«Не так страшны длинные выходные, как неработающий формат COVID-free»: продюсеры – о музыкальной индустрии «в коматозе» | статьи на bitclass

Выходные, введенные в России с 30 октября по 7 ноября, выпадают на Хеллоуин – традиционно насыщенный для клубов и концертных площадок период. Согласно постановлению властей, все рестораны, кинотеатры и концертные залы будут закрыты. Участники отрасли снова понесут потери, своей главной проблемой сегодня они называют отсутствие четкого понимания властями всех уровней понятия «COVID-free», из-за чего порой теряется смысл получение QR-кодов, а мероприятия отменяются в последний момент.

6 октября в Общественной палате состоялся круглый стол, посвященный защите прав предпринимателей в сфере организации культурно-массовых мероприятий. Общественный омбудсмен в сфере организации культурно-массовых мероприятий, глава концертного агентства «Артистика» Ольга Шпигальских заявила, что в условиях пандемии в стране не работает и неправильно трактуется в регионах формат COVID-free, что наносит огромный ущерб индустрии:

«В мире формат COVID-free означает, что на это мероприятие может прийти любое количество зрителей, без ограничения численности. Так работают сейчас мировые артисты в Америке и в Европе – без ограничений. Стадионы по несколько десятков тысяч зрителей собираются. Однако в российских регионах это происходит следующим образом: COVID-free – но не более 25 процентов от зала в 1000 мест. Ну то есть это просто какие-то ограничения, которые надстроены над другими ограничениями. Вся нелогичность вводимых ограничений окончательно погубит нашу отрасль».

О существовании острой проблемы регуляции концертной деятельности в условиях пандемии говорят и другие участники рынка. В интервью mir24.tv продюсер Андрей Клюкин заявил, что бизнес готов подстраиваться под ограничения, но ему необходима четкая система координат, которая исключила бы полную отмену мероприятий.

«Бизнес никак не выживает, – говорит Клюкин, – он должен миллиарды рублей. У людей на руках билетов на 8 млрд рублей. Бизнес находится в состоянии коматоза. Ему, чтобы выживать или не выживать, принимать решения, нужны четкие правила игры. Он сам придумает, как выжить. И кафе придумают, как им выжить, и кинотеатры – только дайте правило, которое будет связано с реальностью. Именно 29-30 октября должно было быть много больших мероприятий, но за несколько дней тебе говорят: «COVID-free, не COVID-free, все равно все отменяем». В этих условиях невозможно существовать».

Коронавирусные ограниченияКакие меры защиты от COVID-19 ввели в Москве?

«Не так страшен локдаун, если бы он проходил в рамках каких-то согласованных правил. Например, нам все время говорят: ребята, идите прививайтесь, «Спутник» помогает справиться с заболеванием, получайте QR-коды. Был согласован формат COVID-free, который подразумевает, что, если человек привился, он может вернуться к относительно нормальному образу жизни: ходить в кино, кафе, в театр и т.д. И сейчас, когда ситуация с коронавирусом снова ужасная, вдруг раз – и все это не работает. Получается так, будто люди, которые принимают решения, сами не верят в силу вакцинации… Другое дело, что и QR-коды – это ограничения, артисты и промоутеры стонут, это совершенно другой бизнес. Но в данном контексте это пласт десятый. Сейчас вводятся ограничения, которые уравнивают абсолютно всех – кто прививался и кто не прививался, что мне кажется очень опасной тенденцией, потому что в России и так очень сильно это «антиваксерское» движение».

Концертный бизнес всегда связан с планированием, отмечает продюсер, и отмена концерта в большом городе обойдется в любом случае в 5-6 млн рублей, даже при условии хороших отношений промоутера с музыкантами: «Ты сначала долго принимаешь решение, исследуешь рынок, проводишь рекламную кампанию, но если за два дня до этого все закрыли, то что дальше с этим делать? Повесить несколько сотен афиш в большом городе – это 3-4 млн рублей, на них будет написано «COVID-free» – уже понятно, что зрителей будет в несколько раз меньше. Просто человек, который нарисует сцену, сделает развес света, он уже будет стоить полмиллиона рублей. И тут раз – COVID-free тоже теперь не работает. Ты в любом случае одним махом теряешь 5-6 млн рублей».

Продюсер Илья Островский в интервью mir24.tv сообщил, что, несмотря на небольшую передышку, индустрия не успела восстановиться. Действующие ограничения и в месяцы коронавирусного затишья не позволяли работать на полную мощность.

«Я удивлен, почему «череды банкротств» до сих пор не произошло, – говорит Островский. – Наверное, в какой-то степени это связано с тем, что на сегодняшний день огромное количество билетов осталось на руках у зрителей, которые, по разным причинам, не затребовали возврат денежных средств. Но по факту у многих организаторов, у меня в том числе, в период с 1 по 7 ноября (в случае с Москвой с 28 октября) были запланированы концертные мероприятия, и потраченные деньги уже никак не вернуть. Какие-то цифры за аренду клуба, гонорары – это все обсуждаемо, но есть очевидно невозвратные деньги – это деньги на рекламу. Никакой компенсации со стороны государства в этом случае, естественно, не предусмотрено. Это живые потери, и когда таких потерь накопится некая критическая масса, тогда, видимо, и последует эта самая череда банкротств».

После подписания президентом указа о введении нерабочих дней для большинства организаций и предприятий страны, за исключением стратегических и медицинских, правительство озвучило меры поддержки бизнеса. Предприятия из наиболее уязвимых отраслей смогут получить разовый грант в объеме одного МРОТ (12 792 руб.) на одного занятого и взять кредит под 3% годовых с большой рассрочкой. По оценкам правительства, потери бизнеса оцениваются в 4 млрд руб. в сутки, за две недели они составят около 60 млрд руб.

«У нас в стране поддержка носит очень условный характер, предлагаются компенсации каких-то минимальных размеров. Все же прекрасно понимают, что зарплаты платятся не в размере МРОТа, а намного больше. Предлагаются какие-то льготы и кредиты, но, во-первых, кредиты рано или поздно надо возвращать. Те, кто взяли в прошлом году кредиты на год, сейчас должны возвращать, а выплачивать их, наверное, снова нечем», – считает Илья Островский.

«На данный момент особых мер поддержки нет, – говорит Андрей Клюкин, – рассматривается этот МРОТ в 12 тысяч рублей на сотрудника, насколько я знаю. При этом все прекрасно понимают, что 12 тысяч рублей в этом бизнесе мало кто получает. И этим деньгам будут рады, но все равно мы не сравнимся, скажем, с Германией, которая оплачивает 80% зарплаты, которую ты получал, оплачивает офисы и потери. Никто этого не ждет, все ждут введения правил, которые будут выполняться».