Как подготовить ребенка к началу учебного года? Советы психологов | статьи на bitclass

Совсем скоро начнется новый учебный год. Многие школьники рады этому, с энтузиазмом готовятся к встрече с одноклассниками и учителями или мечтают обрести новых друзей. Но для некоторых детей 1 сентября – совсем не такое уж радостное событие. Они испытывают тревогу, сомнения в своих силах, полны переживаний и разнообразных страхов. А кто-то просто тоскует при мысли об окончании летней вольницы.

Психологи утверждают, что для подавляющего большинства школьников окончание каникул и начало затяжного учебного марафона – это стресс разной степени тяжести. В интервью корреспонденту «МИР 24» они рассказали, как помочь детям подготовиться к 1 сентября, а также адаптироваться к школьному режиму жизни.

Родительские страхи как демотиваторы

Проанализируйте, что и как вы говорите родственникам и друзьям по поводу начала учебного года. Очень часто родители буквально программируют своих детей на негативные ожидания и тревогу, поскольку сами они волнуются и передают свое состояние всем вокруг, а детям в особенности.

«Перед первым сентября у родителей растет тревога: как их ребенок войдет в новый учебный год, как будет учиться? – говорит психолог Оксана Суржина. – Я уточняю, именно у родителей. Дети в большинстве своем ждут первый учебный день как возможность встретиться со школьными друзьями. Особенно в наши дни, когда учебный год они заканчивали в онлайн-формате, видя друг друга лишь в окошках Zoom’а. Ведь школа – это не только учеба, но и общение, друзья. Взрослым прежде всего нужно успокоиться самим. Ваша тревога передается детям».

С этой точкой зрения целиком согласна психолог Ирина Скотникова. «Не дайте тревогам о будущем вашего ребенка овладеть вами, тем более в самом начале школьной жизни. Не бойтесь заранее, что когда-нибудь потом он не поступит в институт, – говорит она. – В начале школьной жизни нужно уметь сосредотачиваться на мелочах. В первом классе это палочки и крючочки, умение завязывать шнурки, интересные книжки, друзья в классе. Задачи здесь самые простые, но не менее важные. От обилия новой информации, новых людей, новых требований у ребенка может голова пойти кругом, а маленькие навыки и успехи, как опорные пункты, поддержат его на этом этапе».

Психолог предупреждает, что мамы школьников часто впадают в панику по типу «Я плохая мать!». Мысли о том, что учебные успехи сына или дочки как-то характеризуют наш «родительский профессионализм», приходят в голову многим и часто тревожат и расстраивают.

«Чтобы поддержать ребенка, ваша задача – отделить «мух от котлет»: это мои подозрения, что я «плохая мать», и на волне своей тревоги я начинаю что-то делать с ребенком, или это ситуация, которая действительно требует моего волнения и активных действий», – говорит психолог.

Помогите ребенку наладить его школьную жизнь

Чтобы процесс адаптации к школе прошел мягче, его нужно начинать заранее. «Например, уже сейчас постепенно приблизить время утреннего пробуждения к тому, которое предстоит в учебном году, – говорит психолог Виктория Тимофеева. – И в целом стоит помочь школьнику войти в рабочий ритм и привыкнуть к определенному распорядку, чтобы с началом учебного года это не стало для него новостью». Особенно это важно для первоклассников и младших школьников.

Надо организовать ребенку правильный режим дня, полноценный сон и питание. Эти простые вещи нельзя недооценивать. «А родителям первоклашек необходимо спланировать день ребенка так, чтобы в нем оставалось время и для игры, – говорит Оксана Суржина. – Начальная школа – это переходный период между возрастом, когда ведущей деятельностью является игра, и возрастом, когда ведущей деятельностью становится обучение. Поэтому не прячьте игрушки, они нужны детям, которые учатся в начальной школе. Обязательны также и прогулки на свежем воздухе, и подвижные игры».

«У школьника любого возраста обязательно должно быть свободное время для хобби, игр, общения с семьей и друзьями, – подчеркивает Виктория Тимофеева. – Все это обеспечивает ресурсное состояние, которое поможет не только легче адаптироваться к началу учебы, но и не растерять интерес к ней. Ведь если ребенок не видит ничего, кроме уроков и дополнительных занятий, то вероятность быстрого эмоционального выгорания сильно возрастает».

Учебная и прочая нагрузка должна быть дозированной. Иными словами, не стоит одновременно с началом учебного года нагружать ребенка посещением нескольких кружков и секций или сразу же отправлять его на дополнительные занятия, например, по иностранному языку. «Это все стоит вводить постепенно, в течение месяца-полутора, – говорит Виктория Тимофеева. – И если оказывается, что ребенок не справляется с большими нагрузками, то что-то исключить. Очень важно: секции выбираем только те, в которых хочет заниматься сам ребенок. Настаивать и тем более заставлять не нужно!».

Поддержка, похвала и другие волшебные вещи

Самый важный фактор для любого ребенка – поддержка и безусловное принятие со стороны родителей или других значимых людей. «Если ребенок чувствует, что его любят просто так, а не только за хорошие оценки, то и сама учеба, и процесс адаптации к ней будет проходить намного легче и спокойнее, – говорит Виктория Тимофеева.

Оксана Суржина: «Есть наблюдения, что ребенок, у которого были срывы в начальной школе, на всю жизнь сохраняет отрицательное отношение к учебе, то есть он не будет учиться и по окончании школы».

Срыв может произойти из-за конфликта с учителем, из-за чрезмерных требований родителей. Поэтому не обесценивайте усилий ребенка. Замечайте то, что получается хорошо, сравнивайте ребенка не с соседом-отличником, а с ним вчерашним.

«В финской школе используется метод «зеленой ручки», – говорит психолог. – Ею отмечаются успехи, в отличие от нашей традиции красным отмечать ошибки. Это стимулирует успех, а не фиксирует внимание на неудачах».

Родительская поддержка нужна детям любого возраста. Важно чутко присматриваться к состоянию ребенка, чтобы вовремя заметить, что с ним происходит что-то неладное. Будьте внимательны к настроению, здоровью детей. Частые простуды, боли в животе, головные боли по утрам могут быть симптомом того, что ребенок просто не хочет идти в школу, что не все хорошо складывается у него в классе. Возможен конфликт с учителем или одноклассниками, а болезнь – это легальный способ избежать новых травмирующих ситуаций. Поговорите с ребенком, расспросите, с чем связаны его тревоги, при необходимости встретьтесь с классным руководителем. Не оставляйте вашего школьника один на один с его сомнениями и трудностями. Пусть он всегда ощущает, что может на вас опереться: будьте на его стороне!

Мудрая родительская поддержка может заключаться и в том, чтобы понять желание школьника и помочь ему выстроить реальный и посильный путь достижения цели. Все это возможно в диалоге с ребенком. Разговаривайте, расспрашивайте, делитесь своим опытом, мягко наставляйте, помогайте ему понять, как он может двигаться по своей детской жизненной тропе и решать встающие перед ним задачи.

И помните: какими бы ни были достижения наших детей, всегда можно найти, за что их похвалить. Похвала родителей окрыляет, она необходима ребенку, чтобы научиться достигать своих вершин и ничего не бояться. Еще бы, ведь за его спиной такая сила – поддержка родителей и энергия их любви!