Символ величия и главная реликвия мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи – Тайказан – был отлит по приказу легендарного эмира Тимура в 1399 году. Этот котел является мировым шедевром литейного искусства. Мастера-умельцы изготовили его из сплава, в который вошли семь разных металлов, вес Тайказана составил примерно 2 тонны, а объем – 3 тысячи литров. Каждый турист и паломник, оказавшийся в мавзолее, спешит лицезреть знаменитый экспонат. Но мало кто знает, что он был отлит всего в 25 км от Туркестана, в древнем городище Карнак.
Сегодня Карнак – это поселок. Меньше получаса езды от Туркестана в сторону гор Каратау – и ты на месте. Здесь проживают около 17 тысяч человек, жители занимаются в основном сельским хозяйством. А ведь когда-то Карнак был крупным металлургическим центром, где выплавлялись медь, чугун, свинец и другие металлы.
Фото: Максат Шагырбай
«С 15 по 22 октября был реализован проект РОО «QazaqGeography» совместно с управлением туризма Туркестанской области по изучению туристского потенциала Туркестанского оазиса. Так как на территории, близлежащей в Туркестану, помимо всем известных мавзолеев, имеется много исторических и природных объектов. Группа археологов, историков, специалистов по туризму осматривала окрестности в радиусе 100-150 км, смотрела разные городища. Вокруг Туркестана более 10 городищ, какие-то уже раскопаны, какие-то – нет. В числе наиболее интересных – Шавгар на южной окраине Туркестана, потому что он является прародителем Туркестана. Также Сидак – городище, в котором были найдены алтари, предметы доисламского культа. Очень интересное Каратобе, это городище находится в 3 км от Саурана, является предшественником Саурана. И таких городищ на самом деле очень много. Я уже не говорю про мечети и медресе Аппак-Ишан, Базар-Ишан и прочие. И один из уникальных объектов – это поселок Карнак. Поселок очень большой, примечателен с разных сторон», – рассказывает директор департамента научной и экспедиционной деятельности РОО «Qazaq Geography» Нуржан Алгашов.
Фото: Нуржан Алгашов
В словаре тюркских наречий Махмуда Кашгари от 1074 года впервые упоминается один из огузских городов – Карнак. Он, как Сыгнак и Сауран, был процветающим поселением, здесь были развиты земледелие и садоводство, из кожи скота жители изготавливали обувь, колчаны для стрел, конскую сбрую, из шерсти – одежду, кошму, арканы, ковры. Караваны с купцами любили наведываться в эти места.
А еще в Карнак приезжали за знаниями. Это был один из крупных образовательных и религиозных центров того времени. По некоторым сведениям, в Карнаке находилось 25 медресе и мечетей. Говорят, что здесь проходили обучение дед Мухтара Ауэзова – Ауэз Омархан и представители семьи Кунанбая Ускенбаева, отца Абая Кунанбаева. А по версии историка Жамбыла Артыкбаева, в Карнаке черпал знания даже сам Кенесары-хан.
В местной библиотеке хранятся рукописи, возраст которых превышает 300 лет.
Фото: Руслан Шербаев
«В самом поселке находится мечеть-медресе Шамат-Ишан, ее строительство началось в XVIII веке – красивая мечеть с двумя куполами, с узорчатым айваном. Есть еще одна мечеть конца XIX века, на городище Ишкент, она действующая, но в будущем из нее нужно делать объект культуры, потому что она имеет историческую ценность. Местность и город был значимым в обучении ислама и других предметов», – говорит Нуржан Алгашов.
Фото: Руслан Шербаев
Но сохранился в Карнаке и еще более древний свидетель истории, его оберегают уже несколько поколений местных жителей – это тутовое дерево, возраст которого 1300 лет.
Фото: Руслан Шербаев
По преданию, тутовник посадил в VIII веке предводитель арабов Кутейба ибн Муслим, занимавшийся распространением ислама в Средней Азии. Он воткнул в землю тутовую палочку, которая проросла, пустив корни. Со временем чудо-дерево, которое старожилы называют «мажратут», разрослось до огромных размеров. Предположительно, высота тутовника достигает девяти метров. Ствол, который обхватить смогут с десяток человек, сейчас раздвоился, но погибнуть великану не дают карнакцы, они заботятся о нем, расчищают территорию, ставят подпорки под тяжелые ветви. В ответ мажратут не просто радует людей своей тенью, но, говорят, еще и исполняет желания. К нему с заветной мечтой приезжают паломники из разных уголков Казахстана. Кто-то просит долгожданного первенца, кто-то – удачи в делах, кто-то – долгой и счастливой жизни. А еще местные жители рассказывают, что сюда приезжал представитель ЮНЕСКО, он пообещал провести исследования, и, возможно, тысячелетний тутовник войдет в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Нуржан Алгашов
А вот мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи уже вошел в список всемирного достояния, вместе со знаменитым тайказаном. Огромную чашу, которая символизирует собой эпицентр мира, полюс притяжения тюркских народов, изготовили в Карнаке. По словам ученых, полководец эмир Тимур, оставивший после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, приказал отлить Тайказан из золота, серебра, железа, бронзы, олова, меди и свинца. Специально для этого из Ирана был привезен мастер – Абдул Азиз ибн Шарафуддин Табризи, он трудился над огромным котлом 6 лет – с 1393 по 1399 годы. В итоге получился настоящий шедевр с точными пропорциями, витиеватыми узорами, каллиграфическими надписями. К примеру, 22 раза повторяется надпись «Власть принадлежит Аллаху», кроме того, казан имеет 20 ручек, возле каждой из которых нанесены имена мастеров. 10 раз повторяется надпись на персидском языке «Мубарак бад» («Будь благословенен»). При этом одна из этих фраз написана задом наперед. Это было сделано умышленно. Ранее считалось, что человек, создав безупречное изделие, как будто вступает в соревнование с Всевышним, ведь создавать все самым совершенным образом – это Его прерогатива. Поэтому для демонстрации своего бессилия и величия Аллаха мусульманские мастера намеренно делали «ошибки» или «дефекты».
