«Все события в нашей жизни повторяются, их можно предсказывать…»
В Мастерской Петра Фоменко премьера спектакля «Чающие движения воды» – постановка художественного руководителя театра Евгения Каменьковича по книге Лескова «Соборяне». Писатель самобытный и, на первый взгляд, сложный, но фигура в литературе значимая. Впрочем, необязательно быть зрителем подготовленным, чтобы оценить происходящее на сцене.
Стоит отметить, что Евгений Каменькович не редко обращается к непростым текстам. В афише есть и Салтыков-Щедрин, и Пастернак. Спектакль-хроника повествует о жизни Старгорода. Люди здесь живут добрые и праведные, но клевету, доносы, глупость чиновников они не в силах ни принять, ни изменить.
Фото: предоставлено пресс-службой Мастерской Петра Фоменко / Алёна Бессер
И что делать, если церковная действительность не совпадает с идеалами? Зло сильнее добра? А патриархальный мир исчезает в связи с неотвратимым ходом времени? «Чающие движения воды» – первое название романа, которое и сохраняют авторы постановки, отсылающее к строкам из Евангелия от Иоанна.
«Было бы болото, а черти найдутся…»
Фото: предоставлено пресс-службой Мастерской Петра Фоменко / Алёна Бессер
Однажды новое приходит на смену старому. И что тогда? Что есть это новое – добро или зло? Можно ли вот так вот враз взять и изменить свои привычки, устоявшийся быт? И что там – впереди? И в центре внимания не столько кризис церкви, сколько конфликт как таковой и его последствия. Не только для каждого человека, но и для общества в целом.
В основе декораций Александра Барменкова – стена как символ раскола. Она делит сцену надвое и мы видим то одну сторону, то другую… Два совершенно разных мира. «Но время идеалов и веры прошло. Время слов пришло».
Фото: предоставлено пресс-службой Мастерской Петра Фоменко / Лариса Герасимчук
«Чающие движения воды» – те, кто ждал исцеления. Но можно ли исцелить тело, если душа не здорова? Вот эти-то самые души, заблудшие и грешные, и ждут чуда. Но готовы ли они к праведной жизни и к покаянию?
«Дураков учить – все равно что мертвых лечить…»
Фото: предоставлено пресс-службой Мастерской Петра Фоменко / Лариса Герасимчук
Время, быт, нрав того времени – все в постановке сохраняется. Лесков – писатель камерный, а вот спектакль получился с размахом, на большой сцене, но несмотря на масштабность, многое все равно выглядит как-то по-домашнему: повседневная жизнь и заботы, и чаяния. И мир, казалось бы, второстепенных людей на сцене Мастерской Петра Фоменко оказывается каким-то очень нужным, важным и просто необходимым современному человеку, чтобы сформировать свою идеологию, свое восприятие и свое мировоззрение.
— Справимся, придет время, справимся. – А оно не придет. Оно уже ушло.
Фото: предоставлено пресс-службой Мастерской Петра Фоменко / Лариса Герасимчук
Отец Савелий Туберозов, протоиерей в исполнении Ивана Верховых не лишен собственных страстей. Это человек самокритичный, но в то же время безмерно одинокий. «Одиночество – это чаша тяжкая». И нет людей, которые могли бы его понять. Но не это ли удел людей, обладающих интеллектом и внутренней силой? Однако он верит. И готов передать эту веру другим. А сила убеждения не только в словах, но и в чувствах. Но готовы ли люди слышать правду? Вот об этом, пожалуй, и стоит подумать после просмотра «Чающие движения воды» в Мастерской Петра Фоменко…