Мужские профессии Бухары: ремесла, которые прославили древний город Шелкового пути | статьи на bitclass

Бухара – один из древнейших городов мира, ему больше двух с половиной тысяч лет. Город Шелкового пути в прошлом и место притяжения туристов в настоящем – сюда едут за атмосферой древнего и богатого Востока, которую сохранили памятники архитектуры, оставленные в наследство некогда правящими династиями. А еще за бухарскими шелками и товарами. Здесь сохранились десятки ремесел, которыми этот город славился веками.

«Наш город не менял своего расположения, – говорит гид по Бухаре Мехри Садыкова. – Он всегда находился в низовьях реки Зарафшан. В основном эту территорию населяли оседлые племена. Люди издавна занимались здесь различными ремеслами».

Золотное шитье

Вышивка золотом – одно из ремесел, которым известна Бухара. По всей видимости, золотое шитье зародилось на этой территории во многом благодаря соседству города с рекой Зарафшан, название которой переводится как «золотоносная».

«Золотное шитье у нас существует на протяжении многих веков. Мы в своей работе используем рисунки, в том числе и те, которые были обнаружены во время археологических раскопок, – рассказывает о своем ремесле Даврон Джумаев, мастер золотного шитья. – Именно для золотошвеев наши бухарские ювелиры стали изготавливать тонкие золотые нити, которые они делали по специальным технологиям».

Бухаре больше двух с половиной тысяч лет

«До революции вышивкой золотом занимались только мужчины, – говорит мастер. – После революции, когда артели разные появились, тогда уже начали и женщин к этой работе привлекать. Есть такая легенда, что к золотому шитью долгое время не допускали женщин, потому что в их руках тускнели золотые нити. Но вот наша семья уже больше 40 лет этим занимается, и ничего такого я не замечал. Думаю, причина была в другом. Это сейчас у нас есть специальные станки, столы и стулья, а раньше вышивали, сидя прямо на земле. Вот представьте, сидеть так и вышивать месяцами,
годами… Тяжелый труд и опасный для женского здоровья. А вы же знаете, как в Узбекистане любят детей. Вот и берегли своих женщин. Но по истории видно, что помимо мужчин этим занимались их жены, золотошвейки, и дочери. Но они оставались в тени».

Даврон Джумаев из династии бухарских золотошвеев. У его деда в городе было пять своих мастерских. В советские годы Даврон работал на золотошвейной фабрике главным художником, а после обретением Узбекистаном независимости открыл свою мастерскую. Сейчас под его руководством трудятся 15 человек: члены его семьи и ученики.

Подпись к фото: Работы мастеров бухарского золотного шитья

С чего же начинается бухарское золотное шитье? С картона! Из которого вырезают нанесенные на него рисунки. Чаще всего это растительный орнамент. Затем эти детали расшивают золотыми или серебряными нитями. Они получаются объемным, как бы выпуклым. Вышивка по картону называется гулдузи. Вторая распространенная техника – заминдузи. Это когда золотыми стежками покрывается фон изделия. Лучше всего золото сочетается с синим, бордовым или зеленым бархатом, который выгодно оттеняет и подчеркивает красоту рисунка и тончайшее мастерство.

«Золотное шитье имеет более 30 разных видов швов, – говорит Джумаев. – И бухарцы могут использовать все эти швы. Вот, к примеру, здесь на одном квадратном сантиметре бархата от 50 до 60 стежков. Кропотливая работа, поэтому одно изделие мы делаем месяцами».

Если вещь массивная, как, например, мужской бархатный халат, то к работе подключаются все, кто может, включая супругу Даврона Мукадас. Пять человек расшивают один халат примерно полгода.

«Представьте, один халат разделяется на пять частей. Вот одна часть, вторая часть, здесь спинка и вот рукава. Это уже готовые. Это пять человек все отдельно вышивали. Теперь вот идет процесс соединения», – комментирует мастер.

Пять человек расшивают один мужской халат примерно полгода

Так сколько же драгметалла в готовом изделии? Например, в том же мужском халате? «Раньше, в золотых нитях содержалось 25-30 процентов золота, да и содержание серебра было побольше – рассказывает Джумаев. – Сейчас наши нити имеют пять процентов золота. И серебра 15 процентов. Когда наш халат будет готов, он будет весить где-то 12-14 килограммов. А чистого золота в нем будет около 70 граммов».

Золотом расшивают не только халаты, но и сапожки, тюбетейки, прихватки для чайников, тапочки. Все эти элементы одежды и быта, несмотря на их роскошность и маловероятную применимость в обиходе, никогда не теряли своей актуальности. Расшитый золотом халат бухарского эмира – хороший подарок «уважаемому человеку». Молодожены на
традиционную свадьбу облачаются в подобные одеяния. Ну и, конечно, вышивку золотом часто покупают в качестве сувенира, на память о Бухаре.

