Домашний табун. Уникальную коллекцию лошадей собрал житель Челябинской области. У него на ферме 230 животных, причем самых разных пород. Но основу составляют тяжеловозы, рассказывает корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина.
«Началось все с рождения. Как только маленько начал подрастать, все игрушки были лошадки. В школу пошел – учился плохо, но лошадку рисовал хорошо. Все просили. Вот так и началось. Потом подрос. В 19 лет мотоцикл «Ява» сменил на жеребца», – вспоминает конезаводчик Андрей Сундырин.
Сейчас его табун – 230 лошадей. Сплошь породистые. Благородные тяжеловозы. Советские, владимирские и редкие иностранные породы.
Коня на скаку остановитКак спортсмены состязаются с животными
«Брабансон привезен из Бельгии. Жеребец со всеми документами, улучшатель. Улучшаем наших тяжеловозов, так как наши тонну весят, а этот до полторы», – поясняет Сундырин.
Андрей Сундырин – владелец самого крупного племенного хозяйства на Южном Урале. По специальности горняк, он всю юность провел под землей на золотодобывающей шахте. И не было бы счастья – работы мечты, – да несчастье помогло.
«Меня сократили. У меня тогда уже были три лошади, успевал и их держать, и работать. Когда меня сократили – начал разводить табун. 22 года уже», – говорит конезаводчик.
Тяжеловозы – спокойные, неприхотливые и с добрым нравом. Сила в них – не то что лошадиная, скорее тракторная! Такой конь без труда сдвинет с места груз весом 15 тонн. Но для тяжелых работ племенных красавцев в век машин, конечно, не используют. Берегут для занятий благородных.
В соседней деревне Григорьевка агрономы развивают почти забытое в сельском хозяйстве направление – конная инспекция. Собирать урожай фруктов и ягод приходится вручную, зато осмотреть сотни гектаров за день удобнее верхом.
«Сел на лошадь – и обзор открывается отличный. Все видно, и поросль, где надо убрать, и где вредители. Все отлично видно с коня», – отмечает агроном КФХ «Григорьевские сады» Иван Бражников.
В доме Жанабая Нуржанова можно прикоснуться к ремеслу, которое считается совсем исчезнувшим. Он – тележных дел мастер! Потомственный. Чуть ли не единственный умелец в России, кто собирает на заказ деревянные телеги и сани. В его транспорте – ни одной покупной детали. Кузов, полозья, колеса, сбруя, даже болты и гайки – от и до ручная работа.
«Отец всю жизнь держал лошадей, так постепенно и ко мне пришло. Это все делал отец. Основа – каркас, тоже делал отец. Ручная ковка. Все подгоняется под лошадь. Дугу тоже он сам делал. У него есть станок, дугогиб называется», – поясняет мастер по изготовлению телег Жанабай Нуржанов.
Стоимость такой повозки – от 30 до 100 тысяч рублей. Больше всего заказов – к Рождеству и Масленице. Также нарядные тройки и сани берут для свадеб ранней весной. Чтобы подработать в теплое время, Жанабай катает детей и туристов, преподает на ипподроме. Но душой работы, конечно, считает тележное ремесло, которое завещал ему отец и которому теперь он обучает уже своего сына.