Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни вне семьи

Довольно часто можно встретить картину, когда ребенок, воспитанный в хорошей семье, где ему уделялось достаточно много внимания и родители, что называется, «работали» с ребенком, оказавшись вне семейного круга, в вузе, на работе или даже в гостях, оказывается очень беспомощным и даже неадекватным. Истоки этой проблемы происходят из непонимания родителями основ социальной психологии.

Дело в том, что в любой ограниченной ячейке, а семья именно такой ячейкой и является, обязательно развивается то, что называют «внутренними коммуникациями». Это набор правил поведения и даже особых слов и выражений, которые характерны только для этих отношений и только для этой группы людей. Некоторые жесты и мимические знаки, значение которых понятно только членам семьи, определенные привычки, которые становятся привычными и уже не воспринимаются с точки зрения людей извне – все это для ребенка становиться целым миром. Если у детей не было большого числа разных контактов с другими людьми в процессе взросления, они принимают эту систему поведения, как единственно возможную, и сталкиваясь с другими системами, удивляются, злятся, презирают или негодуют.

Для того, чтобы ребенок был готов к «выходу в жизнь», родителям нужно постоянно смотреть на себя со стороны. Для того, чтобы это сделать, достаточно задать себе вопрос: «А что, если сейчас в комнате присутствовала наша свекровь (школьная учительница/ начальник с работы папы/ преподаватель университета)? Было ли бы в таком случае наше поведение понятным и адекватным, или выглядело бы странным?»

В такого рода обучение перед выходом в свет обязательно должны входить формы приветствия и прощания, извинения, методы достижения договоренностей с другими людьми с учетом их интересов и особенностей поведения. Очень часто современная семья намного более закрыта и намного меньше контактирует с другими людьми, даже со знакомыми, друзьями или родственниками. Современный климат большого города, его ритмы жизни, информационное давление и наличие сети Интернет делают непосредственное общение все большей роскошью, мало доступной обычным людям. Это и приводит к тому, что ребенок может оказаться просто неподготовленным к обычной жизни и обычному человеческому общению.

Очень полезно отправлять детей на секции, в разные группы по интересам, устраивать общие посиделки с одноклассниками, учителями, когда это возможно и т.д. Чем больший и более разнообразный охват сфер общения получит ребенок, тем больше у него будет в дальнейшем возможностей правильно себя подать в обществе.

Источник: zen.yandex.ru