эту линзу, пусть и каждый со своего особого ракурса. Алые паруса – это не просто символ мечты. Это чудо. А, как мы знаем из повести Грина, «чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя».