Езиды – это один из древних народов мира. Они считают себя прямыми потомками вавилонян. На протяжении тысячелетий представителям этого народа удалось сохранить свою самобытность – религию, язык, культуру. Езиды – единственный народ, который не менял своей религии и остался верен язычеству. Историческая родина езидов – Месопотамия, а главная святыня – храм Лалеш при мавзолее Хаади в Северном Ираке. Езиды называют свою веру Шарфадин.
Общество езидов – достаточно закрытое, они никого не отпускают и не впускают к себе. Стать езидом невозможно, им можно только родиться. На Кавказ езиды пришли из Северного Ирака еще в период Средневековья. В Армению езиды начали приходить еще с конца XIX века, после гонения турок Западной Армении (Анатолии), которая сейчас находится на территории современной Турции. Тогда в Османской Турции были убиты свыше миллиона армян и около полумиллиона езидов. Потомки спасшихся и депортированных езидов основались в Араратской, Армавирской и Арагацотнской областях. Село Рья-Таза населено в основном езидами. Это самое холодное место Арагацотнской области, снег здесь тает только в мае. Но для езидов это комфортные условия. Они исторически жили высоко в горах, так что к холоду им не привыкать.
Дом Нвера Шавешяна построил его дед почти сто лет назад. Стоит крепко. За это время практически не изменился и быт этой семьи. Езиды до сих пор живут по старинным обычаям. Печку топят брикетами из сушеного навоза.
Хлев, где мирно сосуществуют козы, овцы, коровы и куры, оборудуют за стеной кухни, чтобы животным было теплее. Семья живет в основном натуральным хозяйством, меню состоит только из тех овощей, которые выращивают в поле. А вызревает в суровом климате немногое: картофель, капуста, лук, зерно.
«Пшеницу мы моем, сушим и перемалываем каменными жерновами, которые мне достались от свекрови. Зимой готовим наш езидский обед – густой суп из мяса ягненка, молотой пшеницы и зажарки с луком. Знаете, я вышла замуж в 16 лет, несмышленной была, вести хозяйство меня научила свекровь», – рассказывает жительница села Рья-Таза Лариса Усубян.
Обряд похищения невесты
У езидов принято рано выходить замуж. В 18 лет девушка уже считается старой девой. Будущий супруг Ларисы нравился ей, но она мечтала о пышной свадьбе. Однажды ночью Нвер вместе с друзьями похитил Ларису через вентиляционное отверстие на крыше.
Ночью с друзьями проникли в дом невесты и выкрали спящую девушку. Так что свадьбы не было. Но Лариса не в обиде, они с мужем живут счастливо. Невест похищают и сегодня, но делается это по обоюдному согласию, в основном, в том случае, если стороны не готовы к пышной свадьбе из-за траура в семье или по другой причине.
Зато дочерям и невесткам семья Шавешянов организовала пышные свадьбы по всем канонам. Самый любопытный обряд – когда жених кидает яблоком в невесту. Смысл этого обряда в том, чтобы жена помнила о грехе Евы и не пыталась его повторить.
У езидов три касты – шехи, пиры – духовные лица, священнослужители и мирды – миряне. Обряд венчания совершают шехи и пиры, и чем больше духовных лиц будет приглашено на свадьбу, тем престижнее. Брак между кастами запрещен. Выбирать спутника жизни для своего ребенка должны родители. Езиды считают, что жизненный опыт и желание обеспечить своего ребенка достойной, обеспеченной жизнью редко бывают ошибочными. Об этом свидетельствует и тот факт, что разводов среди езидов почти не бывает.
Приданое невесты родственники жениха должны забрать в день свадьбы, поэтому отец жениха приезжает на большой машине, ведь ему нужно увезти мебель, бытовую технику и одежду невесты. Главное место в приданом занимает расшитая бисером подушка невесты. На подушке красуется Малак-Тавус – верховный ангел езидов. Жениху предлагают выкупить подушку невесты, после чего она всю жизнь украшает главную святыню в доме – Стер. Это стопка одеял и матрацев, набитых шерстью белых овец.
«Мы поклоняемся стеру, целуем край одеяла три раза. Эта постель только для гостей, а гость для нас – святой. Кроме того, здесь отдыхают ангелы. У нас много ангелов, одни хранят домочадцев, другие – хлев. Ночью перед сном открываем край стера, чтобы ангелы могли свободно передвигаться. И мы обязательно просим прощение у них каждый раз, когда расстилаем постель», – рассказывает директор средней школы Рья-Таза Назик Какоян.
Религия езидов
Езиды – верующий народ. Они язычники, но их вера мало изучена. Езиды – солнцепоклонники и в тоже время верят в Бога и его семерых помощников-ангелов. Главный из них архангел Павлин – Малак Тавус. В селе Акналич стоит большой езидский храм – Куба Мере Диване.
«Мы – солнцепоклонники, это ветвь язычества, раньше все народы были язычниками, но потом поменяли свою веру, а мы остались верны древним учениям. Езиды пришли на Кавказ из Северного Ирака в период Средневековья. Главной святыней для нас служит храм при мавзолее Хаади в Лалеше, он стоит в Ираке. Для каждого езида честь посетить святой Лалеш», – говорит езидский шех Роман Ибрагимян.
Сами езиды называют свою религию Шарфади. О ней почти ничего не известно, потому что учение передается в основном устно среди езидов. В 2017 году езидский меценат Мирза Слоян в память о святилище в Ираке построил в Армении самый большой в мире езидский храм. Огромные глыбы белого мрамора и гранита привозили из Ирана.
«Дядя часто рассказывал мне, как наблюдал за своими армянскими друзьями, у которых была возможность молиться в церкви. И он мечтал построить храм для езидов. Он два года строил нашу церковь. И вот в 2017 году завершил строительство и вскоре после этого скончался. Его тело покоится на территории комплекса», – говорит племянник мецената Мирзы Слояна Мраз Слоян.
Каждый малый купол храма символизирует ангела, а большой – архангела. А по краям – тонкие позолоченные изображения Солнца. Солнце символизирует свет и надежду на мирную жизнь. История езидов – это постоянные битвы за свою историческую землю, которую они, увы, потеряли. Во дворе храма стоят памятники езидским героям, которые вместе с армянами вели освободительную борьбу сто лет назад. Среди них известный полководец Джаангир-ага. Он участвовал в сражениях при Карсе и Игдире. Вместе с армянским народом езиды боролись за освобождение своих земель. Джаангир-ага был грозой турок, участвовал в сражениях при Баш-Апаране и Сардарапате. Спас сотни детей от гибели, привез их в Гюмри. Со своим отрядом в полторы тысячи всадников Джаангир-ага отрезал туркам путь к Еревану. Так что он всеобщий герой.
Изучение родного языка и культуры своего народа
Езиды трепетно относятся к родному языку. В семье говорят на езидском, дети знают его с рождения. Армянский начинают изучать, готовясь к школе. У езидов в старину не было фамилий, детей называли по имени отца. Но когда началась масштабная перепись населения, езиды в знак любви к Армении записали фамилии на армянский лад, прикрепив в конце частичку – ян. Армяне тепло относятся к езидам, помогают им сохранять свою культуру.
В Армении с первого по 9-ый классы езиды изучают свой родной язык и литературу. Таких школ в стране больше тридцати. Издаются учебники и художественная литература на езидском языке.
Современная жизнь езидов
У езидов всегда были большие семьи: 10-15 детей. А прокормить их было нелегко, поэтому женщины умеют готовить буквально из любого растения.
«У моей бабушки было десять детей, у мамы – тоже, а я родила только пятерых. Конечно, современная жизнь накладывает отпечаток на нашу жизнь. Сейчас стало намного комфортнее. На дальних пастбищах у фермеров хорошие условия: стоят домики, есть генераторы, не то что раньше жили в палатках. Но мы стараемся сохранять наши традиции», – рассказывает жительница села Ферик Лида Мамоян.
Жизнь езидов, которые живут в равнинной местности, несколько отличается от суровых условий горных районов. Лида Мамоян вместе с сельчанами с наступлением весны ходит в поле собирать дикие травы и растения. В Армавирской области принято готовить суп из авелука – конского щавеля. Зеленые листья заплетают в косы и высушивают на зиму.
«Авелук полезен для тех, у кого проблемы с желудком. Он согревает в холодную зиму и придает сил. Авелук нужно один раз отварить, воду слить и только потом варить до готовности, так уйдет горечь. А потом просто добавляем молотую пшеницу и зажарку из лука», – говорит Лида Мамоян.
По традиции у езидов только женщины занимались домашним хозяйством. И даже сложился стереотип, что их до сих пор не пускают работать. Но это не так. Девушки сейчас решают сами, кем им быть. 14-летняя Анжела Шароян из села Ферик решила получить высшее образование, а еще попробовать свои силы на сцене. Родители поддержали ее. Сейчас Анжела играет в первом в мире езидском театре. В постановке задействованы только езиды. У многих нет актерского образования.
Автор театрального проекта «Рядом с езидами» Грета Алексанян в поисках актеров для постановки ездила по селам, рассказывала о своей идее, приглашала в театр. И езиды поверили ей, и поддержали.
«Когда я изучила их быт, религию, традиции, то поняла, что необходимо создать театр и с подмостков донести культуру езидов на их родном языке. Мы назвали театр именем известного мима, езида по национальности, Арсена Поладова», – говорит автор проекта «Рядом с езидами» Грета Алексанян.
Езидский театр делает только первые шаги, у них нет помещения. Культурный центр в Эчмиадзине пошел навстречу творческому коллективу и предоставил им небольшую сцену.
«Есть один общий язык, язык чувств, восприятия. Для того, чтобы смотреть эту постановку, необязательно знать езидский, я был потрясен, все понял без слов. Война – это зло, но тут есть интересное решение, даже в горе рождается любовь, которая дарит надежду», – говорит директор Дома «Мачаненц» Григор Мачаненц.
Следующая постановка будет основана на богатых традициях езидов, Грета уже приступила к написанию сценария. В первую очередь расскажет о праздновании Нового года – Чармаша Сарсале – одного из четырех главных езидских праздников. Хозяйки испекут клоч – сладкий хлеб, похожий на гату. В отличие от армян, которые тоже пекут гату, езиды оформляют края теста сладкой лепешки в виде лучей солнца. Будучи язычниками, они обязательно кладут бусинку в тесто. Кому она попадется, тому и улыбнется солнце – удача. В этом году езидский Новый год выпал на 17 марта.