Фото: Нуржан Алгашов
Огромный двухтонный Тайказан диаметром 2,4 метра, по легендам, доставлялся в Туркестан на спине огромного тигра. Предназначался он не для приготовления пищи, а для хранения воды, которую давали паломникам после обрядовых действий.
«Конкретного места, где был отлит Тайказан, ученые пока не определили. Найти место, где стояли эти печи – одна из задач, стоящих перед археологами», – говорит Нуржан Алгашов.
Между тем, ученые выяснили, что на месте современного поселка Карнак в разные периоды было несколько поселений.
Фото: Максат Шагырбай
Древнее городище – Ишкент («ішкі» – с каз. «внутренний») – находилось в самом центре села Карнак. По словам археолога Руслана Шербаева, еще в 50-е годы ХХ века городище имело трапецевидную форму, цитадель и шахристан были окружены глубоким фортификационным рвом и крепостной стеной в виде вала. На северо-восточной стороне цитадели сохранился фрагмент рабада в виде треугольного холмика, однако сейчас на этом месте стоит школа. Исторический памятник серьезно пострадал также при строительстве шоссейной дороги.
Фото: Руслан Шербаев
На окраинах села находятся еще три памятника градостроительства – это Гартобе, Хантобе, Шаштобе. Гартобе и Хантобе – это ранние этапы жизни Карнака, а Шаштобе датируется уйсуно-кангюйским временем. В свое время Гартобе и Хантобе тоже назывались Карнаками, и, чтобы не путаться, местные жители стали называют их по-разному.
Городище Гартобе расположено на западной окраине села Карнак.
«Это двухъярусный тобе с площадкой. Ядро его возвышалось в южном углу в виде огромного холма, обрытого со всех сторон и, вероятно, имевшего в основе ромбовидную форму. Высота холма 12 м, площадь размером 105×80 м. С северной стороны примыкает к нему обширный шахристан, но из-за человеческой деятельности от него остался лишь жалкий кусочек размером 45×40 м, остальная часть снивелирована и превращена в кладбище и сад размером – 1,4 га. Высота шахристана над окружающей поверхностью 3-4 м, высота цитадели над уровнем моря 369 м», – рассказывает археолог Руслан Шербаев.
Фото: Нуржан Алгашов
Рядом с Гартобе, в 300 метрах, расположен огромный холм, который называется «Хантобе», размером в 12-15 га. По преданиям местных жителей, здесь останавливался со своим войском эмир Тимур. Старожилы говорят, что эта местность с давних времен служила как летняя ставка ханов.
«Может, ханская ставка – «Каршы» (по-древнетюркски) в связи с приходом ислама и суфизма со временем превратилась в «Гартобе». Ведь слово «гар» по-персидски означает «грот». Известно, что суфии – отшельники – жили в гарах – искусственных гротах-кельях. Значит – Гартобе – это тобе с гротом, где жил местный суфийский шейх. Судя по подъемным материалам и топографии холма, который очень напоминает средневековое городище и многочисленным захоронениям с надгробными плитами ХV-ХVI вв., можно сделать вывод о том, что народная молва имеет твердую почву», – рассуждает Руслан Шербаев.
Если же говорить о происхождении слова «карнак», то есть несколько версий. У Махмуда Кашгарского упоминается слово «каршы», означающее ханскую ставку, ханский дворец. Однако в Туркестанском оазисе есть еще пять памятников, названия которых заканчиваются аффиксом – «-нак», это – Шорнак, Иугнак, Шобанак, Ташнак и Верхний Ташнак. Старожилы добавляют к ним еще г. Сыгнак (Сугнак) Жанакорганского района. Аффикс «-нак» используется как умножитель-увеличитель чего-либо. При нем название «кар-нак» означает обилие снега, а «гар-нак» – обилие гротов, где жили суфийские учителя.
Фото: Нуржан Алгашов
В любом случае Карнак хранит еще немало тайн и загадок. К примеру, недавно при изучении территории мечети Ишан был обнаружен каменный бассейн с системой водной очистки. В чистую воду запускали рыб, а вокруг был разбит сад. Исследователей древности также удивила дорога, проложенная из горных пород. По словам специалистов, эти постройки были сделаны во времена зороастризма. Доказательства тому – найденные керамические изделия и монеты.
«Нужны дальнейшие раскопки, здесь уже начали очищать территорию. Надеемся, что в следующем году начнутся полноценные работы. Карнак – это уникальный историко-культурный объект, турист не должен проезжать мимо него», – говорит Нуржан Алгашов.
Фото: Нуржан Алгашов
Вполне возможно, что предстоящие раскопки откроют еще немало секретов прошлого, и казахстанский Карнак станет таким же известным миру, как Карнак во французской Бретани со странными мегалитическими сооружениями или египетский Карнак с древнейшими храмами и сфинксами.
Фото: Нуржан Алгашов, Руслан Шербаев, Максат Шагырбай.