Мастерство золотошвеев послужило и другому ремеслу. Специально для этого цеха бухарские кузнецы стали делать особенные ножницы. «Вот благодаря таким ножницам золотое шитье Бухары очень славится. Потому что именно такими ножницами можно вырезать тонкие узоры. Без этих ножниц никак не обойтись. Любыми другими ножницами невозможно вырезать такие тонкие орнаменты, которые мы вышиваем», – делится мастер.

Узоры для золотного шитья Даврон Джумаев вырезает из картона специальными ножницами

Кузнечное дело

Шокир Камалов – кузнец в шестом поколении – решил совместить производство необходимого для золотошвеев атрибута с историей Бухары и теперь делает сувениры, которые, как горячие пирожки, раскупают туристы. Его ножницы похожи на аистов. Когда-то этих птиц в Бухаре было много. Но в советское время пруды вокруг города в санитарных целях массово осушили. Аисты улетели.

«Почему я это придумал? Мне было очень жалко, что от нас улетели аисты, – говорит кузнец Шокир Камалов. – Они гнездились на минаретах медресе Чор-Минор. Да повсюду они были. У них по утрам была такая песенка «така-така-така». Я помню, когда они стучали клювами, мы просыпались. Аист – это символ богатства, весны, радости. Стал он и
символом Бухары. А потом эти птицы исчезли. И мне жалко стало. Я отковал аиста в ножницах, которые стали использовать и для золотного шитья. Ими удобно узоры вырезать».

Кузнец Шокир Камалов кует ножницы-аисты для туристов

Ткачество

Золотом расшивали не только бархат, но и адрас – сотканную из хлопковых нитей ткань, и, конечно, шелк. Так через трансмагистральные дороги Шелкового пути мир узнал не только о бухарской вышивке, но и о местных шелках. Интересно, что, как и в прежние времена, среди продолжателей традиций бухарского ткацкого ремесла – мужчины.
Мухаммадкул получил свое мастерство, как и многие ремесленники Бухары, в наследство. Ткать хан-атлас – узбекскую шелковую ткань, отличающуюся своим многоцветием – его научил отец.

«Раньше этим занимались в основном мужчины, – говорит мастер-ткач Мухаммадкул Джураев. – А женщины хозяйственными делами занимались. Ткачами были мужчины, потому что создание хан-атласа – очень сложный и многоэтапный процесс, состоящий из 37 различных стадий. И все надо делать вручную».

За день Мухаммадкул Джураев ткет два-три метра хан-атласа

До начала ХХ века в Бухаре было около 100 караван-сараев. В одном из них и находится мастерская Мухаммадкула, где понаблюдать за процессом создания хан-атласа любой сюда зашедший. Хорошо туристам и мастеру выгода: редкий посетитель не соблазнится шелковым многоцветием и уйдет из его мастерской без покупки. За день мастер может
соткать два-три метра. Труд этот требует особого терпения и навыка: шелковые нити тонкие и постоянно путаются. Такая работа не для суетливых и быстрых. Тут надо найти свой ритм, чтобы не потерять нити и не сбиться с рисунка.

«Вот здесь виден хвост павлина, – показывает Джураев свои яркие шелковые шарфы и объясняет смысл изображенного на них. – Здесь цикл вечности, то есть колесо. А здесь тюльпан. У нас говорят, что это символ любви. А вот тут видно
бабочку. Это чтобы жизнь легкой была».

Как говорит мастер, наибольшим спросом у иностранцев пользуются однотонные платки из шелка, либо те, которые сотканы по старинным дизайнам. Такие мастер-ткач выискивает в книгах. Говорит, что в Бухаре хан-атлас стали ткать в XVI веке.

«Раньше, говорят, этим евреи занимались. Здесь была большая еврейская диаспора, – рассказывает ткач. – Потом и узбеки научились это делать. В основном это мастерство процветало в Бухаре, а сейчас больше развивается в
Ферганской долине. Сейчас в основном в Маргилане ткут хан-атласы».

В XVI веке, когда к власти пришла династия Шейбанидов, Бухара пережила свой экономический расцвет. Тогда-то и были построены знаменитые купола крытых базаров. До наших дней сохранилось четыре купола, и в них по-прежнему идет бойкая торговля.

Торговые купола Бухары

Бухарская миниатюра

Бухара была в числе наиболее процветающих городов Шелкового пути. С караванами сюда приходили товары, ремесла и наука. Этот город был не только центром торговли, но и религии. В средневековье в Бухаре насчитывалось более 350 мечетей и 80 медресе, где переписывались книги. Так сформировалась школа бухарской каллиграфии.

«Это отдельная школа. И многие мастера стремились попасть в Бухару, потому что здесь был центр Шелкового пути и центр ислама, религии. Здесь писалось много книг, появилась новая школа – школа бухарской миниатюры», – говорит Давлат Тошев, миниатюрист и каллиграф.

