6 февраля православная церковь отмечает день памяти блаженной Ксении Петербургской. Она причислена к лику святых совсем недавно, в 1988 году, но почитание блаженной Ксении началось гораздо раньше. Сперва жители ее родного города, а потом и все православные верующие полюбили эту святую и в наше время обращаются к ней, как к скорой помощнице, усердной молитвеннице и заступнице перед Господом.
Почему Ксения Петербургская так любима в народе?
Ксения Григорьевна Петрова жила в городе на Неве не так давно, в середине XVIII века, тем не менее о ней известно довольно мало. Она родилась в дворянской семье, примерно между 1719 и 1730 годами и сразу после совершеннолетия вышла замуж за певчего, служившего при дворе императрицы Анны Иоанновны, пехотного полковника Андрея Федоровича Петрова. Семейный дом их находился в самом начале нынешней улицы Лахтинской, на Петроградской стороне.
Супруги жили душа в душу примерно восемь или десять лет, но когда Ксении исполнилось 26, ее супруг внезапно и скоропостижно скончался. Настолько внезапно, что не успел исповедаться перед смертью. И вот после этого начинается тот путь, который молодая женщина проделала от рядовой обывательницы до святой Ксении Петербургской.
Ксения Петрова взяла на себя подвиг юродства и посвятила свою жизнь единственной задаче: вымолить у Бога прощение для своего внезапно скончавшегося мужа. «Ксения за мужа берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел, – говорит ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, доктор филологических наук Юлия Балакшина. – После смерти мужа молодая вдова оделась в мужнин мундир, зеленый с красным, и назвала себя Андреем Федоровичем, говоря всем, что-де это «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Столь же решительно, как она отказалась от собственного имени, Ксения отказалась и от всего имущества, подарив свой дом молодой женщине, которая снимала в нем комнату. Все свои деньги она раздала бедным, а оставшиеся вещи отнесла в церковь «за упокой души рабы Божией Ксении».
«Ксения отказывается от благополучного устроенного быта и начинает вести нищенскую, странствующую жизнь. По ночам она носит кирпичи для строительства церкви, или молится до утра на коленях, кладя земные поклоны. Но главное – она помогает людям своими прозорливыми, пророческими, духовными советами. Ведь у человека, который преодолевает пелену обыденных, обывательских ценностей, открывается особое зрение, он начинает видеть духовный смысл вещей. Ей это зрение было дано», – рассказывает Юлия Балакшина.
Ксения стала ходатайствовать перед Богом за людей, которые просили ее о молитве. И это представление о ней, как о молитвенной заступнице, сохранилось до сих пор. Она и теперь за пределами земной жизни продолжает этот подвиг молитвы за всех, кто просит ее об этом.
Ксения Петрова решает прожить свою жизнь как бы за мужа, берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел. Каково могло быть отношение церкви к тому, что она отказалась от собственного имени и своей судьбы? «Она не за мужа прожила жизнь, – говорит священник Георгий Кочетков. – Просто есть связь любви и ответственность любви. С одной стороны, за другого жизнь прожить никак невозможно. А с другой стороны, и без него ведь тоже – особенно, если ты человека любишь, особенно, если вы связаны одной судьбой. К сожалению, мы живем в такое время, когда любовь знают только как чувство, а к судьбе относятся либо как к фатуму, либо наоборот: «что хочу, то и ворочу». Но тайна судьбы глубже, и если ее связывают со Христом – то значит, и с теми, кого любят. И тогда зло, которое есть в жизни наших ближних или друзей, не поглощает нашу жизнь, а может быть преображено нашей верностью и милостью, готовностью не бросать человека».
Предполагаемый портрет Ксении Петербургской, конец XVIII – начало XIX века, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кто такие блаженные и в чем их святость?
О том, кто такие блаженные, в чем их святость, почему они были столь почитаемы на Руси, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков.
«Блаженный» в переводе означает «счастливый». То есть блаженные, или Христа ради юродивые, были счастливы. Удивительно: юродство и счастье у нас обычно не сочетаются, мы эти вещи не соотносим. Мы говорим «блаженный», имея в виду, что человек малость не в себе, а иногда даже и не малость. Но Христа ради юродивый – это не просто некое уродство по представлению мира сего, не просто вывих по отношению к господствующему менталитету. Настоящие юродивые – счастливые именно потому, что они не ориентируются ни на какие штампы и стандарты мира сего, приходящие и часто порочные, объясняет священник.
«Мы часто забываем, что церковь воспевает не вообще юродство, а юродство ради Христа. И все, верующие во Христа, в этом мире как бы тоже отклоняются от нормы, потому что закон мира сего и закон Царства Небесного – совсем не одно и то же. Жизнь в близости и в присутствии Царства Небесного это одно, а жизнь по законам мира сего – другое. И успешность в этих двух измерениях понимается совершенно по-разному, с упором на разные понятия, критерии, реальности», – говорит Георгий Кочетков.
Блаженные, Христа ради юродивые часто были похожи на пророков. «Пророки тоже вели себя очень странно, так что люди удивлялись, иногда действительно считали их за сумасшедших, – говорит священник. – Мы часто забываем, кто такие пророки. Часто немножко по-язычески, суеверно это понимаем, думая, что это такие прорицатели, хотя пророк – это тот, кто возвещает волю Божью, правду Божью, даже когда она многим неудобна и неприятна. Даже некоторые церковные деятели боятся говорить об этом пророческом начале в церкви, о том, что Дух Святой постоянно обновляет церковную жизнь, очищает ее от всякой неправды».
Такими пророками были и юродивые. Они направляли народ, разбивая всякие штампы и стереотипы и в церковном народе, и в светском обществе. Их могли и не любить, но их слушались – даже Иван Грозный не смел тронуть юродивых, которые обличали в лицо его преступления.
Христа ради юродивые блаженны, то есть счастливы, но счастливы особо – не потому, что у них есть все, чего они хотят, не потому, что они удовлетворили все свои потребности, а потому, что в них Дух Святой светил и всех грел через них, потому что часто они говорили от Духа и в Духе Святом, говорит священник.
Почему святая Ксения считается небесной заступницей Санкт Петербурга?
«Я однажды видел настоящего юродивого. Это было очень давно, полвека назад. Он был странствующий человек, мирянин, не священник, он ходил по всей земле Советского Союза с таким большим посохом, который напоминал крест. Он внешне казался немножко ненормальным, но только казался. Достаточно было с ним заговорить, чтобы понять, что это не так, что он мудрый человек, но отказавшийся от всех благ этого мира ради того, чтобы нести весть Христову так, как это было возможно в то время. Это ведь и есть заступничество – когда человек всего себя отдает ради того, чтобы Бог присутствовал в жизни других людей. Я не знаю его судьбы, но его образ мне запомнился, и до сих пор он у меня стоит перед глазами», – рассказывает Георгий Кочетков.
«Настоящее небесное заступничество, если понимать его церковно, тоже ведь связано с особым присутствием Божьим, которое мы ощущаем в жизни через святых людей. Это не какая-то внешняя сила, так или иначе оберегающая от невзгод и трудностей, – говорит Георгий Кочетков. – Каждый город славится, даже можно сказать, хвалится своими святыми, ведь это настоящее богатство. Так и в Москве нам особенно дороги Василий Блаженный и другие юродивые, потому что в них есть этот пророческий элемент, эта предельная, даже запредельная свобода духа, которая не подчиняется никакому гнету, никакому деспотизму царей, кесарей, императоров».