Работы Давлата Тошева признаны международно. Он иллюстрировал книги, изданные во Франции и Португалии. Реставрировал восточные рукописи XVI-XVIII веков в библиотеках Швейцарии и Голландии.

«В Европе я реставрировал Коран, учебные книги, а также миниатюры, – рассказывает Тошев. – Когда-то эти старинные книги вывезли отсюда, и сейчас нам дают шанс реставрировать наши книги, прикоснуться к старинным работам наших предков. Для меня это ценно».

Бухарская миниатюра – искусство с подтекстом

Что отличает бухарскую миниатюру? Здесь нет объема, перспективы и прямых взглядов. Лица всегда в профиль. Цветовая палитра, в отличие от персидской миниатюры, более сдержанная. Художники пишут темперой, акварелью, натуральными красками. В том числе усьмой – той самой, которой женщины подкрашивают брови. Одна из главных
красок – сусальное золото.

«Миниатюра подразумевает мелкий рисунок, при этом в нем заложен глубокий смысл и даже философия. В миниатюре каждый узор, каждая деталь имеет свое значение», – отмечает мастер.

Разгадывая скрытый подтекст миниатюр, можно заметить очевидное: один и тот же изобразительный сюжет и персонажи часто повторяются разными художниками. Иногда – как под копирку. Давлат Тошев объясняет это тем, что чаще всего тиражируются старинные миниатюры, на которые авторские права никто не заявлял. Это вроде общественного достояния. Конкуренция среди миниатюристов в Бухаре большая. Туристы с удовольствием и зачастую без разбора покупают бухарскую миниатюру. А стоит эта изящная красота, приправленная восточной мудростью, немалых денег. Это породило немало мошенников, промышляющих подделками. Неопытные ценители восточной красоты, приобретая сделанную наспех копию известного сюжета, рискуют тем, что, приехав домой, через пару месяцев обнаружат, что их миниатюра поблекла и утратила былую красоту.

Как же определить качество миниатюры? Повнимательнее к ней приглядеться. По словам Давлата Тошева, «сама работа покажет ее качество». Обычно над одной миниатюрой художник трудится три-четыре месяца. При этом настоящие творцы пытаются привнести какой-то дополнительный смысл и свою трактовку даже в хорошо известные сюжеты. Важно обратить внимание и на качество бумаги. Традиционно все миниатюры писались на самаркандской или бухарской шелковой бумаге. Она делается из коры тутовника, лучше всего передает цвета и дольше их сохраняет. Но, как правило,
художники, специализирующиеся на дешевом ширпотребе и быстрой наживе, на бумаге экономят. Ведь покупать шелковую бумагу в Самарканде, где восстановили старинную технологию ее производства, дорого, а в Бухаре ее делают пока в небольшом количестве. В итоге для своих работ недобросовестные миниатюристы используют страницы старых
книг, которые также писались на бумаге из коры тутовника. Чтобы сохранить рукописи от разорения, Давлат восстановил технологию производства бухарской бумаги. Она тоньше и прозрачнее, чем самаркандская, похожа на кальку. На ней-то и пишут свои миниатюры Давлат Тошев и его ученики.

Миниатюрист планирует наладить массовое производство бухарской шелковой бумаги, чтобы ему и его коллегам хватало. Тогда и материала для творчества будет в избытке, да и старинные книги удастся сохранить.

Миниатюрист Давлат Тошев и его ученики

Резьба по дереву

Улицы старого города – витрины бухарских ремесел. Помимо миниатюр, шелков и вышивки здесь можно приобрести вырезанный из дерева столик. А если такая покупка не по карману, то хорошая и нестандартная альтернатива – подставка под книги. Изобретение это древние и универсальное.

«Это подставка для книги на арабском называется «лавх», – говорит мастер резьбы по дереву Шавкат Ашуров. – Вырезается из единого бруска дерева. Ни клей, ни гвозди мы не используем». Лучшие книжные подставки делают из ореха. И чем толще брусок, тем больше вариантов трансформации – в среднем от семи до 12 различных конфигураций.

Мастер резьбы по дереву Шавкат Ашуров вырезает подставку под книгу

Мастерство это появилось примерно в то же время, что и Коран. В отличие от современных книг, которые легко держать в руках, первые книги были большими и тяжелыми. Подставка служила не только для удобного чтения Корана, но и для
бережного обращения с книгой.

«Книга не должна стоять ниже пупка, она должна быть на уровне сердца, – рассказывает Ашуров. – А в те времена книги были рукописные, и их ставили на подставки, чтобы аккуратно перелистывать и не порвать страницы или не испачкать, ведь руки потеют».

Сейчас лавх, конечно, предмет больше эстетический, нежели функциональный, хотя вполне применим в качестве подставки для современных гаджетов. Шавкат Ашуров уверен: его мастерство актуально в любые времена и при любом раскладе. Впрочем, как и все те ремесла, пережившие века и прославившие Бухару.